Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    ...и информатизация всей страны

    Обзор состояния рынка аппаратного обеспечения в Казахстане в 2006 году.

    12 января 2007 15:47, Игорь Переверзев, Адиль Урманов, Бизнес & Власть

    «Провинция активизировалась» — так можно обозначить основной тренд ушедшего года. Рост компьютерного рынка в столицах, конечно, продолжается, но он не идет ни в какое сравнение с прорывом в регионах. Например, количество региональных компьютерных компаний, с которыми сотрудничает HP, увеличилось в полтора раза. Рост продаж региональных партнеров в три раза превысил тот же показатель столичных продавцов компьютерного оборудования. В HP вынуждены были из-за этого увеличить штат сотрудников в полтора раза, и эта цифра, похоже, не предел.

    Другой достаточно явной тенденцией, которая, впрочем, была предсказана заранее, стал рост розничных сетей. Объясняется этот факт, разумеется, увеличением доходов населения. Некоторые компании удвоили команду, работающую именно в этом сегменте: набрали новых представителей по продажам, мерчендайзеров и промоутеров, ежедневно присутствующих в магазинах партнеров.

    Что касается печати, то прорывным сектором здесь стали многофункциональные устройства, объединяющие в себе принтер, сканер, копировальный аппарат и иногда брошюровщик или факс. Той же HP удалось по лазерным «комбайнам» удвоить продажи, а по струйным данная компания по-прежнему остается лидером с долей рынка в СНГ больше пятидесяти процентов. Как утверждают в HP, такая ситуация объясняется наличием сбалансированной продуктовой линейки, развитым партнерским каналом, активной маркетинговой политикой компании. Тем более любопытен тот факт, что на общем фоне именно лазерные принтеры не вполне оправдали ожидания HP. Возможно, потому, что доля этой компании в СНГ увеличилась «всего» на десять процентов. Глава представительства Xerox Ltd в Казахстане и Средней Азии Юлиан Григоров замечает при этом, что лазерная печать сегодня почти вытеснила струйную.

    Переход на цвет, который, как ожидалось, станет главной точкой роста в 2006 году, как говорят в HP, пока не оправдывает ожиданий. Рынок удвоился, но все-таки, как выразились в HP, «все еще остается довольно узким» и его по-прежнему нельзя сравнивать с огромным рынком монохромной печати. Однако, безусловно, именно в цветной лазерной печати НР видит большой потенциал для роста и продолжит делать серьезные инвестиции в развитие этого рынка. Xerox же продажи на этом «узком рынке» радуют. «Колоссальный успех, — говорит Юлиан Григоров, — в 2006 нам принесла концепция «цвет как функция», реализованная в нашей новинке WorkCentre 7132, когда рынку по очень доступной цене был предложен аппарат с возможностью печати и сканирования в цвете. При этом пользоваться цветом можно разрешать, например, лишь ограниченному кругу пользователей, а стоимость печати монохромного листа идентична стоимости печати на обычном принтере!».

    Расстроило Xerox другое: «Мы ожидали большей активности в более дорогом сегменте производительного офисного цвета и более активного замещения аппаратов средней производительности А3 формата аппаратами А4 формата». Дело в том, что стоимость таких устройств значительно ниже, а реальные потребности множества компаний в печати формата А3 исчисляются единицами страниц в месяц, что делает покупку устройств формата А4 более логичной. Смещение к аппаратам А4 происходит, но не такими темпами, как предполагалось.

    Что касается компьютеров, новинкой здесь являются так называемые «тонкие клиенты». Каждое рабочее место представляет собой лишь монитор, сетевую карту, клавиатуру и мышь. Все задачи выполняются сервером. По сути, это хорошо забытое старое — в 70-х Unix-системы работали по такому же принципу. Однако потом из-за того, что передавать серверу нужно было все больше данных, а эти технологии развивались не столь быстро, все вытеснили персональные компьютеры. Сейчас происходит возвращение к истокам. Решение крайне интересное по соотношению цена-качество, оптимально подходящее для сферы образования, построения консолидированной IT-инфраструктуры в министерствах, ведомствах или крупных компаниях. При этом существенно проще решаются вопросы обновления, контроля в целом за системой, масштабируемости и безопасности. Последнее немаловажно, например, в условиях школы. «Тонкие клиенты» безопасны как для школьников, так и от школьников — на них сложно что-то сломать. При этом служат они 7–10 лет. По сравнению с 3–5 годами персональных компьютеров, которые к тому же существенно дороже, видна серьезная экономия. В Казахстане осуществленных проектов по этой технологии пока не было, но, например, в Узбекистане и Азербайджане HP уже установили свои системы в школах (в Баку оборудовано 70 классов, в каждом из которых по 18 рабочих мест). Фактически это зарождающийся на наших глазах рынок. По отчетам аналитиков, в частности IDС, через пять лет более 15% рабочих мест будут приходиться на «тонких клиентов».

    По мнению Екатерины Курасовой, регионального менеджера по Казахстану и Кыргызстану Fujitsu Siemens Computers GmbH, дальнейшее стремительное развитие в среде hardware пойдет по двум основным направлениям: мобильные продукты и центры хранения и обработки данных. На розничном рынке ноутбуки вытесняют ПК, они меньше по объемам, весу и даже цене при том же наборе функциональных возможностей. Уходят с полок ELT-мониторы, и даже 15-дюймовые LCD-дисплеи уже трудно приобрести. Все больше в этом сегменте пользуются спросом 22-дюймовые мониторы.

    Что касается серверов, то жесткие диски выносятся теперь за пределы самого системного блока в так называемые дисковые массивы, которые, в свою очередь, предоставляют свои ресурсы нескольким серверам одновременно.

    Другая явная тенденция — переключение традиционно «железных» компаний на консалтинговые и сервисные услуги. Об этом говорят и в Xerox, и в HP. Генеральный директор HP в СНГ Хилмар Лоренц, например, заявил на ежегодной пресс-конференции, прошедшей в Баку: «Раньше считалось, что легче держать в компании штат IT-специалистов. Но на рынке стало не хватать высококвалифицированных профессионалов. И возникла потребность в аутсорсинге. Сегодня мы все больше идем к тому, чтобы не только продавать интегрированные IT-решения, но и оказывать услуги по установке этих систем».

    Мнение

    Андрей Верховод, независимый эксперт в сфере IT, говорит: «Быстрый рост рынка ноутбуков начался в Казахстане немного позже, чем на более развитых рынках, включая российский. Однако уже в 2004 году этот рынок вырос у нас вдвое и продолжил расти очень быстро в 2005. Тенденция опережающего роста этого рынка, очевидно, продолжилась и в 2006 году.

    Интересно отметить, что, например, по сравнению с российским рынком ноутов у казахстанского есть свои особенности — у нашего северного соседа были очень сильны позиции местных сборщиков, а в Казахстане этот сегмент производителей почти отсутствовал. Да и сейчас он все еще очень слаб и вряд ли значительно вырастет. На нашем рынке ноутбуков абсолютно доминирует техника класса brand-name (HP, FSC, Toshiba, Dell, Acer etc), причем несколько лет безоговорочным лидером в Казахстане являлся HP (в России это совсем не так — там позиции HP на рынке ноутов cлабее). Начиная с 2005 года конкуренция на рынке ноутов значительно усилилась, и сейчас основные игроки (HP, FSC, Acer, Toshiba, Dell) прилагают усилия по завоеванию доли этого важного для них рынка.

    Дело в том, что хотя доля ноутбуков на всем рынке ПК (который включает еще настольные ПК и серверы архитектуры x86) в Казахстане стабильно растет, она пока еще сильно отстает от западноевропейских и даже российских показателей (примерно 13% в Казахстане и 40% — в Западной Европе в 2005 г.). Судя по всему, этот рынок в нашей стране является приоритетным для западных производителей ПК, и они будут наращивать усилия в этой сфере и в Казахстане: как видно из цифр, приведенных выше, пространство для роста еще очень значительно.

    С рынком «тонких клиентов» тоже не все так просто. Ожидания по этому рынку не оправдались, по крайней мере в России. «Тонкий клиент» требует серьезной инфраструктуры и сильных специалистов как у компании-клиентов, так и у поставщиков. При этом цены на «тонкие клиенты» не очень сильно отличаются от дешевых компьютеров. Поэтому ожидать значительного роста этого сегмента рынка в Казахстане пока не приходится. Также нельзя прогнозировать рост количества «тонких клиентов» и в школах. Тут можно отметить, что это предложение не совсем полно отвечает потребностям программы компьютеризации в системе общего образования. От учителей требуется обучить детей работе скорее на персональном компьютере, а не работе с удаленным сервером.

    На рынке периферийных устройств (hardcopy peripheral) начиная с 2005 года явно обозначился опережающий рост сегмента многофункциональных устройств (МФУ). Причем необходимо отметить, что этот рост происходит во всех трех основных технологических подсегментах: монохромных лазерных, цветных лазерных и струйных устройств. МФУ начали активно заменять монофункциональные устройства (single functial device). В 2005 году в Казахстане на фоне падения спроса на рынке струйных принтеров и незначительного роста рынка лазерных монофункциональных принтеров рынок МФУ рос очень быстро, фактически став двигателем всего рынка периферийных устройств. Очевидно, что эта тенденция опережающего рынка МФУ только усилилась.

    Интересно отметить, что львиную долю казахстанского рынка периферийных устройств всегда занимали лазерные устройства печати. Еще в 2004 году лазерных устройств в Казахстане было продано почти в два раза больше, чем струйных. Тогда как на более развитых рынках, например в Восточной Европе, серьезное «наступление» лазерников началось только в 2005 году. Таким образом, наша страна в этой сфере стала своеобразным законодателем моды в регионе».

    Эксперт

    Сергей Плаксин, директор департамента персональных компьютерных систем и департамента систем цифровой обработки изображений и печати HP в странах СНГ считает: «Ошибка некоторых вендоров, на мой взгляд, в том, что они концентрируются на центре, нескольких крупных заказчиках в Алматы и Астане и не делают следующего шага в регионы. Мы же, как раз идем в регионы и очень довольны результатом. HP удается развить свой бизнес за счет сотрудничества с партнерами, работы с ключевыми корпоративными заказчиками в регионах, региональной маркетинговой политики, развития сервисной инфраструктуры. Именно здесь мы видим основной потенциал. Один из вариантов взаимодействия с партнерами — это их сертификация. В СНГ в прошедшем году 67 компаний, пройдя строгий обзор, получили сертификаты HP Preferred Partner.

    Как пример развития нашей внутренней инфраструктуры можно привести оригинальные расходные материалы. Лишь два года назад в СНГ мы создали подразделение, которое на этом специализируется. Ключевая его задача состоит в том, чтобы клиенты, покупая нашу технику, всегда были уверены, что картриджи им не придется искать. Сегодня это один из наших быстрорастущих бизнесов.

    Разумеется, сильной отправной точкой роста стали у нас ноутбуки. Рынок более чем удвоился в количественном выражении. В Европе количество проданных ноутбуков превзойдет число проданных персональных компьютеров в следующие два года точно. Тот же тренд прослеживается и у нас, пусть и не в столь значительной степени. Понимая это, мы ориентируемся здесь на средний ценовой сегмент.

    Что до настольных компьютеров, как все мы знаем, в СНГ доля рынка А-брэндов в розничном сегменте до сих пор была не очень велика. Однако мировые производители, и мы в частности, концентрируют усилия на сокращении всех возможных, в том числе логистических, издержек, делают все, чтобы быть конкурентными на рынке по сравнению с «самосбором». В результате разница в цене «самосбора» и A-brand компьютера очень сильно сократилась. По моим ожиданиям, в ближайшие три года доля брэндированных компьютеров вырастет как минимум до 5–10%. Естественно, это будет сопровождаться изменением ценовой политики А-брэндов в странах СНГ. В Казахстане продавать компьютеры в розничных сетях мы начали только в прошлом году, и в 2007, я надеюсь, это направление станет одним из успешных».

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии