Взрослеющий Казнет
Некоторые данные из исследования «Интернет в Казахстане: казахстанский контент, казахстанская интернет-экономика, казахстанское интернет-право, казахскоязычный сегмент».
Основной аудиторией Казнета является молодежь, при этом уровень сложности пользования ресурсами интернета пока остается невысоким, и ограничивается использованием услуг электронной почты, членством в популярных социальных сетях, скачиванием развлекательного контента, игр и приложений по моментальному обмену сообщениями.
Таков один из выводов, к которому пришли авторы крупномасштабного исследования «Интернет в Казахстане: казахстанский контент, казахстанская интернет-экономика, казахстанское интернет-право, казахскоязычный сегмент», презентация которого состоялась в ходе первого регионального форума по развитию интернет-сферы в Центральной Азии «Internet CA-2010».
В своих попытках дать характеристику преобладающего содержания отечественных
«Несмотря на кризис и другие факторы, последние два года наблюдается наполнение казахстанского контента, причем, что радует тот факт, что в это стал вкладываться бизнес, более того, Казнет — также стал площадкой для развития бизнеса. Но вместе с этим развитие содержательной и инструментальной частей Казнета я бы назвал затрудненным, — комментирует ситуацию Адиль Нурмаков, один из авторов исследования, исполнительный директор Центра по изучению конкурентноспособности, по его словам причиной тому является узкий рынок. — Людей у нас и так в принципе мало, а пользователей среди них еще меньше. Потому пока на эту целевую аудиторию ориентироваться бизнесу пока еще сложно».
Кроме того, согласно экспертному мнению, около 80% интернет-трафика приходится на зарубежные (в основном российские) интернет-ресурсы. Это значит, что «выращенный» потребитель уходит «на сторону».
Между тем, как подчеркивает специалист, несмотря на то, что рост числа потребителей интернет-услуг наблюдается, «качество» этих пользователей, в среднем, мягко говоря, еще требует своего совершенства. Что не может не влиять на тенденции развития содержания и предпочтения разработчиков и инвесторов по созданию
Сегодня же, по данным исследования компании Kcell, большей популярностью среди казахстанцев пользуются такие интернет-услуги как общение в чатах (36,6%), осуществление звонков с помощью информационно-коммуникационных технологий (34,1%), обновление своего статуса в социальных сетях (на Facebook, Twitter, vkontakte.ru, mail.ru — мой мир и др.). Менее популярные — написание статей в блоггах (11,7%) и комментирование других записей (12,7%) и др.
Интересно, что на вопрос «Каким из указанных ниже видов деятельности Вы занимались в интернете в течение последнего года», респонденты больше всего проголосовали за «поиск отзывов других людей о товарах и услугах» (56,3%), «сравнение цен на товары и услуги» (55,1%). Этим потенциально могли грамотно воспользоваться рекламодатели, однако, как отмечают эксперты отечественного интернет-пространства, этого не произошло. Как было сообщено во время Форума, по оценкам игроков объем рынка рекламы в Казнете составляет около $5 млн., что составляет около 1% затрат на рекламу на радио, прессу и телевидение в Казахстане.
Между тем, по информации республиканского Агентства информатизации и связи РК (АИС), в 2007 г. уровень проникновения интернета по стране составлял 11% (1,6 млн.), в 2008 г. — до 14%, но уже в октябре 2009 г. председатель АИС озвучил цифру в 30% (4,7 млн. чел.), основанную на отчетах операторов связи. В это количество вошли 1,2 млн. абонентов широкополосного доступа, 0,4 млн. абонентов коммутируемого доступа
На взгляд Адиля Нурмакова, объективным данный показатель считать довольно сложно, «поскольку абоненты сотовых операторов, пользующиеся услугами мобильного интернета (WAP, GPRS, EDGE), чаще всего относятся к одной из первых двух категорий пользователей». Однако, несмотря на сомнения в методологии официальной статистики, эксперт отмечает позитивный факт быстрого роста числа абонентов широкополосного доступа — с 381 тыс. в 2007 г. до 661 тыс. в 2008 г., и практически возросший вдвое показатель в 2009 г.
Зарубежные же источники, как отмечено в тексте исследования, дают менее высокие цифры по Казахстану. «Так, по статистике организации InternetWorldStat, уровень проникновения интернета составляет 12,3% (1,9 млн.), однако также признаются высокие темпы приобщения населения республики к Всемирной паутине: в период
Между тем, на взгляд Александра Ляхова, исполнительного директора ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана», несмотря на относительно невысокие показатели числа пользователей услугами интернета в Казахстане, точное число которых, к слову, по разным подсчетам варьируется от 1,5 млн. до 6,3 млн. человек, можно прогнозировать уверенный рост числа интернет-пользователей, равно как и рост количества и качества информационных интернет-ресурсов и сетевых сервисов в Казнете.
Комментарии