Сейчас он как выпрыгнет!
Развитие рынка рекламы в Казнете.
Интерес к размещению рекламы в интернете в эпоху кризиса возрастает. Но в Казахстане этот канал пока имеет низкую конкурентоспособность в сравнении с другими рекламными носителями.
В годы кризиса реклама стала потихоньку уходить из жизни рядовых граждан — на улицах появились пустые баннеры, журналы «усохли» в размерах, фильмы стали не так часто прерываться роликами компаний. По итогам прошлого года общее снижение рекламных бюджетов на телевидении, радио, в прессе и наружной рекламе составило 23,3%. Но один из рекламных носителей, который пока многие не замечают, продолжает активно приобретать популярность — это интернет.
По оценкам интернет-портала NUR.KZ и рекламного агентства «Акавита Казахстан», рост рынка интернет-рекламы в Казахстане составляет примерно 50% в год. В 2009 году объем этого рынка был около трех миллионов долларов (эксперты сравнивали бюджеты крупнейших рекламодателей и инсайдерскую информацию). Для примера: в 2008 году эта цифра была не более двух миллионов долларов, а в
Но это только начало. Директор интернет-портала NUR.KZ Василий Ульянов считает, что в перспективе за пять лет рынок вырастет в пять раз, как минимум до 15 млн. долларов. «Это связано и с увеличением активности рекламодателей и с увеличением культуры бизнеса. Сейчас очень немногие компании оценивают эффективность проведенных рекламных кампаний, в то время как в странах Европы такая практика считается нормой», — отмечает эксперт. Рынок интернет-рекламы, например, в России имеет, по мнению Interactive Advertising Bureau (IAB), существенный нереализованный потенциал. 60% рекламодателей увеличили бы расходы на интернет-рекламу, если бы обладали большей информацией о показателях ее эффективности. По мнению
«В Казахстане доля интернет-рекламы на рынке сейчас порядка 1%. Такая ситуация в России наблюдалась лет пять назад, а сейчас доля интернета в рекламном пироге выросла до 7% (согласно исследованию АКАР за 2009 год), — говорит руководитель отдела sales-маркетинга компании Яндекс Антон Попов. — Мы полагаем, что в Казахстане рынок будет расти схожими темпами. Например, мы сейчас видим здесь очень бурный рост заказчиков контекстной рекламы — в 2009 году их число увеличилось на 250% по сравнению с 2008 годом».
Многие рекламодатели сегодня скорее тестируют инструменты интернет-рекламы, но проблема не только в их нерешительности, но и в неразвитости самих площадок для размещения рекламного контента, поэтому приходится пользоваться российскими ресурсами.
Войди в контакт
Те, кто специализируется на размещении рекламы в интернете, говорят, что этот рынок находится на уровне ребенка, делающего первые шаги. «Определением этого может являться то, что потенциально крупные рекламодатели, локальные (крупные компании, банковский сектор, автодилеры и так далее), не уделяют должного внимания интернет-аудитории и не имеют абсолютно никакого представления о качестве услуг», — говорит руководитель компании Adam.kz Ян Музин. И добавляет, что они сталкиваются с отсутствием желания рекламодателя вникать во все тонкости рекламы (выбор площадки, целевая аудитория, стоимость клиента, узнаваемость бренда и т.д.). «Это один из показателей того, на какой стадии находится рынок», — констатирует
Главная предпосылка для развития рынка - рост интернет-аудитории. По результатам опроса населения, проведенного компанией
«С ростом числа пользователей интернетом появляется все больше интересных интернет-площадок, а вместе с этим растет интерес компаний к интернет-рекламе. Так, по данным наших казахстанских партнеров и по нашим наблюдениям, все больше крупных рекламных агентств формируют отделы, специализирующиеся на интернет-рекламе», — говорит Антон Попов.
Казахстанские сайты часто не могут дать большого охвата аудитории, и это снижает их привлекательность. По данным лаборатории «Сарафанное радио», наиболее активно в Казахстане посещают такие сайты, как mail.ru и vkontakte.ru, а также поисковые системы Google и Яндекс. Эти российские сайты стали предлагать рекламные услуги специализированно для казахстанской аудитории. Например, в конце прошлого года на нашем рынке появилась компания Яндекс. В России у больших площадок аудитория сопоставима с аудиторией печатных изданий, а у некоторых — с аудиторией ТВ, что позволяет им быть ценным маркетинговым инструментом.
Ежемесячно Яндекс, например, обрабатывает порядка 20 млн. поисковых запросов от казахстанской аудитории. Среднесуточный охват аудитории Яндекс.Директом (система автоматического размещения контекстной рекламы) составляет порядка 400 тыс. пользователей из Казахстана, а в месяц по объявлениям Директа осуществляют переход более миллиона казахстанцев. Сегодня доля казахстанского трафика, а соответственно, и доходы от контекстной рекламы в Казахстане, в общем объеме Яндекса довольно малы — примерно 2%, но уже через пару лет этот показатель, как ожидают в компании, достигнет 5%. Когда компания заходила на рынок, в сети Яндекс. Директа было около
Как вам это на вкус?
Вся интернет-реклама делится на три основных вида: медийная (размещение баннеров), контекстная (по ключевым словам в поисковых системах) и в социальных сетях, блогах и т.п. (формирование мнений). Последний вид больше относится к PR.
«Если говорить о баннерах, то чаще всего это крупные компании (или рекламные агентства, которые их продвигают), которым необходимо решать имиджевые задачи, — рассказывает
Сегодня kaspi bank тестирует различные стратегии присутствия в интернете, начиная от размещения прямой рекламы на популярных ресурсах до проведения онлайн-конференций первого руководителя. При этом бюджет на интернет-рекламу в процентном соотношении самый низкий. «Мы ежегодно видим, что проникновение услуг/возможностей использования интернета растет, — говорит исполнительный директор kaspi bank Лариса Пак. — Привлекательной стороной, конечно, является низкая стоимость контакта в сравнении с оффлайновыми инструментами и возможность использования более четкого и прицельного таргетинга (возможность донесения сообщения для необходимой аудитории)». В числе сильных сторон этого инструмента она также отмечает возможность мониторинга и интерактивность. На текущий момент банк использовал в основном баннерную рекламу. В ближайшее время обещает расширить список используемых видов интернет-рекламы. «Рынок будет расти. Сдерживать его развитие может неразвитость наших казахстанских ресурсов. Контент — вот что важно и едва ли не самое важное в интернете», — заключает
Доля рекламного бюджета Beeline, приходящегося на интернет, находится в пределах 1%, при этом компания регулярно использует этот канал коммуникации для продвижения новых услуг и продуктов. В 2009 году, в частности, через интернет рекламировалась услуга высокоскоростного интернет-доступа по технологии FTTB «Интернет дома»,
Tayniy Sovetnik Ogilvy PR как
Эффективность интернет-кампаний по продвижению товаров или услуг связана не только с массовым доступом и пользованием интернетом, но также и с активностью населения в сети. «В Казахстане растет количество подключенных пользователей; однако в основном пассивное онлайн-поведение казахстанцев негативно сказывается на интернет-продвижении, которое по своей сути очень интерактивно», — говорит
После общения с этими компаниями возникает ощущение, что рекламодатели готовы и хотят работать с каналами продвижения в сети интернет, но вопрос в том, насколько готова казахстанская часть глобальной паутины работать с ними.
Комментарии