Казнет в разрезе
Анализ показателей развития Казнета в 2009 году.
По итогам 2009 года на интернет пришлось 9,6% от общих доходов предприятий отрасли связи в Казахстане. На интернет-доступе было заработано 42,6 млрд. тенге, что на 26,5% больше, чем в 2008 году. Т.е. доходы провайдеров выросли на четверть. Означает ли это, что на столько же выросла и интернет-аудитория Казахстана, и в целом — Казнет?
Но сначала, чтобы лучше представлять всю картину, давайте посмотрим на показатели рынка в целом. Итак, предприятиями связи в 2009 году, по оперативным данным Агентства по статистике, было оказано услуг на сумму 441,4 млрд. тенге, что в сопоставимых ценах на 8,3% больше объема 2008 года, доходы от реализации услуг связи населению составили 188,5 млрд. тенге, что на 2,3% больше объема января-декабря 2008 года. При этом доходы от услуг междугородной телефонной связи составили 52,1 млрд. тенге (что на 5,4% меньше чем в 2008 году), городской (местной) телефонной связи — 31 млрд. тенге (на 8,1% больше), интернета — 42,6 млрд. тенге (на 26,5% больше) и сотовой связи — 237 млрд. тенге (на 10,6% больше). Таким образом, наибольшие доли в общем объеме доходов предприятий связи составили доходы от услуг мобильной связи (53,9%), междугородной телефонной связи (11,8%), интернета (9,6%), городской (местной) телефонной связи (7,0%).
Как видим, в последнее время интернет не только стал занимать заметное место в структуре доходов отрасли связи Казахстана, но и показывает самые высокие темпы роста. Причем если мы посмотрим на объем интернет-услуг, оказанных в 2009 году населению, то увидим, что здесь рост еще более впечатляющий — 57,8% (было оказано услуг почти на 17 млрд. тенге). Также очень высокими темпами прирастает «село» — доходы предприятий связи от интернет-услуг в сельской местности составили в 2009 году 1,9 млрд. тенге, показав рост 117% к показателям предыдущего года (из них сельскому населению было оказано интернет-услуг на 1,15 млрд. тенге — рост 149%). Т.е. можно уверенно говорить о том, что интернет охватывает все более широкие слои населения Казахстана.
При этом сохраняется сильный дисбаланс в структуре доходов в разрезе областей: львиная доля — 51% — приходится на Алматы. Затем идет Астана (7%), Карагандинская (6%), Атырауская (5%), Восточно-Казахстанская (4%) области.
Любопытно, что аналогичным образом распределяются и доли посетителей сайтов Казнета (по данным интернет-счетчика CountZero): около 48% приходится на Алматы, 8% — на Астану, 6,5% — на Караганду, 3,5% — на Павлодар, по 2,5% — на Атырау и Актобе.
Что касается казахстанской интернет-аудитории в количественном выражении, то тут мы наблюдаем очень большой разброс в называемых цифрах. Все то же Агентство РК по статистике заявляет о 734,4 тыс. абонентов. Председатель правления АО «Казахтелеком» Аскар Жумагалиев на встрече с Нурсултаном Назарбаевым в начале февраля, во время которой он проинформировал президента Казахстана об итогах работы компании за 2009 год, сказал об 1,8 млн. абонентов (из них 1,4 млн. используют широкополосный доступ). Исследовательская компания ICT Marketing называет цифру 3,16 млн. пользователей. А вот в интернет-компании PROFIT Online аудиторию казахстанских пользователей оценили в 4,3 млн. человек.
Главное расхождение кроется в терминологии. Если участники рынка под «абонентом» понимают отдельного пользователя, то для телекомкомпании «абонент» фактически равен «абонентской линии». А сколько пользователей у этой линии — вопрос второстепенный. А ведь одной линией могут пользоваться и несколько членов семьи, и несколько сотен сотрудников крупной компании. Тем не менее, интересно посмотреть на все цифры. Данные от Статагентства прежде всего привлекательны тем, что в них раскрыта структура в разрезе по областям. «Казахтелеком», как доминирующий оператор, позволяет сориентироваться по использованию широкополосного доступа домашними пользователями. У ICT Marketing раскрыта структура аудитории. А PROFIT Online, как представляется, наиболее точно показывает ее численность.
Итак, по результатам ежегодного исследования интернет-аудитории, проведенного компанией ICT-Marketing, на конец 2009 года количество пользователей интернета в Казахстане составляло 3,16 млн. человек, или 19,8% от населения республики. При этом 8 из 10 домохозяйств подключаются к глобальной сети через «Мегалайн». Для расчета использовались данные анкетного опроса городского и сельского населения РК. В целом за период с декабря 2008 года по декабрь 2009 года размер интернет-аудитории увеличился более чем на 30%. При этом доля детской аудитории (младше 16 лет) составляет 12% от общего размера интернет-аудитории.
В основном доступ в интернет осуществляется с компьютера или ноутбука. Доля тех, кто пользуется интернетом с мобильного телефона, невелика и составляет 7% взрослых (16 лет и старше) интернет-пользователей, живущих в городах РК с населением 70 тысяч и более человек. Аудитории пользователей интернета с мобильного телефона и с компьютера/ноутбука ощутимо пересекаются: 7 из 10 человек, использующих интернет с мобильного телефона, также пользуются интернетом с помощью компьютера/ноутбука, что необходимо учитывать при определении реального размера интернет-аудитории в Казахстане, сообщает ICT-Marketing в распространенном пресс-релизе.
Кроме того, исследование показало, что в 2009 году продолжился и рост интенсивности использования интернета. Ежедневные пользователи интернета, которые формируют ядро аудитории, составляют 42% взрослых интернет-пользователей в городах с населением 70 тысяч и более человек. В конце 2008 года доля ежедневных пользователей интернета составила 32%.
Активную аудиторию (используют ресурсы интернет минимум раз в неделю) в ноябре 2009 года в городах РК с населением от 70 тысяч человек составляли 79% взрослых интернет-пользователей. В конце 2008 года доля активной аудитории составляла 68% от всех взрослых пользователей интернета в Казахстане.
В конце 2009 года к регулярной интернет-аудитории (использующие интернет хотя бы несколько раз в месяц) относилось 92% взрослых пользователей из городов Казахстана с населением от 70 тысяч человек. В конце 2008 года аналогичный показатель составил 84%.
Основным местом использования интернета по-прежнему является дом, говорится в отчете ICT-Marketing. Если в октябре 2008 года доля взрослых интернет-пользователей, проживающих в городах РК с населением от 70 тысяч человек, которые чаще всего пользовались интернетом у себя дома, составила 56%, то в конце 2009 года этот показатель вырос до 61%. Доля взрослых интернет-пользователей, использующих интернет на работе, снизилась с 17% в октябре 2008 года до 14% в ноябре 2009 года.
Важным фактором, влияющим на развитие интернета в Казахстане, является уровень компьютеризации домохозяйств. За последний год он также возрос. Если в октябре 2008 года 42% семей городов РК с населением от 70 тысяч человек имело компьютер, то в ноябре 2009 года этот показатель составил уже 47%. Продолжается и рост количества семей с ноутбуками. Этот показатель вырос с 4% в октябре 2008 года до 7% в ноябре 2009 года.
За прошедший год увеличилась не только доля семей, имеющих компьютер, но и доля домохозяйств с подключением к интернету. В ноябре 2009 года 26 из 100 домохозяйств городов Казахстана с населением от 70 тысяч человек имело подключение к интернету (в октябре 2008 года этот показатель составлял 19 из 100 домохозяйств). Общее количество домохозяйств с подключением к интернету в городах Казахстана с населением от 70 тысяч человек увеличилось за прошедший год более чем на 30%.
Еще более укрепились позиции широкополосного доступа в интернет среди населения. По сравнению с 2007 годом картина рынка полностью поменялась. Если в сентябре 2007 года около 70% городских домохозяйств подключалось к интернету с помощью коммутируемого (dial-up) модема, то спустя 2 года таким способом пользовалось менее 20% домохозяйств. В ноябре 2009 года 8 из 10 домохозяйств подключаются к интернету через высокоскоростной широкополосный доступ, в частности через услугу Megaline АО «Казахтелеком».
Развитие широкополосного интернета позволяет привлекать к его использованию все большее количество домочадцев. В ноябре 2009 года в среднем в одной семье, проживающей в городе с населением от 70 тысяч человек и имеющей подключение ко Всемирной Сети, интернетом пользовались 2,4 члена семьи (в октябре 2008 года этот показатель составлял 2 человека).
Что касается оценок количества пользователей интернета в Казахстане участниками рынка, то они, напомним, несколько разнятся с данными, представленными ICT-Marketing. Так, в интернет-компании PROFIT Online интернет-аудиторию в Казахстане, по состоянию на январь 2010 года, оценили в 4,3 млн. пользователей, а ядро аудитории — в 1,2 млн. человек. Таким образом, прирост интернет-аудитории за прошлый год составил 72% — год назад, в январе 2009, в PROFIT Online количество пользователей интернета в Казахстане оценивали в 2,5 млн. человек. В этом году, прогнозируют в компании, ряды интернетчиков в Казахстане пополнит еще как минимум 1,8–2 млн. человек. Т.е. темпы роста могут несколько сократиться, но в абсолютном значении количество новых пользователей останется примерно на том же уровне. При этом ядро аудитории, главная движущая сила Казнета, приблизится к 2 млн. пользователей, считают в PROFIT Online. Т.е. можно ожидать, что по итогам 2010 года уровень проникновения интернета в Казахстане составит около 38–39%, или 6,1–6,3 млн. пользователей (рост по отношению к 2009 году — 40–45%).
Высокая динамика прироста интернет-аудитории — это естественный процесс, все больше людей открывают для себя те возможности, которые дает интернет. Для многих он становится не только удобным инструментом работы, но и универсальным средством получения и обмена информацией, общения. К тому же, условия доступа в интернет в Казахстане становятся все более привлекательными. Высокоскоростной доступ, увеличение лимита трафика и безлимитный доступ ко многим казахстанским сайтам подталкивают пользователей к более активному поведению в интернете, более интенсивному использованию его ресурсов.
Также интересно проследить изменения в посещаемости некоторых интернет-ресурсов. Так, по статистике портала Mail.ru, средняя суточная аудитория из Казахстана в декабре 2009 года была равна 720 тыс. человек против 455 тыс. посетителей в сутки еще в начале августа 2009 года. В социальной сети «ВКонтакте» на начало августа было зарегистрировано 616 тыс. казахстанцев, а в середине января 2010 года — уже больше 1 млн. А по данным казахстанского счетчика CountZero, сайты Казнета в будний день (точнее — за сутки) посещает около 1,08 млн. казахстанцев против 680 тыс. человек еще в начале августа 2009. Как видим, очевиден рост посещаемости в 1,5–1,6 раза всего за полгода. В его основе лежит как рост аудитории, так и увеличение ее активности.
А вот какие данные по основным показателям развития рынка ШПД в 2009 году приводит аналитическое агентство iKS-Consulting. Здесь надо отметить, что под «абонентом ШПД» имеется в виду юридическое или физическое лицо, подключенное к сети интернет-провайдера посредством выделенного и закрепленного за ним порта, и один абонент может объединять двух и более пользователей.
Так, объем рынка ШПД в Казахстане iKS-Consulting оценил в 27,7 млрд. тенге в 2009 году (прирост по отношению к 2008 году — 33,8%). Количество ШПД-абонентов по итогам года — 507,1 тыс. (прирост — 48,2%). Проникновение ШПД среди активных предприятий (согласно данным Агентства по статистике РК, количество активных предприятий в Казахстане по итогам 2009 года составило 111,4 тыс.) — 39% (прирост — 11,4%). Проникновение ШПД среди домохозяйств — 9% (прирост 50%).
Приведенные показатели подтверждают, что рынок ШПД развивался в 2009 году наиболее динамично, отмечается в отчете iKS-Consulting. Между тем, хотя показатели проникновения услуги в корпоративном и частном сегментах номинально невысоки, наблюдается значительное отставание темпов роста доходов от темпов роста абонентской базы. Это связано с тем, что рост осуществляется за счет все менее доходных абонентов как среди предприятий, так и среди домохозяйств.
При оценке перспектив роста рынка ШПД важно учитывать следующие особенности:
— Структура корпоративного рынка. Количество крупных и средних предприятий — наиболее активных и высокодоходных абонентов — составляет всего 12% от общего числа активных предприятий, и они уже охвачены услугами ШПД более чем на 90%. Таким образом, приток новых абонентов происходит исключительно из числа малых предприятий.
— Структура рынка частных пользователей. Рынок ШПД формируется, прежде всего, в городах, жители которых составляют чуть более половины всего населения РК. Поэтому проникновение ШПД в пересчете на городские домохозяйства составляет уже 17–20% (в зависимости от региона), что по опыту других стран означает первичное насыщение рынка и необходимость более активного стимулирования спроса на ШПД для сохранения высоких темпов роста числа абонентов.
Привлечение новых клиентов с меньшим уровнем платежеспособности требует от операторов постепенного снижения тарифов. В условиях, когда операторы еще не научились зарабатывать на сервисах в интернете и формируют свои доходы исключительно за счет сбора платы за доступ к сети, неизбежно снижение показателя средней доходности абонентов ШПД. Кроме того, конкуренция между фиксированными и мобильными сетями будет усиливаться не только в отношении голосовых услуг, но и в части передачи данных, что потребует от провайдеров фиксированного доступа значительной гибкости.
Продолжается и активный прирост доменной зоны kz. В 2009 году, по данным интернет-компании PROFIT Online, было подано более 16,5 тысяч заявок на регистрацию доменов в зоне KZ. Всего в 2009 году, по данным компании, было подано 16658 заявок на новые домены, что соответствует среднемесячной активности 1388 имен. «Как и раньше, не все поданные заявки оплачиваются, — комментируют представители PROFIT Online. — И если в предыдущие годы, по нашей статистике, реально покупалось 65–70% доменных имен от поданных заявок, в этом, по нашим оценкам, этот показатель еще ниже — примерно 60–65%. Такое положение связано с интересной ситуацией, которую можно было наблюдать в середине года, когда Казахский центр сетевой информации (KazNIC) подавал сотни заявок на регистрацию доменов от своего имени. Все имена состояли из беспорядочного набора символов и, естественно, не были оплачены. Остается загадкой зачем такие маневры потребовались КазНИКу, но факт остается фактом».
Таким образом, можно предположить, что доменная зона KZ реально пополнилась за 2009 год лишь на 10–11 тыс. имен, а общий доменный пул зоны KZ, по состоянию на конец 2009 года, составляет около 42 тысяч имен — год назад, в конце 2008-го, этот показатель был равен 32 тысячам. В целом интерес к доменной зоне KZ остается высоким, о чем свидетельствует стабильно растущий спрос на доменные имена. Так, среднемесячное количество заявок выросло до 1388 с 1103 в 2008 году.
Отдельно стоит отметить всплеск активности, произошедший в последний месяц года. Он связан с регистрацией доменных имен на кириллице. Так, на традиционные домены на латинице в декабре пришлось 1297 заявок, а остальные 327 были поданы в кириллическом виде. Например, в декабре были поданы заявки на такие кириллические домены в зоне KZ, как абонент.kz, автозапчасти.kz, автомобиль.kz, аптека.kz, водка.kz, гаджет.kz, газ.kz, колеса.kz, коммерция.kz, комплектующие.kz, мягкаямебель.kz, пиво.kz и другие.
Таким образом, прирост количества заявок, по сравнению с 2008 годом, составил 25,8% (годом ранее этот показатель составлял 28,8%).
Действующих сайтов в Казнете тоже прибавилось. Так, в каталоге рейтинга CountZero на начало 2010 года было зарегистрировано 8,5 тыс. сайтов (для сравнения — в начале 2008 года в каталоге числилось около 5 тыс. сайтов). Т.е., по грубым оценкам, за два года Казнет прирос 3,5 тысячью сайтов.
Значительно выросла и посещаемость казахстанских ресурсов (в скобках — данные на начало 2008 года):
Свыше 10000 пользователей — 14 сайтов (5)
Свыше 1000 пользователей — 125 сайтов (50)
Свыше 500 пользователей — 200 сайтов (100)
Свыше 200 пользователей — 340 сайтов (200)
Свыше 100 пользователей — 500 сайтов (300)
Свыше 10 пользователей — 1200 сайтов (700)
Как видим, действительно произошел не только количественный, но и качественный рост, о чем говорит значительное увеличение числа сайтов с высокой посещаемостью.
Высокая динамика прироста интернет-аудитории — это естественный процесс, все больше людей открывают для себя те возможности, которые дает интернет. Для многих он становится не только удобным инструментом работы, но и универсальным средством получения и обмена информацией, общения. К тому же, условия доступа в интернет в Казахстане становятся все более привлекательными. Высокоскоростной доступ, увеличение лимита трафика и безлимитный доступ ко многим казахстанским сайтам подталкивают пользователей к более активному поведению в интернете, более интенсивному использованию его ресурсов.
Например, с 1 января 2010 года в Алматы в тестовом режиме начал действовать новый тарифный план Megaline — iD Net Motor — со скоростью на внешние ресурсы 2 Мбит/с и на внутренние ресурсы АО «Казахтелеком» — 100 Мбит/с. При этом лимит потребленного трафика установлен на уровне 40 Гб/мес., а ежемесячная абонентская плата составляет 4600 тг.
Усиливается и взаимодействие казахстанских провайдеров — в течение 2009 года еще несколько компаний подключились к Национальному Центру обмена интернет-трафиком. Это позволит компаниям разгрузить внешние интернет-каналы и повысить качество предоставляемых услуг. Напомним, что первый в Республике Казахстан Национальный Центр обмена интернет-трафиком (Kazakhstan Traffic Exchange) функционирует в Алматы с октября 2007 года. Центр предоставляет возможность отечественным провайдерам интернет-услуг обмениваться казахстанским трафиком без использования международных интернет-каналов, по единым для всех правилам и условиям подключения, в соответствии со стандартными пиринговыми соглашениями.
На данный момент, в рамках Центра осуществляется пиринговое взаимодействие между сетями восьми операторов связи — АО «Казахтелеком», АО «Нурсат», ТОО «Интелсофт», AO «Astel», ТОО «Базис Телеком», ТОО «Современные Телекоммуникационные системы», ТОО «ОБИТ-Телекоммуникации» и Space.kz. Скорость обмена интернет-трафиком достигает 60 мегабит/сек.
«Такое взаимодействие интересно всем участникам пирингового центра, так как разгружаются внешние интернет-каналы и уменьшается задержка передачи данных внутри Казахстана, — считает директор Ассоциации «Центр обмена интернет-трафиком» Эрлен Ахметов. — Таким образом, снижается себестоимость трафика, и это позволяет операторам связи выстраивать свою тарифную политику для конечных пользователей с акцентом на снижение».
Напомним, что в 2008 году было принято решение отменить вступительный взнос для операторов, желающих присоединиться к Центру. Кроме того, за счет оптимизации работы Центра, существенно снизился ежемесячный членский взнос для участников.
В качестве основной альтернативы проводному широкополосному доступу в интернет в Казахстане рассматривается беспроводной доступ, к тому же позволяющий обойти проводную инфраструктуру, принадлежащую, преимущественно, «Казахтелекому». И хотя постоянно растет количество Wi-Fi-точек, начинают появляться Wi-Max проекты, основная надежда по-прежнему возлагается на технологию сотовой связи 3G. Это связано с высоким уровнем проникновения мобильной связи (в Казахстане он уже близок к 100%) и широким распространением абонентских устройств (практически любой современный сотовый телефон поддерживает стандарт связи третьего поколения). Таким образом, все, что потребуется от абонента, — просто подключить услугу скоростного интернет-доступа. Однако насколько востребованной станет услуга — предположить сложно. Многое будет зависеть и от ценовой политики операторов. А они пока не могут сойтись в цене за лицензию с Агентством по информатизации и связи Казахстана. Тем не менее, и Beeline, и Kcell уже активно продвигают на рынке USB-модемы 3G.
Можно смело констатировать, что Казнет — во всех своих проявлениях — крепчает.
Комментарии