Как показал опрос, проведенный сайтом Fingramota.kz, 48% казахстанцев не пользуются услугами интернет-банкинга. Более того, около 22% наших сограждан вообще не слышали об этом сервисе. «&» разбирался, c чем это может быть связано.
В Казахстане не так много людей в повседневной жизни используют интернет для оплаты услуг, говорит начальник управления карточного администрирования банка «Хоум Кредит» Алима Шамуратова. По ее наблюдениям, сегодня люди используют интернет в основном как новостной ресурс, средство общения и источник информации. «У нашего потребителя пока нет привычки заменять свои повседневные операции с деньгами интернет-услугами. Люди часто поступают по старинке, но надежно — вместо нескольких кликов мышкой им проще оплатить коммунальные услуги или услуги связи в кассе», — считает она.
По мнению г-жи Шамуратовой, проблема в том, что банки недостаточно активно продвигают эту услугу на рынке, как следствие, низкий уровень образованности клиента. «Потенциальный пользователь просто не имеет представления, что можно и нужно делать в финансовых порталах. Многих отталкивает зримая сложность процесса оплаты каких-либо услуг через интернет. Вторая и немаловажная причина — люди боятся что-то делать виртуально. Им необходимо получить чек, расписаться вручную», — рассуждает собеседница. С ней солидарна начальник отдела продаж интернет-магазина flip.kz Марина Михель. По ее словам, мало того, что клиенты не доверяют электронному банкингу, сами банки предоставляют мало услуг, которые можно оплатить с помощью пластиковых карт. Так, в обороте магазина flip.kz доля средств, поступающих через интернет, не превышает 5%.
Услуги е-банкинга весьма востребованы, но не имеют должного распространения, возражает начальник управления перспективных технологий Народного банка Тимур Имамбаев. По его словам, зачастую держатели карточек используют их только раз в месяц для снятия зарплаты, не подключаясь к системе интернет-банкинга. К тому же не все БВУ предоставляют услуги дистанционного обслуживания, и клиентам таких кредитных организаций е-банкинг физически недоступен.
Само по себе дистанционное банковское обслуживание — это лишь часть инфраструктуры, составляющими которой являются социум, технические средства и организационное обеспечение, говорит менеджер проекта по внедрению дистанционного банковского обслуживания Альянс Банка Станислав Сяткин. «При наличии интернет-банкинга, но при отсутствии доступа к интернету его ценность сомнительна. То же самое с социумом — большая часть населения республики подпадает под термин non banking population, то есть не потребляет банковские услуги. Соответственно, и наличие дистанционного банковского сервиса им не интересно», — отмечает он. Популярность е-банкинга напрямую связана с востребованностью банковских услуг в принципе, считает собеседник. Большая часть населения живет вдали от крупных региональных центров и даже небольших городов, продолжает г-н Сяткин, а самостоятельно достать инфраструктурой до отдаленных регионов — для банков непосильная задача.
Е-банкинг нужен не всем, соглашается председатель правления kaspi bank Михаил Ломтадзе. «Сегодня мы видим низкую востребованность даже банкоматов с функцией cash-in. Популярность интернет-банкинга будет расти со временем, так же как со временем люди привыкают пользоваться терминалами по оплате услуг сотовой и фиксированной связи», — сказал он.
Одна из причин слабой востребованности дистанционных банковских услуг — достаточно низкий уровень сервиса по настройке интернет-банкинга для корпоративного сектора, считает гендиректор творческой группы «Весна» Софья Буланова. «Чтобы произвести установку программы, приходится самому становиться в какой-то степени специалистом, узнавать много сложных терминов, изучать детали работы компьютеров и браузеров. Возникают технические сложности с отображением букв казахского алфавита», — рассказывает она.
По мнению г-жи Булановой, развитию услуги помогло бы снижение тарифов на пользование интернетом, упрощение процедуры инсталляции и обслуживания, более удобный интерфейс. Для юридических лиц, пользующихся е-банкингом, — предоставление дополнительных преимуществ, к примеру, возможность отправлять платежи в нерабочее время. Партнерские или бонусные программы, внедряемые банками совместно с поставщиками услуг и продавцами, также могли бы стимулировать спрос, добавляет г-жа Михель.
Нужно развивать такие банковские продукты, как карточки и счета, поднимать культуру использования карточных продуктов, считает г-н Имамбаев. «Владельцы карт должны использовать интернет-банкинг не только для единовременного снятия денег, но и для оплаты товаров и услуг, совершения переводов. Для этого банкам необходимо постоянно расширять перечень банковских услуг, доступных через интернет, и более активно информировать своих клиентов», — говорит он.
В первую очередь необходимо развивать банковскую культуру среди населения и поднимать уровень доступности интернета, полагает г-н Сяткин. С другой стороны, прогрессу е-банкинга препятствуют определенные системные ограничения вроде среднего уровня жизни в стране. «Часть казахстанцев живет за чертой бедности или около нее. Таким людям недоступно кредитование, им нечего хранить на депозитах. Соответственно, и банки им ни к чему», — резюмировал г-н Сяткин.
Справка
По данным исследовательской компании ICT-Marketing, на конец 2009 года количество интернет-пользователей в Казахстане составило 3,16 млн. человек, или 19,8% населения. За минувший год размер интернет-аудитории в республике увеличился более чем на 30%.
Комментарии