Безопасный интернет
Интервью с первым заместителем директора Республиканского государственного предприятия «Центр технического сопровождения и анализа в области телекоммуникаций» Канатом Абильдиным о правовых и организационных формах взаимодействия в сфере массового использования ИКТ.
О правовых и организационных формах взаимодействия в сфере массового использования ИКТ рассказал первый заместитель директора Республиканского государственного предприятия «Центр технического сопровождения и анализа в области телекоммуникаций» Канат Абильдин.
— Как вы оценивается состояние информационной инфраструктуры страны и какие направления ее развития в настоящее время наиболее актуальны?
— Уже всем понятно, что с развитием сферы информационных технологий и сети интернет государственный и частный секторы различных стран становятся все более зависимы в своей работе от информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые в свою очередь в высокой степени уязвимы от электронных или кибер-нападений со стороны террористов, преступных группировок и компьютерных хакеров, да и просто технологических сбоев.
Казахстан не является исключением и у нас также формируется система информационных отношений с использованием ИКТ. Правовой режим, наиболее чувствительной для личности и государства информации, регулируется законодательством. Законодательством в сфере информатизации определено понятие документированной информации, уже определены основные требования к созданию и использованию информации в информационных ресурсах и системах. Информационные ресурсы признаны объектами собственности.
Разработан ряд государственных стандартов в сфере информационных технологий, защиты информации, информационной безопасности, в процессе становления процедуры аттестации, аудита информационных систем, подтверждения соответствия используемого технологического оборудования.
Продолжают развиваться механизмы безопасного использования ИКТ в сферах их массового использования, таких как соблюдение авторских и смежных прав. В условиях распространения информации в электронной форме и технически легкого копирования такой информации очень важно развитие четких механизмов защиты. В электронном документообороте, при регулировании отношений с использованием электронной цифровой подписи. В киберэкономике — электронные деньги, реклама, мультимедиа и так далее.
Сейчас есть необходимость в совершенствовании механизмов защиты от противоправной информации.
И констатируя свой ответ, я хотел бы сказать, что в условиях колоссальных возможностей современного информационного обмена требуются не только правовые, но и соответствующие технологические меры по повышению устойчивости национальной информационной инфраструктуры. И обеспечить это можно путем создания специализированной структуры, которая будет одним из элементов информационно-коммуникационных технологий и будет выполнять функцию связующего звена между национальными пользователями.
— Почему сейчас было принято решение создать Службу реагирования на компьютерные инциденты?
— Планы по организации Службы реагирования на компьютерные инциденты (далее CERT(Computer Emergency Response Team)) при Республиканском государственном предприятии на праве хозяйственного ведения «Центр технического сопровождения и анализа в области телекоммуникаций» Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи (РГП «ЦТСАТ») связаны с направленностью его работы, опытом в защите компонентов «электронного правительства», а также с учетом актуальности проблемы обеспечения информационной безопасности, которая, как вы понимаете, обусловлена многократным увеличением количества пользователей национальной информационной инфраструктурой и также возрастающим количеством компьютерных инцидентов.
Необходимость координации усилий при расследовании инцидентов компьютерной безопасности впервые осознали в США, в конце
— Какие функции возлагаются на отечественную Службу реагирования на компьютерные инциденты? Смогут ли в нее обращаться простые граждане?
— Ожидается, что CERT будет заниматься сбором и анализом информации по фактам компьютерных инцидентов, то есть попыток или фактов воздействия на базовые узлы и сетевые ресурсы, взломов систем защиты и других видов неправомерных действий с использованием сети интернет.
Для выполнения возложенных на нее задач Служба будет своевременно принимать информацию о компьютерных инцидентах и оказывать содействие пользователям информационных систем и сети интернет в предупреждении, предотвращении и расследовании компьютерных инцидентов. Оказывать консультативную помощь при пресечении компьютерных инцидентов (хакерских и вирусных атак). Осуществлять сбор статистики и анализ компьютерных инцидентов, уязвимостей программно-технических средств. Обеспечивать информационное взаимодействие с пользователями через сайт Службы, размещать на нем справочную информацию и перечень рекомендуемых для использования программных средств защиты компьютерных систем. Взаимодействовать с государственными, общественными, зарубежными и иными организациями по вопросам обеспечения информационной безопасности, а также с разработчиками и поставщиками программно-технических средств по компьютерной безопасности. Кроме этого, Служба будет своего рода обучающим центром — будут организовываться специальные курсы и тренинги.
Хочу добавить, что CERT на территории Казахстана будет выступать и в качестве контактной стороны для всех пользователей, в том числе иностранных, которым необходимо содействие в обращении к казахстанским интернет-провайдерам и официальным государственным структурам, осуществляющим предусмотренное казахстанским законодательством разбирательство по компьютерным инцидентам.
— Каким образом будет реагировать этот орган на конкретные интернет инциденты?
— Так как появление вредоносного кода или аномальной сетевой активности отслеживается непосредственно самими пользователями, соответственно сообщение об инцидентах поступает в режим «горячей линии» на адрес электронной почты, сайт или контактный телефонный номер. Сотрудник «горячей линии» регистрирует заявку и через специалистов оказывает содействие в прекращении атаки, восстановлении работоспособности, анализе причин происшествия, а также связывается со страной происхождения угрозы для отработки в режиме «онлайн» со своими зарубежными коллегами.
— Что необходимо для осуществления эффективной работы CERT? На каком этапе находится работа по созданию Службы реагирования на компьютерные инциденты?
— Для эффективной работы подобной структуры в нашей стране требуется четкое законодательство и определенные процедуры, продуманная система передачи информации в компетентные органы, ответственное сообщество интернет-провайдеров и, не менее ответственные государственные органы, пользователи, готовые заявлять о фактах грубого нарушения законодательства. Планируется, что Служба будет создана после согласования нормативно-правового акта, предусматривающего ее создание.
Комментарии