Высокие показатели проникновения приводят к усилению конкуренции на сотовом рынке Казахстана, ожидающего появление связи третьего поколения.
Конкуренция на рынке сотовой связи усиливается, а регулятор обещает дать компаниям возможность запустить связи нового поколения.
В этом году рынок сотовой связи вплотную приблизился к насыщению. На конец сентября этого года, как сообщили в Агентстве по информатизации и связи (АИС), количество абонентов мобильной связи составило 15,8 млн. Для сравнения, на конец сентября в стране количество абонентов фиксированной связи составило 3,7 млн. при средней плотности 23,4 абонента на 100 жителей.
В Казахстане действуют три оператора мобильной связи стандарта GSM: GSM Kazakhstan (с торговыми марками Kcell и Activ, ее акционерами являются фино-шведо-турецкая FinTur и «Казахтелеком»), «КаР-Тел» (с торговой маркой Beeline, контролируется российским «Вымпелкомом») и ТОО «Mobile Telecom Service» (предоставляет свои услуги под брэндом NEO, контролируется «Казахтелекомом»). АО «Алтел» предоставляет услуги мобильной связи стандарта CDMA с торговыми марками Pathword и Dalacom.
На рынке сотовой связи доля активных абонентов в общем числе, по оценке операторов, 75–80%, по числу sim-карт проникновение превышает 100%. Но покрытие сетями сотовых операторов составляет порядка 80–85% населения. Рано говорить о том, что рынок достиг стадии насыщения. Однако такие высокие показатели проникновения приводят к усилению конкуренции. Кроме того, следующий год должен быть ознаменован появлением связи третьего поколения.
Навстречу друг другу
Операторы сотовой связи стараются использовать все возможности рынка. В начале года ТОО «КаР-Тел», раньше концентрировавшееся на рознице, объявило о запуске направления Beeline Business на рынке корпоративных пользователей Казахстана. Комментируя это событие, генеральный директор «КаР-Тел» Дмитрий Кромский отметил: «Корпоративный сегмент становится приоритетным направлением развития компании, сфокусированным на разработке эффективных телекоммуникационных решений, столь необходимых компаниям в сложных экономических условиях».
Летом и второй крупнейший оператор изменил визуальный стиль брэнда и заявил о внедрении новой философии бизнеса — правда, уже в обратном направлении. Kcell всегда считался дорогой связью, больше рассчитанной на корпоративных пользователей. Такой имидж, в частности, ограничивал возможности компании по проникновению в те категории абонентов, которые чувствительны к цене. Теперь компания тарифными и маркетинговыми инструментами пытается лучше закрепиться на массовом рынке.
Третий GSM-оператор значительно снизил свою активность в этом году. Проводя реструктуризацию активов, «Казахтелеком» решил выставить на продажу свой контрольный пакет в ТОО «Mobile Telecom Service». Одним из вероятных претендентов на покупку этого актива считалась российская телекоммуникационная компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС). В прошлом году МТС заявила о своем интересе в выходе на казахстанский рынок. Однако, изучив документы, МТС принял решение не подавать обязывающей заявки на покупку казахстанского оператора. Доля NEO на рынке слишком мала, а высокий уровень проникновения снижает перспективы роста этого бизнеса. Дальнейшее развитие сети Mobile Telecom Service не обеспечит даже ежегодной 25-процентной окупаемости в течение пяти лет, которую хотел бы видеть МТС. Но другой покупатель нашелся. В середине декабря «Казахтелеком» выразил согласие на продажу своей доли (51%) в казахстанском операторе шведской телекоммуникационной компании Tele2. Так что на казахстанский рынок выходит новый зарубежный оператор сотовой связи, причем это дискаунтер. Очевидно, с его приходом конкуренция на рынке заметно возрастет.
Смена поколений
Следующий год обещает дать операторам сотовой связи новые возможности для развития бизнеса. Глава АИС Куанышбек Есекеев заявил, что уже с 1 января следующего года казахстанским пользователям, возможно, будет доступна связь третьего поколения (3G).
В новой сети абонент сможет увидеть скорости передачи данных теоретически до 7–14 Мбит/c. Практическая скорость будет, вероятно, в пределах 1–4 Мбит/c в зависимости от качества сигнала и загруженности базовой станции. Подобные скорости позволят операторам сотовой связи активно развивать услуги передачи данных, что должно повысить показатели доходности компаний. АИС ожидает, что сеть 3G будет изначально развернута в Астане и Алматы, а также в нескольких крупных областных центрах страны. По словам операторов, для развертывания сети 3G в крупнейших городах понадобится около полугода. Более точные цифры по уровню проникновения связи третьего поколения пока определить сложно, это будет зависеть в том числе от условий, на которых операторам будут выдаваться новые частоты.
Комментарии