Горячие пирожки с интернет-прилавка
Интервью с экспертом общественного фонда «Центрально-Азиатский институт развития» Дмитрием Верхотуровым о будущем электронной коммерции в Казахстане.
В кризис продажи интернет-магазинов по всему миру выросли в среднем на 11 процентов, а что касается сегмента сотовых телефонов и бытовой техники, здесь они побили все рекорды — увеличились на 40 процентов. Со вступлением в единый Таможенный союз в Казахстан придет и волна повышения цен на многие товары, например, одежда может стать дороже на треть. Вероятно, и казахстанские продавцы начнут более активно уходить в Сеть, сокращая таким образом издержки. О будущем «электронного товарооборота» мы говорим с экспертом общественного фонда «Центрально-Азиатский институт развития» Дмитрием Верхотуровым.
Интернет может обеспечить не только информационное равенство всех казахстанцев, но и создать единый национальный рынок, считает Дмитрий Верхотуров. Нам нужно отказаться от монополии «Казахтелекома» и снять ограничения на развитие интернета.
«Нужно ввести национальную платежную систему — электронный тенге, — объясняет он, — который позволит создать национальный рынок, на котором любой аул может продавать свои товары хоть в Алматы, хоть в Семее, хоть в Актау, продавая через интернет, рассчитываясь и получая выручку в электронных тенге».
— Дмитрий, как вы видите возможность появления конкуренции у «Казахтелекома»? Вряд ли монополист добровольно откажется от своих позиций.
— Нужно разделить рынок услуг. Сейчас «Казахтелеком» совмещает в себе черты первичного провайдера, то есть собственника магистральных каналов связи и вторичного, поставляющего услуги доступа в интернет. Вместе с тем рынок услуг доступа в интернет необязательно должен быть за одним монополистом, предоставлять услуги могут и небольшие компании. В России эта сфера развивалась именно таким образом. Возникало множество небольших компаний, которые поставляли услуги доступа в интернет в масштабах, скажем, района или даже части района, арендуя каналы связи у крупных государственных компаний. Эти компании прокладывали линии до каждого дома и делали интернет доступным в каждой квартире.
В конкурентной борьбе побеждал тот, у кого связь была лучше, скорость больше, тарифы меньше, а также была нормальная техподдержка и минимум аварий. В Москве в
Ничего особенного делать не надо, а нужно лишь разрешить аренду каналов связи мелкими компаниями, не ограничивать создание и развитие районных сетей. Через
Массовая интернетизация — это создание целого сектора экономики. Это,
На последнем стоит остановиться подробнее. Когда интернет стал
В Москве этот бизнес развился настолько, что появились торговые фирмы, которые вообще не имеют торговых площадей и сбывают товар через интернет-магазины. Продавать можно все что угодно, но быстрее всего этот бизнес развивается в торговле книгами, DVD, спорттоварами, электроникой, продуктами питания и так далее. Можно сказать так: стандартизированный товар при условии достаточно подробного описания и фотографий продается через интернет-магазин легко и без особых проблем.
Главный двигатель селекции электронной торговли — это качество услуг и доверие покупателя. В интернете информация распространяется очень быстро, и пользователи через форумы или блоги быстро узнают об интернет-магазинах, об их услугах и товарах. Это подлинный узун-кулак, только многократно усиленный техническими возможностями интернета. Так что, если
Безупречная репутация — это альфа и омега успеха в электронной торговле.
— Как это может развиваться в Казахстане?
— По опыту России можно развить электронную торговлю быстрее и с меньшими ошибками. Первое условие — массовая интернетизация, то есть интернет должен прийти в каждый дом, каждую квартиру, каждый отдаленный поселок. Чем больше пользователей, тем больше потенциальных клиентов. Второе — создание национальной электронной платежной системы, своего рода электронного тенге.
— Дмитрий, а вам не кажется, что это «окольный путь»? Зачем изобретать велосипед, если можно рассчитываться нашими карточками VISA?
— Нет, это как раз прямой путь. В США электронная торговля действительно развивалась на основе кредитных карт.
Разумеется, было множество случаев мошенничества, когда товары оплачивались ворованными кредитками. В России же кредитные карты распространены меньше, и электронные деньги развивались по пути посредничества. То есть образовывалась компания-посредник, которая создавала электронную платежную систему, где любой пользователь мог зарегистрировать свой кошелек «Яндекс» создал интересную систему соединения кошелька с почтовым ящиком. Регистрация счета — это заключение договора пользователя с компанией на оказание определенных услуг. Затем пользователь перечисляет деньги на свой кошелек (обычно через специальные карты или платежные терминалы) и распоряжается ими в интернете. Компания-посредник осуществляет операции по кошелькам, принимает и выдает деньги пользователям.
Преимущества электронной платежной системы состоят в том, что есть договор на оказание услуг, есть ответственные лица, есть правила пользования системой. Это весьма надежная схема, полностью укладывающаяся в законодательство. В последнее время в США стали отходить от использования кредитных карт в электронной торговле в пользу платежных систем по российскому образцу.
Суть национальной платежной системы состоит в том, чтобы организовать платежную систему на основе банков, под надзором Нацбанка, соединить банковские счета с электронной платежной системой, создать шлюзы ввода и вывода электронных денег в банках, отделениях почты, создать шлюзы обмена электронного тенге на другие электронные деньги, ввести единые правила пользования платежной системой и так далее.
— Кто будет обучать эти 15 миллионов, которые вообще не представляют, как можно расплачиваться по интернету?
— Пользователей webmoney или яндекс-денег тоже никто особенно не обучал. Просто при регистрации кошелька и всех операциях выводилась подробная пошаговая инструкция, что и как делать. Научиться пользоваться кошельком в платежной системе не труднее, чем научиться пользоваться электронной почтой.
— Как решить вопрос доставки товаров в отдаленные уголки и районы?
— Эта задача решалась несколькими способами.
Иностранные товары тоже доставляются, как правило, почтой. Наконец, существует множество услуг, которые вовсе не требуют доставки. Например, услуги регистрации доменных имен, хостинга, доступа к контенту, защищенному авторскими правами, платежи за услуги сотовой связи и так далее.
Мировой опыт показывает, что бизнес это начинание поддержит. Вообще, я думаю, что электронная торговля — это наиболее подходящая среда для развития малого и среднего бизнеса. Что для начинающего бизнесмена главное? Главное — это возможность входа на рынок с минимальными начальными вложениями. Создать интернет-магазин и открыть кошелек гораздо проще и дешевле, чем открыть торговый киоск или магазин.
Что для начинающего бизнесмена главное? Главное — это возможность входа на рынок с минимальными начальными вложениями. Создать интернет-магазин и открыть кошелек гораздо проще и дешевле, чем открыть торговый киоск или магазин. Не надо получать всевозможные разрешения и согласования, которые затягивают и удорожают открытие бизнеса.
Электронная торговля предоставляет возможность торговать товарами или услугами на территории всего Казахстана и за его пределами, по всему миру. Традиционные методы ведения бизнеса ведут, как правило, на узкий сегмент рынка, который зачастую не дает возможности роста. В Казахстане эта проблема только усугубляется огромными расстояниями, распределенностью населения и сравнительно малым объемом внутреннего потребительского рынка. Рынок в интернете неограничен, и в нем можно найти покупателей на любой товар.
Электронная торговля делает, в сущности, неважным конкретное месторасположение бизнеса. Главное, чтобы товар был качественным, сходным по цене и доставлялся в оговоренный срок. Товары и услуги может продавать любой аул, создав интернет-магазин и отправляя товары по почте. Скажем, захотелось вам купить сырмак или шапан. Вы находите интернет-магазин, в котором продаются сырмаки, шапаны, оплачиваете выбранную вещь электронными тенге и получаете покупку по почте. При этом вы можете жить в Алматы, а сырмаки и шапаны могут шить, скажем, в Баянаульском районе Павлодарской области.
На мой взгляд, электронная торговля — это наиболее эффективное средство поднять малый и средний бизнес в Казахстане и превратить его в двигатель развития экономики.
Комментарии