Электронная коммерция
Развитие интернет-банкинга и его новых услуг в Казахстане.
Развитие текоммуникационных технологий затронуло все сферы жизни человека. Инновации сократили временные и пространственные границы, что повлекло за собой увеличение темпа жизни. Необходимость во внедрении новых технологий обусловлена ежегодным ростом популярности интернета, количеством и качеством интерактивных интернет-сервисов. Это, в свою очередь, предполагает расширение каналов связи.
Поэтому сегодня интернет-банкинг стремительно набирает популярность: заочное общение клиента с банком посредством интернета и телефона удобно первому и выгодно второму.
Стоит обратить внимание на то, что в рамках интернет-банкинга речь идет о высоко стандартизированных наборах операций, поскольку они проводятся практически без какого-либо участия банковского персонала. Клиент, обслуживающийся с помощью интернет-банкинга, может быть полностью освобожден от каких-либо посещений банка, тем более что у банка вообще может не быть офиса.
Интернет-банкинг представляет собой вариант дистанционного способа оказания банковских услуг клиентам. В широком смысле под данным термином можно понимать самые разнообразные системы, начиная от обычных сайтов банков и заканчивая сложными виртуальными расчетно-платежными системами. В более узком значении интернет-банкинг — это аналог системы «банк-клиент», работающий через интернет.
Интернет-банкинг развивается в нашей стране с 2000 года. «Капитал.kz» опросил банки второго уровня с целью узнать, как сегодня развивается интернет-банкинг, какова динамика роста пользователей, насколько можно обхватить комплекс банковских предложений в дистанционном обслуживании, и какие новшества в этом отношении банки готовы предложить своим клиентам.
В рамках интернет-банкинга в РК уже оказывается более сотни услуг. Самые простейшие — проверка карточных счетов, блокировка карточки, проведение простейших платежей. Также через интернет-банкинг уже можно конвертировать валюту, делать переводы в другие страны, покупать билеты в кино, заказывать цветы, брать кредит, открывать и пополнять депозиты, платить налоги и многое другое. Многие банки Казахстана предлагают эти и другие услуги. Поэтому можно смело говорить о статистике.
Платежи
По данным АО «Банк ЦентрКредит» (БЦК), число клиентов, подключенных к системе «Интернет-банкинг», за 9 месяцев 2009 года уже превысило годовую цифру продаж 2008 года. Таким образом, положительная динамика роста сохранилась, что подтверждает интерес клиентов к удаленным формам обслуживания.
По плану банка — доля платежей, отправленных по этой системе, должна превышать 57% от общего объема клиентских платежей. Фактически данный показатель превысил 64%. «Наши клиенты успели оценить удобство этой услуги, основной поток клиентских платежей проходит через интернет в режиме самообслуживания», — подчеркивают в БЦК.
В свою очередь 55,9% составил рост числа пользователей интернет-банка АО «Альянс Банк» за период с февраля по сентябрь 2009 года. «Мы ставим своей задачей сохранить темпы роста числа пользователей нашей системы дистанционного банковского обслуживания», — комментирует исполнительный директор АО «Альянс Банк» Денис Середенко.
Ежемесячный прирост новых пользователей финансового портала АО «Казкоммерцбанк» Homebank.kz составляет в среднем 5000 человек. К концу года общее количество пользователей портала должно составлять около 235000 человек.
У клиентов HSBC в Казахстане недавно появился столь удобный и надежный способ управления собственными средствами посредством интернет-банкинга. «В течение некоторого времени готовились системы, проводились тесты, и несколько недель назад мы оповестили наших клиентов о том, что к их услугам предоставлена надежная и удобная
Недавно, а именно в ноябре 2008 года была запущена система интернет-банкинга «Казинвестбанка»
Довольно молода услуга и у АО «Евразийский банк». Функционал интернет-банкинга из пакета услуг Smartbank банк запустил в промышленную эксплуатацию совсем недавно — в августе 2009 года. «Smartbank — это универсальное решение для организации электронного банковского обслуживания физических лиц посредством всех современных каналов электронных услуг», — поясняет исполнительный директор АО «Евразийский банк» Лариса Колесниченко. Что касается планов на конец года, то банк планирует подключить к этой услуге до 5000 своих клиентов.
Операции
Говоря о количестве операций, проходящих по услуге интернет-банкинга в среднем в квартал, то по данным АО «Казинвестбанк», более 90% всех клиентских операций сейчас осуществляются через систему
В БЦК за
В случае «Альянс Банка», в среднем каждый активный клиент, пользующийся услугами интернет-банка, совершает в банке 1,96 платежей в месяц и 1,27 переводов денежных средств. Средняя сумма платежа на одного активного клиента составляет приблизительно 1950 тенге, перевода 82 тыс. тенге.
Новшества
Несмотря на то, что рынок услуг интернет-банкинга достаточно развернут и покрывает текущее операционное обслуживание клиентов, банки готовы вносить новшества.
В дальнейших планах АО «Казинвестбанк» реализовать возможность обмена заявками на открытие депозитов, проведение торговых операций. Но тесное сотрудничество с клиентами, поддержание прямого контакта и общение с клиентами останутся для банка важным условием успешных и долгосрочных отношений.
АО «Евразийский банк» намерено активно развивать услуги по предоставлению удаленного доступа к счетам посредством всех современных каналов электронных услуг — кроме сети интернет это мобильный и обычный телефон с тональным набором, электронные терминалы и т.д.
БЦК в настоящее время работает над созданием новой услуги
По словам исполнительного директора АО «Альянс Банк», фининститут ставит своей задачей охватить максимально широкий спектр банковских услуг, предоставляемых дистанционно. Чтобы клиент, однажды пришедший в банк и заключивший с ним договор на обслуживание, мог пользоваться большинством банковских услуг. Например, совсем недавно в интернет-банке появилась услуга заказа аренды сейфовой ячейки. «Мы постоянно работаем над расширением перечня поставщиков услуг, в пользу которых можно осуществить платеж. Готовятся и другие нововведения, которые мне бы не хотелось анонсировать заранее», — заключил он.
«В настоящий момент все популярней становится использование ключа ЭЦП (электронная цифровая подпись — это аналог собственноручной подписи) и всех услуг, доступных с ЭЦП, услуги
Отметим, что ЭЦП используется для придания электронному документу юридической силы, равной юридической силе документа на бумажном носителе, подписанного собственноручной подписью правомочного лица и скрепленного печатью. С ключом ЭЦП клиент получает доступ к расширенному спектру услуг в финансовом портале АО «Казкоммерцбанк» Homebank.kz, а именно к банковским операциям, которые требуют по действующему законодательству РК собственноручной подписи.
Безопасность
Стандартным решением обеспечения безопасности платежей в интернете является использование технологии SSL, базирующейся на криптографическом алгоритме RSA. Это позволяет аутентифицировать клиента и делает обмен данными с сервером полностью недоступным для несанкционированного перехвата или искажения.
В «Евразийском банке» соответствующий уровень безопасности при дистанционном обслуживании клиентов обеспечивается авторизацией с помощью клиентских
Что касается АО «Казинвестбанк», то для защиты информации в системе
В системах БЦК используется
В «Альянс Банке» система «Интернет-банк» использует для доступа отдельные
Эльвира Утепергенова, заместитель директора департамента маркетинга и рекламы АО «МЕТРОКОМБАНК», отмечает, что для обеспечения безопасности клиентов сервиса metrocom24.kz, мы используем зашифрованное соединение с клиентом, основанное на SSL (Secure Sockets Layer) протоколе, а также каждый платежный документ заверяется электронно-цифровой подписью, сделанной с помощью электронного ключа (сертификата x509), который выдается клиенту банка при подключении к сервису. Для выпуска электронных ключей банк пользуется услугами Удостоверяющего центра казахстанского центра межбанковских расчетов Национального банка РК. Электронные ключи, которые банк выдает клиенту на специальных ключах
Для предотвращения несанкционированного доступа к информации клиентов в HSBC было введено специальное защитное устройство, необходимое для доступа к интернет-банкингу, которое вручается каждому пользователю этой услуги. Каждое такое устройство создает серию одноразовых защитных кодов, которые являются специфическими для пользователя счета. При использовании данных безопасных кодов вместе с именем клиента и памятным словом пароли клиентов надежно защищены от перехвата шпионскими программами. При этом подключение к услуге пользования индивидуальным защитным устройством в «HSBC Банк Казахстан» является бесплатным. HSBC всегда уделял огромное внимание способам защитить своих клиентов и продолжает совершенствоваться в этом направлении.
Кадровый вопрос
По мере дальнейшего развития рынка электронных банковских услуг клиенты смогут вообще не приходить в банк. Они смогут открывать счет, переводить деньги, оплачивать товары и услуги прямо из дома, офиса или магазина, используя для этого ПК или терминал для приема кредитных карт. В связи с этим возникает кадровый вопрос. Если все больше людей будет дистанционно обслуживаться, то не повлечет ли это за собой сокращение штата в банке?
По словам Гульмары Рысбековой, начальника отдела маркетинга финансовых порталов Департамента инновационных технологий, «не повлечет, так как для дистанционного обслуживания клиентов также требуются кадры, осуществляющие поддержку портала и прочие виды работ. Если больше клиентов будет пользоваться порталом, то в отделениях банка будет меньше очередей, и будет повышаться качество обслуживания».
С таким мнением соглашаются в БЦК. На сегодняшний день в условиях, когда большинство банков предлагает на рынке примерно одинаковый набор продуктов и услуг, на первое место выходят качество предоставляемых услуг, их доступность и удобство пользования банковскими сервисами. «Развитие дистанционных форм обслуживания продиктовано потребностью рынка и не рассматривается в плоскости сокращения численности. Режим самообслуживания для клиента — это экономия его времени в решении несложных, но требующих времени проблем», — поясняют в банке.
По словам Дениса Середенко, говорить о сокращении персонала преждевременно по причине небольшой доли клиентов, пользующихся услугой интернет-банка, из общего числа клиентов. «Поэтому, когда доля клиентов, работающих с банком дистанционно, будет значительной, и когда спектр услуг предоставляемых дистанционно будет покрывать самые популярные услуги, предоставляемые банками, тогда возможна оптимизация штата, но это не вопрос ближайшего будущего», — заключил он.
В целом банки сходятся во мнении, что введение такой услуги как интернет-банкинг не повлечет сокращения штата банка, а если сокращение и будет, то вовсе незначительное.
В АО «Казинвестбанк» считают, что развитие услуги скорее приведет не к сокращению штата, а к оптимизации затрат. «Помимо удобства в пользовании системой интернет-банкинга, системы удаленного банковского обслуживания нацелены на сокращение затрат, в том числе и трудовых, на обработку информации и платежей как для банка, так и для его клиентов», — заявили в банке.
Комментарии