Станислав Тян, Кселл: доля мультимедийного контента в среднем счете наших абонентов растет
Интервью со Станиславом Тяном, руководителем отдела развития новых направлений бизнеса АО «Кселл», о развитии направления мультимедийных сервисов.
В начале этого года мобильный оператор «Кселл» объявил о запуске нового направления — мультимедийных развлекательных сервисов, которые обеспечивают абонентам доступ к музыке, телевидению и книгам прямо со смартфонов в любом месте и в любое время. Новый проект стал определенным вызовом, ведь для казахстанцев подобные сервисы стали новинкой, абоненты просто не привыкли платить за развлекательный контент. Станислав Тян, руководитель отдела развития новых направлений бизнеса АО «Кселл», рассказал Profit.kz как развивается новое направление и как к нему отнеслись абоненты.
— В феврале этого года вы запустили «Вселенную развлечений», сервисы ActivMusic, ActivTV и Bookmate от Activ. Расскажите о проекте и о том, как он будет развиваться.
— На самом деле планы огромные и амбициозные. Во-первых, мы провели рестайлинг своих развлекательных сервисов, которые теперь называются mobi TV и mobi music. Направлено это на то, чтобы объяснить нашим клиентам, что сервисы доступны не только абонентам Activ, но и абонентам Kcell.
Если говорить о функционале, то мы регулярно проводим опросы пользователей. Например, в ближайшее время в сервис mobi music мы добавим функционал рекомендаций, возможность узнавать мелодии, получать тексты песен, если они доступны. И эти возможности, повторю, нужны нашим клиентам, они сделают наши сервисы более яркими. По сервису mobi TV могу сказать, что мы говорим о включении новой функции — видео по запросу. Сейчас мы работаем над этим, и тут вопрос скорее не технический, а в плоскости правообладания.
Что касается Bookmate от activ, здесь очень большая работа ведется с точки зрения расширения контента. Мы изначально хотели делать упор на локальный контент, и продолжаем работать в этом направлении. У нас увеличивается количество казахстанских издательств, более того, мы добавляем казахстанские полки, где пользователи могут давать рекомендации, а издатели — представлять новые издания. Это то, что касается нашей краткосрочной перспективы.
Если же говорить о среднесрочной или долгосрочной перспективах, то это — дать возможность пользоваться нашими сервисами не только абонентам Kcell, но и абонентам других мобильных операторов.
— Расскажите, как к сервисам отнеслись абоненты?
— Наши ожидания оправдались. Мы получили множество положительных отзывов в социальных сетях и посредством звонков от абонентов. Конечно, перед нами стоит еще масса задач, мы продолжаем работу по улучшению функционала сервисов и постоянно работаем над контентом, но уже сейчас можно сказать, что услуги пришлись абонентам по душе и однозначно нашли своих потребителей.
В данный момент развлекательными сервисами mobi TV, mobi music и Bookmate от activ пользуются более 134 тысяч абонентов. Причем впервые в Казахстане мы дали возможность нашим абонентам пользоваться сервисами в рамках некоторых тарифных планов линеек «Активный» и «Престиж». Таким образом, подключаясь к этим тарифным планам, вы получаете уже нечто большее, чем услуги мобильной связи.
— Ваши коллеги ранее рассказывали о том, что один из сервисов был запущен в тестовом режиме, но в итоге оказался очень популярен среди абонентов.
— На самом деле, я могу сказать это про все три сервиса. Просто это не совсем специфика оператора — уходить в такие каналы. То есть, развлекательные сервисы — это новая область, где мы пытаемся нащупать возможности для нас, как для оператора. Изначально все три сервиса были экспериментальными проектами, мы хотели посмотреть, сможем ли мы сделать их такими, какими видят их наши абоненты. Нам было важно понять, насколько хорошо сервисы будут восприниматься, ведь здесь речь идет о непрофильных для оператора услугах. Должен сказать, что на момент старта сервисов наши клиенты не совсем были готовы потреблять медиаконтент через мобильные устройства. Слишком сильны были стереотипы: скачивать пиратские книги, смотреть пиратское онлайн-видео. То же касается и музыки — предпочтения были направлены на скачивание ее на смартфон. Изменить поведение, привычки — это и было нашей основной задачей. Сегодня мы понимаем, что шли в нужном направлении, и эти сервисы перестали быть экспериментальными, превратившись в весьма продвинутые и востребованные.
Интересная история про Bookmate от activ, который изначально воспринимался нами как наименее перспективный среди этих сервисов. Мы не ожидали, что Bookmate от activ получит такую огромную популярность. Более того, наши коллеги из России были удивлены тому, что в Казахстане пользователи, как оказалось, читают больше.
— Вы говорили о том, что нужно переформатировать потребление медиаконтента, сломать стереотипы. Главная причина — высокая доля пиратского контента. Как будете ломать ситуацию и убеждать пользователей платить за контент?
— Да, это большая проблема, и не только для нас, как для оператора, но и для страны, для всего мира. Пиратские сервисы существуют, и более того, они развиваются. И с этой проблемой необходимо бороться. На данный момент абоненты, которые пользуются нашими сервисами, уже видят преимущества легального контента. Первое, что отличает наш контент, — это качество. Понятно, что пиратский контент довольно уязвим по этой позиции. Второе — это возможность использования контента в самом широком плане. Например, в нашем музыкальном сервисе есть возможность создавать плей-листы. Не у всех пиратских сервисов есть что-то подобное. Важная задача, которая стоит перед нами — это обеспечить удобство потребления контента. И мы очень тщательно над этим работаем.
То есть, сейчас, если смотреть на текущую ситуацию, мы находимся на этапе, когда технологии играют очень важную роль: пользователю важно иметь удобный интерфейс доступа к контенту. И наша задача, помимо того, что мы работаем над расширением ассортимента контента, — работа над технологией его предоставления, юзабилити. И тут мы добились очень хороших результатов.
— Планировалось, что к июню по трем новым сервисам будет достигнута выручка в 10 млн тенге. Это удалось?
— Саму выручку я озвучить не могу. Дело в том, что сейчас мы добавляем наши сервисы в основные продукты, идет их активное проникновение в тарифные планы нашей компании. Поэтому сказать сколько мы заработали сейчас трудно. Мы включаем наши сервисы в основные продукты без увеличения абонентской платы. Говорить о том, что они будут увеличивать нагрузку на абонента — это неверно. Например, у нас есть тарифный план стоимостью 1290 тенге, так вот в рамках этой абонентской платы вы уже можете получить музыкальный сервис mobi music. Но, если говорить о достижении наших целей, то отмечу, что движемся по плану. Ожидания у нас весьма оптимистичные.
— Какой из трех сервисов стал наиболее популярным?
— Это mobi music.
— В среднем, какой процент от счета вашего абонента приходится на дополнительные услуги? Будет ли этот процент расти?
— Мы работаем над тем, чтобы доля дополнительных услуг в структуре счета увеличивалась, но сейчас видим кардинальное изменение потребностей абонентов. Если ранее основу дополнительных сервисов составляли простые партнерские сервисы на базе SMS, то сейчас, с ростом проникновения смартфонов, потребности смещаются в сторону мультимедийного контента. Именно поэтому мы уделяем такое большое внимание новым мультимедийным сервисам и выстраиваем долгосрочные отношения с ведущими мировыми правообладателями. В этой связи мы, безусловно, нацелены на качественный рост доходов от этих услуг, тем более что и возможности нашей сети это позволяют.
— К каким еще развлекательным услугам вы присматриваетесь, какие считаете перспективными?
— Количество сервисов — это не самоцель. Наша задача — удовлетворить потребности абонентов уже в существующих направлениях. По нашим скромным планам — это видео по запросу, так как, выпустив mobi TV, мы видим, что абоненты хотят смотреть сериалы, фильмы, и не хотят зависеть от сетки вещания. Мы понимаем, что Video On Demand — это та потребность, которую нужно покрывать. Как мы это будем делать — либо как новый сервис, либо как часть существующего, мы еще думаем. С одной стороны, удобнее видеть два сервиса в одном, но с другой стороны, кто-то не смотрит ТВ, им было бы удобнее пользоваться отдельным приложением.
Какую еще мы видим потребность? Это онлайн-игры. Это очень интересный и быстрорастущий сегмент. Сейчас мы изучаем, как можно зайти на этот рынок, какую модель возьмем за основу.
— Весной прошлого года вы объявляли о сотрудничестве с NE.FM в рамках проекта онлайн-радио. Какова судьба этого проекта? Что вы можете в целом сказать о практике сотрудничества радиостанций и сотовых операторов?
— Мы до сих пор сотрудничаем с NE.FM в рамках сервиса mobi music. Услуга довольно популярна, и тут следует отметить, что NE.FM занимает свою нишу — это музыка, которая направлена на определенный сегмент слушателей. Нам нравится этот опыт, и мы включили радиопотоки NE.FM в свой стриминговый сервис. То есть, сегодня для наших абонентов доступны 4 потока. И трафик довольно большой. Более того, мы видим очень хорошие отзывы от слушателей, которым импонирует стиль NE.FM. Сейчас NE.FM позволяет нам «добирать» абонентов, для которых стиль этой радиостанции предпочтителен.
Что касается практики сотрудничества, то мы всегда открыты к взаимовыгодному сотрудничеству, если оно направлено на удовлетворение потребностей наших абонентов.
— Запуск мобильными операторами мультимедийных услуг и контентных сервисов — одна из возможностей поднятия доходов в условиях падения выручки от голоса. Можно ли говорить в будущем о том, что у вас появится большой пакет услуг с широким выбором?
— Безусловно. При этом количество таких сервисов не является самоцелью. Цель для нас — это предоставление услуг, которые в первую очередь будут востребованы абонентами.
У нас сейчас дружная и сплоченная команда, которая работает над тем, чтобы сделать наши сервисы популярными. В момент, когда мы поймем, что выросли, готовы закупать контент, разрабатывать какие-то другие продукты, потребуются новые специалисты, технологии, компетенции. Но пока, на данном этапе, те задачи, которые стоят перед нами, доступны к исполнению в рамках существующей команды. И это же дает некоторые преимущества — мы гибкие и легко перестраиваемся, обладая всеми необходимыми ресурсами в рамках «Кселл».
— Один из ваших сервисов — mobi TV. В предоставлении телевидения на мобильных устройствах сейчас в Казахстане делаются пока первые попытки. Вы планируете, что будете конкурировать с этим сервисом с ТВ-провайдерами? Ведь зачастую первенство определяет успех.
— Мы уверены в том, что сервис mobi TV может конкурировать с традиционными предложениями ТВ-провайдеров по ряду причин. В первую очередь — за счет своей интерактивности. Мне как пользователю mobi TV уже сложно вернуться к просмотру кабельного телевидения, ведь с mobi TV я имею возможность просмотра передач, которые уже завершились. Я могу поставить передачу или фильм на паузу и продолжить просмотр, когда мне удобно. Но самое главное, что мне не нужно платить за 200 каналов, из которых я сморю только три. С услугой mobi TV я могу выбрать интересный мне тематический пакет и платить только за то, что я действительно смотрю. Это очень удобно, и к этим функциям привыкаешь очень быстро. Вы больше не зависите от сетки вещания и сами решаете, что и когда смотреть.
Вторая причина — это возможность просмотра на нескольких экранах. Вам не нужно быть привязанным к дому, чтобы наслаждаться любимыми передачами, вы можете смотреть ТВ на смартфоне, планшете или ноутбуке. Везде, где есть мобильный интернет или Wi-Fi.
Что касается просмотра дома, то при наличии телевизоров SmartTV больше нет необходимости в проводах и дополнительных приставках. Достаточно лишь скачать приложение и наслаждаться просмотром.
— А как на счет конкуренции с онлайн-кинотеатрами? Ведь ваш новый сервис видео по запросу будет их прямым конкурентом.
— Формально любой онлайн-сервис, у которого есть функция видео по запросу, будет нашим конкурентом. Но здесь нужно рассматривать и другую точку зрения. Ivi и Megogo — это крупные кинотеатры, крупные ретрансляторы фильмов. И не секрет, что мы ведем с ними переговоры, поскольку хотим иметь те же самые каталоги. Ни Ivi, ни Megogo, ни мы сами не производим контент. Мы лишь ретранслируем тот контент, который имеется. Поэтому мы не исключаем кооперации с кем-то из них.