Кризис сетевого образца: 10 признаков
Как кризис повлиял на интернет вообще и Казнет в частности?
И снова о том, где мы сейчас вместе с вами, любознательные наши посетители, находимся. То есть, об интернете. Части озвученного давным-давно числа 10, продолжают сбываться.
Последняя,
Сегодня я представляю номер девятый, потому что пришла пора поговорить и об этом.
Как кризис повлиял на интернет вообще и Казнет в частности? Предлагаем вашему вниманию 10 черточек-признаков, подмеченных
1. Начнем с самого фундаментального — доступа в сеть. Цены за услуги снизились: мелкие розничные продавцы провайдерских услуг обзванивают потенциальных клиентов, суля грандиозные скидки и иные преференции. Если брать крупных игроков, то исполнительный директор по маркетингу АО «Казахтелеком», Руслан Берстембаев еще в апреле в одном из республиканских изданий говорил: «С марта 2008 года скорость доступа всех «мегалайнеров» на внутренние ресурсы компании была увеличена в два раза — для того, чтобы создать казахстанцам дополнительный стимул для посещения отечественных интернет-ресурсов. Более того, данный трафик совершенно бесплатен. В 2009 году с 1 марта увеличен объем трафика, включенного в ежемесячную плату по тарифному плану Megaline-Turbo, с 2 до 10 Гбайт без увеличения абонентской платы. И снижена плата за последующий трафик по тарифным планам Megaline-Turbo — на 68 процентов и Megaline-Start — на 74 процента. Существенно расширилась линейка приложений и сервисов интернета для пользователей Megaline. Если раньше интернет для подавляющего большинства потребителей ограничивался
2. С другой стороны есть мнение, что темпы роста аудитории в казахстанском сегменте интернета уменьшатся, ведь кризис приводит к падению доходов населения в регионах, которые и обеспечивали стабильный прирост. Но и тут есть плюс: те, кто уже подключен к Сети, скорее всего, будут проводить в виртуальном пространстве куда больше времени, ибо свободных денег на прочие развлечения становится все меньше. Ну, а если брать мировые показатели, в качестве примера можно привести приобретающий масштабную популярность микроблогинг Twitter. В июле 2009 года на Twitter зашли более 50 млн. уникальных посетителей. При этом данная цифра не учитывает тех, кто использует специальные приложения для чтения и публикации записей.
3. Но есть и многие другие, которые считают, что заинтересованность компаний и граждан в онлайновом бизнесе снижается. И объяснение более чем банальное — большинство компаний должны будут решать множество иных куда более насущных проблем. А факты свидетельствуют: по причинам, связанным с кризисом, уже упала активность банковского и финансового секторов, розничных сетей, а также компаний, работающих в сфере страхования, туризма и недвижимости.
4. А теперь о рекламе. Интернет продолжает «поджимать» традиционные СМИ. Кризис привел к резкому снижению оборота рекламы на медиа-рынке. У бизнеса и государственных организаций нет лишних средств на рекламные бюджеты, резко упала прибыль от рекламы, сократились поступления от распространения изданий. Обычно реклама давала две трети доходов СМИ. Остальное приносила подписка на газеты и журналы и их продажа в киосках. В этом году, например, в Германии впервые доходы от рекламы были меньше, чем доходы от распространения СМИ, сообщал в августе izdatel.kz со ссылкой на dw-world.de
Уменьшение рекламных бюджетов заставляет рекламодателей искать более экономичные и эффективные способы воздействия на потребителей. А от владельцев СМИ, социальных сетей, блоговых платформ требуются серьезные усилия по формированию новых инструментов: сложных, интегрированных и применимых на нескольких площадках продуктов, понятных рекламодателю и содержательно, и с точки зрения ценообразования.
5. Продолжая тему рекламы. В конце 2008 г. был прогноз: рекламодатели увеличат расходы на интернет-рекламу, отказавшись от традиционных рекламных носителей. Такие данные приводятся в исследовании «Тенденции в области интернет-рекламы в 2009 году», проведенном агентством PR Technologies по заказу компании IMHO VI. Согласно результатам этого исследования, 38 из 70 опрошенных (54%) планируют перераспределить рекламные бюджеты и увеличить расходы на интернет-проекты. Причем основная причина этого — не cтолько привлекательность онлайн-кампаний с финансовой точки зрения, сколько ориентированность на целевую аудиторию, интерактивность, прозрачность бюджетирования, а также возможность оперативной оценки эффективности рекламных кампаний. Однако, будущее интернет-рекламы, по всей видимости, остается за видеопроектами. В мире темпы роста онлайн-видеорекламы в последние годы в два раза превышают рост в блогосфере и подкастах. Существуют оценки, по которым через два года каждые десять долларов, потраченные на рекламу в интернете, будут принадлежать именно видеорекламе.
6. Но так дела обстоят в Рунете, а если обратить свой взор на Казнет, то…
Александр Васильев, генеральный директор интернет-компании PROFIT Online считает, что «финансовый кризис резко ограничил возможности спроса. Например, участники
Но, несмотря на увеличение доли интернет-рекламы в общем бюджете, абсолютные показатели рекламы в интернете сильно упали. По предварительным оценкам нашей компании, в 2009 году объем рынка интернет-рекламы в Казахстане сократится на
Как ни странно, в большей степени пострадали крупные интернет-проекты, рассчитанные на массовую аудиторию. Сайты со средней посещаемостью и специализированные проекты ощутили отток рекламодателей в меньшей степени. Видимо, это связано с желанием клиентов четче сегментировать целевую аудиторию и снижением средней стоимости кампании.
Массового закрытия небольших проектов не наблюдается. Это связано с тем, что большинство из них держится исключительно на энтузиазме. А энтузиастам кризис не помеха».
7. В том, что кризис, в целом, имел для
8. Обратимся к еще одному аспекту, проблеме безработицы. Как считают специалисты, сфера ИТ — одна из наименее пострадавших: за грамотных программистов
Количество резюме менеджеров проектов, аналитиков и системных администраторов, наоборот, превышает число вакансий. Если говорить о зарплатах, то наиболее резко сократились заработные платы
9. Налицо активизация серферов, кликеров, МЛМщиков (бойцов мультилевел-маркетинга, привлекающего новых инвесторов в свои пирамиды. Те, кем интересуется очередная
Сфера деятельности серферов и/или кликеров относится к так называемой «раскрутке сайта». Рекламодатель заказывает посетителей на свой сайт. Кликеры (серферы) получают в список своих заданий ссылку на заказанный сайт, висят там от полуминуты до минуты (есть тайминг), после чего задание считается засчитанным и на их внутренний счет попадает некая сумма (обычно мизерная — около цента).
Ну и, конечно, усиливается разгул однозначного и неприкрытого сетевого мошенничества: ложные предложения товаров и услуг, когда любителю «халявы» предлагают купить товар по очень низкой цене, но… с предоплатой; махинации с электронными платежными картами и виртуальными счетами клиентов, шантаж (вскрытые «личные кабинеты» в социальных сетях и блогах с интимными фото); подача ложных объявлений о больных детях или иных гуманитарных акциях со сбором средств на подставные счета.
10. А последним пунктом я бы отметила некий содержательный кризис электронных СМИ: с одной стороны пользователь все чаще алкает оригинальности и новизны, которой все меньше в традиционных информационных ресурсах, а с другой — у тех же инфосайтов тает возможность заказывать уникальный и эксклюзивный контент
Комментарии