Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Социальные сети как способ развития Казнета

    Интервью с генеральным директором интернет-портала NUR.KZ Василием Ульяновым о необходимости создания в Казнете национальной социальной сети.

    30 августа 2009 11:55, Айжан Ибрагимова, Digital Kazakhstan
    Рубрики: Интернет

    В последние годы интернету в Казахстане уделяется значительное внимание. Увеличилось количество казахстанских сайтов, в частности интернет-магазинов, информационных сайтов, стали появляться свои социальные проекты, как «Казтюб», который был презентован в начале года. Но при всем этом пользователи по-прежнему все охотней заходят на российские сайты. Проблема привлечения пользователей к зоне KZ остается. В решении сложившейся проблемы государство в лице Агентства РК по информатизации и связи предлагает создать национальную социальную сеть. С этим согласны и игроки Казнета, которые высказались по данному поводу в июле на портале Bnews.kz. Более подробно на тему социальных сетей мы поговорили с генеральным директором интернет-портала NUR.KZ Василием Ульяновым.

    Василий Ульянов, генеральный директор интернет-портала NUR.KZ

    — Нужна ли социальная сеть Казахстану?

    — С точки зрения бизнеса, все крупные интернет-компании сейчас в той или иной степени заинтересованы в том, чтобы иметь такой собственный продукт. Ведь треть трафика крупнейших российских сайтов составляют социальные сети. По моим оценкам в числе таких является Маил.Ру. Социальные сети — это такой катализатор, который позволяет ресурсам хорошо развиваться. Поэтому собственно они растут, и их много. Практически все крупные медиа-компании, не только российские или казахстанские, но мировые имеют в пакете своих проектов разные социальные сети, которые покупают за очень серьезные деньги — несколько сотен миллионов долларов. Я считаю, если в Казахстане появятся хорошие социальные сети, то они будут нужными и будут пользоваться спросом. Сейчас очень много можно сделать того, чего российские ресурсы дать не могут. У каждой социальной сети своя направленность. Одноклассники — это просто служба знакомств. Другие социальные сети используются как площадка для того, чтобы послушать музыку. В том числе много и запрещенного контента в социальных сетях. К примеру, если вы зайдете на любые российские сети, то без проблем найдете суровое порно, музыку в любом количестве и качестве. Многие люди заходят за этим, в том числе и казахстанцы. Я думаю, что необходимо развивать другие направления.

    — А какие именно направления?

    — У всех по-разному. Социальные сети могут быть ориентированы, например, на бизнес. Надо понимать — те, кто пользуется интернетом регулярно, они, скорее всего люди платежеспособные, вращающиеся в бизнес-сферах, поэтому актуальными могут быть социальные сети, связанные с бизнесом. Тем более, что малого бизнеса в Казахстане очень много, также много международной торговли. То есть своего рода сеть как товарная биржа. Способов коммуникаций достаточно, но коммуникации через интернет просто будут дешевле. Соответственно можно делать различные проекты, играть на функционале, патриотизме. Я считаю, что если присутствующие интернет-игроки заявят о поддержке казахстанского социального проекта, то мы с удовольствием будем участвовать. Вообще в мире существует огромное количество социальных сетей. Ситуация на Западе еще значительней отличается от нас. У них нет языкового барьера, все владеют английским языком. Очень хорошо развиты сети в Великобритании. Мой близкий товарищ и партнер принимал участие в разработке социальной сети в Германии, которая сейчас пользуется спросом. В Германии социальные сети многоязычные, но их большая часть на немецком языке. Если делать социальную сеть на казахском языке, я не думаю, что это будет экономически целесообразно. Лучше делать двуязычную социальную сеть, чтобы не ограничивать большую часть пользователей. Даже сейчас в нашей социальной сети «Мой НУР» уже очень много групп, объединенных по языковому признаку.

    — Весной, на официальном открытии портала NUR.KZ, было сказано о том, что будет запущен интерфейс на казахском языке. Есть ли он сейчас?

    — Нет, он сейчас не функционирует. Мы не можем найти человека за приемлемые для нас деньги, просят огромные суммы. У нас много разделов, поэтому перевод всего интерфейса стоит очень дорого. Но при этом, необходимо чтобы он был сделан качественно и оптимально с точки зрения цены. Есть разные идеи как это сделать, возможно, мы проведем конкурс среди студентов журналистов и переводчиков, найдем человека оттуда, поскольку NUR.KZ частный проект и бюджет не резиновый. До конца года мы однозначно его внедрим, месяцем раньше или позже, ничего стратегически мы не проиграем, но делать однозначно будем. Скажу откровенно, я уверен в том, что казахским интерфейсом будет пользоваться меньшая часть пользователей. С точки зрения функционала бизнесу это не так нужно. Он необходим с идеологической точки зрения, чтобы была комфортная для пользователей атмосфера. Есть очень много посетителей интернета, которые хоть и пользуются русскоязычным интерфейсом, но принципиально не используют его до тех пор, пока не появится казахская версия. Но когда появляется казахский вариант, они пользуются русским. Когда проект стартовый, рано думать о таком глобальном маркетинге, главное сделать проект хорошим. Конечно, можно было сделать сначала на казахском языке, но бесполезный сайт. А мы хотим сначала сделать его хорошим, удобным, действительно интересным и потом уже переводить. Стратегически это более правильно.

    —Как вы считаете, что ожидает Казнет в связи с законом, регулирующим деятельность информационно-коммуникационных сетей?

    — Я считаю, что вся паника, она возникает от того, что людям просто интересно паниковать. Я не думаю, что закон будет вставлять какие-то палки в колеса. Вообще, на мой взгляд, интернет можно контролировать и без закона. То, что его нет в каких-то других странах, не означает, что там бардак. Кроме того, я считаю, для человека, для которого интернет прежде всего — бизнес, наличие закона не является сдерживающим фактором. Люди заходят в интернет совсем не затем, чтобы послушать шовинистские новости или мнение террористов, они заходят совершенно за другими нуждами и потребностями. Наличие закона означает, что государство уделяет внимание интернету, а это в свою очередь, что в интернет придут инвестиции. Для государства очень важно сделать хорошее информационное поле в Казахстане. Ну, а если придут инвестиции, то соответственно увеличится количество интересных проектов, сайтов, значит у нашего NUR.KZ будет больше пользователей. В конечном счете, вся работа государства направлена на здоровую популяризацию интернета, любое действие государства ведь делается и с благородными целями.

    — Каким образом можно будет привлечь пользователей?

    — Мы говорим о частной производной, а не о глобальной цели. Почему зашел разговор о социальных сетях? Потому что есть установка, чтобы казахстанских сайтов было много, и они, наконец, стали посещаемы. И кто-то предложил сделать социальную сеть. Это один из инструментов решения глобальной задачи. Мое мнение популяризация интернета придет не через социальные сети, она придет комплексно. Если мы сделаем одну большую сеть в Казахстане, то нам это ничего не даст. Должно быть множество интересных ресурсов. Например, какой-нибудь образовательный ресурс, где пользователь мог бы найти рефераты на казахском языке, факты из истории, географии Казахстана, то есть предлагать национальные вещи, которых сейчас нет в интернете. Даже экономическую привлекательность того или иного казахстанского региона у нас оценить очень сложно. Нам, сидя в Алматы, проще оценить экономический показатель Кемеровской области, чем Алматинской. Потому что данных по Кемеровской области в интернете пруд-пруди, а по Алматы раз, два и обчелся. Или же точные цифры по населению Павлодарской области? В лучшем случае вы найдете данные за 2006 год. Может я не владею информацией, но их очень сложно найти. Если есть, то только на считанном количестве ресурсов. Мне, например, интересно оценить, где живут люди богаче, где беднее. И очень много заходят людей за такого рода информацией.

    Решить проблему можно только за счет ноу-хау. Если делать социальную сеть как аналог электронной почты, которыми сейчас многие являются, то вряд ли мы сможем привлечь пользователей. Конечно, можно потратить миллиард долларов и крутить рекламу по 10 раз в день для каждого человека, тогда сеть может станет популярной. Но необходимо, чтобы сеть экономически была обоснована. Если вы захотите сделать ресурс, посвященный материнству в Казахстане — это заведомо невыгодный бизнес, потому что есть российские сайты и любая мама, казахстанская, российская или украинская, охотней зайдет на российский сайт. Казахстанские смотрятся бледно по сравнению с российскими гигантами, в которые вложены огромные деньги и где можно найти любую информацию, за исключением телефонов больниц города Алматы. Делать что-то локальное нет смысла. Мы же не делаем собственный Windows, зачем изобретать велосипед. Зато мы умеем делать кумыс, а в России нет. Мы должны предложить что-то свое. На нашем сайте, к примеру, есть переводчик на казахский язык. Есть такое в России? Конечно, нет. Необходимы локальные вещи, которые человек не может получить извне.

    — Спасибо за беседу.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии