Делай, что должен и успех обязательно будет
Интервью с начальником управления Центра информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения РК Натальей Киль о работе центра.
«Делай, что должен и успех обязательно будет», — считает начальник управления Центра информатизации здравоохранения Наталья Киль.
— Наталья Валерьевна, чем занимается Центр информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения РК?
— ЦИЗ — это структура, которая должна осуществлять функции координации, мониторинга всех проектов Министерства здравоохранения, связанных с информатизацией и развитием телемедицины.
— Какие сложности встречаются в процессе вашей работы?
— Сложности в нашей работе обусловлены в основном тем, что большинство людей еще не готово к использованию современных технологий в своей повседневной жизни. Несмотря на стремительное развитие компьютерных технологий, интернет, например, для большинства людей до сих пор еще земля непознанная, «терра инкогнита».
—Расскажите подробней о проекте «Телемедицина».
— Телемедицина — это одна из форм современных технологий, которая позволяет проводить медицинские консультации, обследования, консилиумы на любом расстоянии, когда пациент и врач не находятся рядом. Они могут находиться в разных городах и даже в разных странах. Посредством современных информационных технологий врач может разговаривать с пациентом, осматривать его визуально, получать
Сегодня у нас еще не существует национального сегмента телемедицины. У нас только отдельные сегменты, завязанные на областные центры, но они еще не объединены в одну сеть, и задача этого года — построить республиканскую сеть телемедицины, которая позволит связываться с научными центрами в Астане и в Алматы, а также с международными научными центрами.
— Необходимость реализации данного проекта ставилось под сомнение. Как вам удалось убедить в актуальности принимаемых мер?
— Мы неоднократно выслушивали мнения отдельных чиновников о том, что это слишком затратный проект, что сейчас он не актуален, что есть другие направления, на которые необходимо направлять средства. Но, достаточно обратиться к элементарным расчетам, которые мы приводили в технико-экономическом обосновании по этому проекту. Экономия средств, которые ежегодно затрачиваются на выезды специалистов областных центров в районы, позволяет в течение четырех лет окупить затраты на проект. Но главное — как оценить здоровье человека? Приведу пример. В Каркаралинске — этот город относится к сельской местности — в районную больницу обратился пациент с неясной картиной черепно-мозговой травмы. В результате телеконсультации, которая была проведена в областном медицинском центре Караганды, было выявлено, что это не травматическая патология, а злокачественное новообразование. Пациент был срочно госпитализирован в нейрохирургическое отделение области, и, таким образом, ему была спасена жизнь. Как оценить такие моменты? Сколько стоит человеческая жизнь? Я уверена, спасение жизни одного человека уже окупило затраты на телемедицинскую сеть в этом регионе. Этот факт говорит о том, что основное преимущество внедрения телемедицины — это оперативность в принятии решений, ведь есть много заболеваний, когда решающими становятся даже не часы, а минуты. И чем везти пациента по не очень хорошей дороге в областной центр, лучше в течение короткого промежутка времени решить проблему на месте.
— Насколько точно можно поставить диагноз, просто глядя на экран?
— Телемедицина предполагает не только режим конференций, когда врач смотрит на пациента и разговаривает. Она позволяет передавать еще цифровые изображения ультразвука, ЭКГ и рентгеновских снимков. Т.е. это равносильно обследованию у врача традиционным образом. Тут точность абсолютная.
Кроме того, еще одна возможность телемедицины — общение при помощи видеоконференции, где одновременно могут связаться специалисты из разных точек.
— Что вы можете сказать о перспективах телемедицины?
—
— Информационно-познавательный
— Скажу без ложной скромности, что до того момента, как мы начали заниматься порталом, он был не достаточно проработан и насыщен — информация на портале зачастую была устаревшая, редко обновлялась. Сейчас же практически ежедневно там появляются новые, интересные сведения, статьи, написанные в живом стиле. У нас большие планы по поводу развития
— Какие еще проекты у вашего Центра?
— Самый глобальный проект, которым мы в данный момент занимаемся — это создание единой информационной системы здравоохранения. Это очень амбициозный проект, потому что на сегодняшний день ни в одной стране мира не существует подобной системы на государственном уровне. Есть попытки, аналогичные работы ведутся во многих странах. В США, Великобритании, например, такие проекты еще не завершены. Пока эти системы ограничиваются лишь штатом, графством, областью. В России также несколько субъектов федерации разработали и внедрили у себя единую информационную систему. Но на уровне всей страны подобные проекты пока в мире еще нигде не реализованы. В нашей республике решение о реализации данного проекта было принято в 2005 году. На сегодняшний день практически 90% функционала системы разработано, проводится пилотная эксплуатация в Астане. На следующий год планируется уже тиражирование по республике.
— Наш журнал уже писал о ЕИСЗ. Но давайте напомним нашим читателям о том, что получит благодаря ЕИСЗ здравоохранение Казахстана?
—
Не стоит воспринимать эту систему как просто пишущую машинку для врача — это сложная многофункциональная информационная система, которая в первую очередь направлена на то, чтобы повысить качество оказываемой помощи, также она дает большие преимущества пациенту. Ему не надо будет таскать с собой кучу документов: результаты обследования, амбулаторные карточки. Врач в соответствии со своими правами доступа может проследить всю историю болезни данного пациента. Таким образом, пациент получает более оперативную и качественную помощь.
Еще один важный момент — преемственность между уровнями оказания медицинской помощи. То есть независимо от того, где была оказана была помощь, полная информация будет храниться на центральном сервере и по запросу врача может быть ему доставлена.
— Немного поговорим о вас. Как давно вы работаете в данной сфере?
— С 1994 года. Мне просто очень повезло. Сразу после окончания института я попала в Карагандинский областной диагностический центр, где тогда был единственный в стране отдел информационной техники и технологий. Скажем, это была единая информационная минисистема здравоохранения, проект которой мы сейчас реализуем в республиканском масштабе. Позже, в 2003 году, в Караганде был создан Медицинский информационно-аналитический центр. Меня пригласили в данное учреждение в качестве заместителя директора. Мы достигли высоких результатов, и сегодня МИАЦ Карагандинской области заслуженно считается одним из лучших подобных центров республики.
— Что вас вдохновляет на работу?
— Больше всего меня вдохновляет, когда я вижу результат своей деятельности. Особенно когда рядом со мной есть люди, на которых я могу положиться, которые меня понимают. Когда я вижу глаза этих людей… Бывает, не успеваешь закончить предложение, а уже человек, с которым работаешь, подхватывает и развивает его, поддерживает и придает
Комментарии