«Цифровое зеркало торговли» создают в Казахстане
Внедряется система отслеживания товара от производителя до конечного потребителя.
Министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев на заседании правительства представил меры по цифровой трансформации торговой отрасли. Ключевыми направлениями стали внедрение национального каталога товаров, электронная сертификация, маркировка, а также развитие цифровых маркетплейсов и адресной помощи. В центре новой модели — концепция «Цифровое зеркало торговли». Она охватывает весь жизненный цикл товара, начиная с присвоения кода и ввоза в страну и заканчивая продажей в магазине и получением товара потребителем, с обязательной фиксацией всех этапов.
В рамках формирования цифровой экосистемы торговли реализуются меры по каталогизации и кодификации товаров. Внедряются Общий классификатор товаров, работ и услуг (ОКТРУ) и Национальный каталог товаров (НКТ), что позволит перейти к единой системе учета товаров, унификации наименований и отслеживанию пути от производителя до покупателя. В текущем году были приняты необходимые законодательные нормы, регламентирующие порядок ведения ОКТРУ и использование НКТ на обязательной основе. Всего в ОКТРУ уже классифицировано 1,3 млн товаров. Завершается объединение НКТ и Электронного каталога товаров.
Вторым элементом цифровой экосистемы министр назвал сертификацию. В прошлом году была запущена Информационная система технического регулирования (ИС ТР), в которой зарегистрировано более 100 тыс. заявителей и 1,5 тыс. субъектов аккредитации. Выпущено порядка 3,5 млн разрешительных документов. Однако в этой сфере сохраняются проблемы, включая выпуск «серых» сертификатов вне области аккредитации, использование бумажных сертификатов в государственных системах и отсутствие информации о наличии сертификатов поверки. Для их решения планируется полная цифровизация областей аккредитации, интеграция ИС ТР с другими государственными системами, маркетплейсами, а также реестром ЕАЭС.
В рамках борьбы с теневым сектором экономики расширяется перечень маркируемых товаров. Определены сроки по введению маркировки в отношении новых товарных групп, а именно — моторных масел (до конца 2025 года), пивоваренной продукции (с февраля 2026 года), товаров легкой промышленности (с марта 2026 года), ювелирных изделий (с декабря 2026 года) и биологически активных добавок (с 2027 года).
В целях обеспечения прослеживаемости товаров реализуется ряд проектов. Совместно с АО «Казахтелеком» ведется пилот по созданию Информационной системы прослеживаемости товаров (ИСПТ), предназначенной для цифровизации механизмов стабилизации и мониторинга цен. В систему уже внесено 364 договора на общую сумму почти 100 млрд тенге. Зарегистрировано 1436 юридических лиц. На базе этой системы также разрабатывается инновационный агромаркетплейс, который обеспечит прямое цифровое взаимодействие между производителями, торговыми сетями и государственными органами, исключая посредников и непрозрачные схемы реализации.
«Прорабатывается запуск отечественной B2B-платформы нового формата, ориентированной на упорядочение оптового импорта и поддержку МСБ. Планируется внедрение цифровых решений, упрощение процедур и интеграция с поставщиками через прямые каналы, включая переговоры с JD.com и Alibaba Group», — рассказал Арман Шаккалиев.
В рамках перехода к адресной социальной помощи реализуются меры по усилению контроля над 15% торговой надбавкой на СЗПТ и введению продовольственных ваучеров. Пилотный проект будет запущен в городах Акколь, Кокшетау и Павлодар, где около 5 тыс. получателей АСП смогут приобретать товары без торговой наценки. Проект получил поддержку депутатов и прошел общественное обсуждение.
Министр отметил, что торговая отрасль ежедневно генерирует свыше 25 млн фискальных чеков. На базе платформы реализован модуль мониторинга торговой наценки, позволяющий определять закупочные и розничные цены, выявлять аномалии и оценивать уровень наценки. Дополнительно внедряются дэшборды по продовольственной безопасности. Он также сообщил о разработке виртуальных помощников с элементами искусственного интеллекта для защиты прав потребителей и по национальным стандартам и лабораторной базе, а также модуль анализа торговых потоков. Первый из них уже находится на стадии тестирования.
В завершение доклада министр отметил, что реализация представленных инициатив позволит к 2029 году достичь следующих показателей:
— рост индекса физического объема торговли на 10%;
— снижение доли теневой экономики до 2,82% от ВВП;
— рост производительности труда в оптовой и розничной торговле на 141,8%;
— повышение эффективности государственного регулирования в сфере защиты прав потребителей до 77,1% к 2027 году.