IDC: взрывной рост рынка ПК в Казахстане
В первом полугодии 2010 года рынок настольных компьютеров и ноутбуков вырос на 89% — впервые за последние три года рынок вступил в фазу устойчивого посткризисного роста.
По данным исследования IDC Kazakhstan Quarterly PC Tracker (с начала 2010 г. исследование сегмента серверов архитектуры х86 более не входит в стандартный ПК трекер (IDC Quarterly PC Tracker), в рамках которого теперь проводится исследование только двух сегментов — настольных ПК и ноутбуков. IDC, однако, продолжает исследование сегмента серверов архитектуры х86 в Казахстане в рамках стандартного серверного трекера (IDC Quarterly Server Tracker)) на всем рынке персональных компьютеров в первом полугодии 2010 г. наблюдался очень сильный рост, свидетельствующий о начале восстановления этого сегмента
Объем рынка достиг 179,3 тыс. шт. общей стоимостью 128,5 млн. долл. На долю настольных ПК приходилось 55,4% объема рынка (99,4 тыс. шт.), ноутбуков — 44,6% (79,9 тыс. шт.).
«По нашему мнению, взрывной рост, зафиксированный IDC в первом полугодии на рынке ПК в Казахстане, был вполне ожидаем. Мы наблюдали первые признаки восстановления рынка еще в третьем квартале 2009 года. Поэтому не удивительно, что в первой половине этого года, когда экономика начала стабильно подниматься, а уровень уверенности практически всех сегментов конечных пользователей значительно повысился, рынок ПК также показал рост. Фактически, игроки рынка начали активно наверстывать то, что было упущено в течении катастрофического падения первой половины прошлого года. В этой ситуации осуществился обычно наблюдаемый феномен, присущий формату развития рынков информационных технологий (ИТ), а именно — рост рынка ПК был значительно выше роста всей экономики», — отмечает Андрей Верховод, ведущий аналитик IDC Kazakhstan.
В I полугодии 2010 г. поставки ноутбуков в штуках выросли на 157,3% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Этот, на первый взгляд невероятно сильный рост, на самом деле не должен удивлять — напомним, что сравнение делается с очень слабыми поставками начала 2009 года, когда рынок ПК в общем и сегмент ноутбуков в частности, буквально рухнули. Рост в начале этого года, в основном движимый сильным отложенным спросом, был вполне ожидаем. И практически все активные игроки рынка ноутбуков уже были готовы к его удовлетворению. Прежде всего эта готовность выражалась в активной работе с партнерами и способностью удовлетворить их заказы на очень недорогие модели. Поставки таких ноутбуков начались уже во второй половине 2009 года, но в этом году они приняли массовый характер. Именно по этой причине рост рынка ноутбуков в денежном выражении оказался гораздо меньше, чем в штуках — 118,6%, отражая факт сильного снижения средней цены ноутбука. Несомненно, в этом процессе существенную роль сыграли набравшие популярность в нашей стране нетбуки, цена которых, как правило, находится на относительно низком уровне.
По определению IDC нетбуки называются мининоутбуками (mininotebook) и они входят как составная часть в сегмент ноутбуков. До недавнего времени в Казахстане доля устройств этого класса в продажах заметно отставала от мировых значений, но начиная с конца прошлого года пошла резко вверх. Возросшие продажи нетбуков, которые не стали прямыми конкурентами «классических» ноутбуков, а скорее дополняют их, прямо способствовали тому, что доля ноутбуков в объеме всего рынка ПК в Казахстане выросла с 31,4% в I полугодии 2009 г. до 44,6% в первой половине 2010 г.
В первую пятерку на рынке ноутбуков в первом полугодии 2010 г. в Казахстане вошли HP, Acer, ASUS, Samsung и Sony. Первые три игрока этого списка давно и прочно закрепились на казахстанском рынке ноутбуков, который, несмотря на кризис, продолжает привлекать новых сильных игроков. Именно к ним можно отнести Samsung и Sony, а также не вошедшую пока в первую пятерку Lenovo. По сравнению с двумя другими крупными рынками СНГ, России и Украины, Samsung вышел на наш рынок относительно недавно, в прошлом году. Однако, следуя своей обычной практике, компания провела этот выход очень активно и почти сразу попала в Top-5 нового для себя рынка. Ноутбуки Sony давно присутствуют на казахстанском рынке, но только относительно недавно они стали продаваться по официальным каналам и уже в этом году Sony смогла попасть в первую пятерку. Другим потенциально сильным игроком является китайская Lenovo, которая заметно активизировалась на казахстанском рынке, начиная с этого года. Учитывая, что все три вендора занимают довольно сильные позиции на рынке ноутбуков в мире вообще и в соседней России в частности, можно ожидать, что они смогут прочно закрепиться и на нашем рынке ноутбуков.
Несмотря на продолжающееся сильное давление со стороны ноутбуков, казахстанский рынок настольных компьютеров также показал значительный рост (46,5%) в первом полугодии 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Поставки увеличивались как в первом, так и во втором квартале, и, как и в случае с ноутбуками, основным двигателем роста был отложенный спрос после сильного падения, наблюдавшегося год назад. Для рынка настольных ПК определение «рынок вступил в фазу восстановления» имеет даже большее оправдание, чем для рынка ноутбуков, который не падал так сильно (напомним — во II квартале 2009 г. рынок настольных ПК упал почти в три раза по сравнению со II кв. 2008 г.). В процессе восстановления увеличились не только продажи в потребительском сегменте, но и в проектных поставках. Настольные ПК все еще занимали большую долю (55,4%) всего рынка ПК в Казахстане в первом полугодии 2010 г., но условия, способствующие окончательному переходу в лидерстве на всем рынке от настольных ПК к ноутбукам, могут наступить уже в следующем году (напомним, что ноутбуки уже занимали больше половины всего рынка ПК в III кв. 2009 г.). В первую пятерку сегмента настольных ПК в первом полугодии 2010 г. вошли Logycom, Alser, HP, «Белый Ветер» и Fujitsu.
Что касается всего казахстанского рынка ПК, то его лидирующая пятерка в первом полугодии 2010 г. состояла из следующих компаний: HP, Logycom, Alser, Acer и ASUS. Первенство HP на всем рынке уже традиционно можно объяснить тем, что это единственный вендор на рынке персональных компьютеров Казахстана, одинаково сильный в обоих сегментах рынка (ноутбуки и настольные ПК). Относительно высокая популярность настольных ПК в Казахстане дает возможность лидерам этого сегмента, Logycom и Alser, занимать высокие позиции на всем рынке ПК, тогда как сильные позиции в сегменте ноутбуков позволяют Acer и ASUS регулярно входить в пятерку лидеров всего рынка. Здесь стоит отметить, что по мере повышения доли ноутбуков в Казахстане сильнейшие игроки сегмента ноутбуков будут стабильно укреплять свои позиции на всем рынке ПК в нашей стране (как это уже происходит в соседней России).
Главный вывод, который можно сделать на основе приведенных результатов, является то, что с большой долей вероятности можно утверждать, что в 2010 г. рынок ПК в Казахстане вступил в фазу уверенного роста/восстановления после кризиса. IDC считает, что сильный подъем, зафиксированный в первом полугодии, причем на протяжении обоих кварталов и во всех форм-факторах, является не случайным всплеском, а объективным отражением потребностей в
Комментарии