Итоги 2017-го: платежные карты в Казахстане
Объем интернет-транзакций по платежным картам в Казахстане вырос почти на 500%.
По данным Нацбанка РК, по состоянию на 1 января 2018 года эмитирование платежных карточек фактически осуществляло 26 банков и АО «Казпочта». Указанные организации выпускают и распространяют платежные карточки международных систем (доля которых составляет 99,6% — международные платежные системы окончательно победили в Казахстане). В обращении находится 19,4 млн платежных карточек (по сравнению с ситуацией на аналогичную дату 2017 года — рост на 23,6%). Наиболее распространенными являются дебетные карточки, их доля составляет 80,4%, доля кредитных карточек — 16%. Запомните эту цифру, еще несколько лет назад — это лишь несколько процентов.
После этой «дежурной» информации, мы предлагаем вам окунуться в настоящий мир анализа платежных карт, точнее, количества транзакций и их объема, совершенных с их помощью. И тут есть очень интересные тренды. Начнем с объема операций по выдаче наличных. Показатель не бог весть какой — сняли да потратили, но нас интересует динамика. На графике 1 заметно, что весь 2017 год это показатель растет. В январе он составил 690 млрд тенге, а в декабре — уже 1,172 трлн тенге (рост составил почти 70%). Впервые, кстати, за всю историю превысив триллионную отметку. Но тренд, точнее, его угол, уже который год имеет тенденцию к снижению. Дальше поясняем почему.
На графике 2 мы отобразили объем безналичных операций по картам, эмитированных в Казахстане в ушедшем году, выраженный в млн тенге. Тут динамика ошеломляющая — в начале года это 122,5 млрд тенге, а в конце года — уже 367 млрд тенге. Рост почти на 300%! Казахстанцы начинают вкушать прелесть безналичных платежей, тем более, что в ряде случаев стоимость транзакции равна нулю. Если так — то 2018-й вряд ли изменит этот тренд.
С графиком 3 мы приближаемся к самому сладкому — транзакциям в интернете. Эта область заслуживает особого внимания. Итак, здесь можно увидеть очень позитивную картину — в январе 2017-го количество транзакций составило 3,9 млн. А в декабре этого же года — уже 11,5 млн. Налицо рост почти на 300%. Выводы не слишком оригинальны. Во-первых, потребители почувствовали субъективно и объективно, что экономика оттаивает после «холодного» 2016-го, и стали тратить. Во-вторых, к транзакциям в онлайне возросло доверие, что, возможно, наложилось на то, что в ряде случаев товары и услуги в интернете дешевле. В-третьих, как уже отмечалось, это просто удобнее. Обратите внимание на резкий рост транзакций в сентябре и в декабре — это классика жанра — Back to School и предстоящие новогодние праздники. Летом — напротив — застой. Посмотрим на объем транзакций. И здесь есть тоже сюрпризы.
Итак, график 4 отождествляет объем операций в интернете по картам, эмитированным в Казахстане. Начался год на скромной отметке около 37 млрд тенге, но с сентября рост ускорился словно на стероидах (только в сентябре рост составил более 50%). Чуть меньше, но все же внушительный рост произошел и в декабре. В итоге рост объемов января к объему декабря 2017-го составил почти 4,7 раз! Фантастика! А теперь смотрим на квинтэссенцию — средний чек по транзакциям.
Итак, здесь динамика более скромная (см. график 5), особенно на фоне предыдущего показателя. Год начинается на отметке среднего чека 9419 тенге. В сентябре Back to School вывел его на отметку 15248 тенге, но позже он снизился и завершил год на отметке 14957 тенге. Рост объемов января к объему декабря 2017-го составил почти 62%. То есть, если сравнить динамику роста объема транзакций в интернете в 2017-м и средний чек — то тут заметен сильный дисбаланс — последний сильно отстает. Значит ли это, что при более широком приобщении масс к интернету, покупки качественно (с точки зрения среднего чека) не растут в прямой зависимости? Так и есть. Вкушаем плоды растущего расслоения общества по доходам, но интернет настолько привлекателен, что даже в этой ситуации показывает прогресс, который бежит впереди стагнирующих или падающих доходов основной массы общества.
Резюме
В целом, очевидно, что доверие к платежным картам и к платежам в онлайн среди граждан Казахстана растет. Второй момент, который также оказывает существенное влияние на процесс — рост количества кредитных карт. Наличие кредитного лимита — это великолепный метод подвигнуть его владельца потратить средства в каком-нибудь интернет-магазине. Тем более, что есть кешбэк и бесплатная доставка. Ничего нового придумывать не нужно — проверено западной моделью потребления. Рост экономики тоже в помощь этому процессу — у граждан возникает ощущение, что этот процесс способен поддержать их растущее потребление. Если принять этот сценарий, то очевидно, что объем операций в интернете по картам и средний чек будут каким-то образом коррелироваться с количеством кредитных карт, эмитированных в Казахстане. Что еще интересного? То, что объем операций по снятию наличных начинает снижать темпы роста. В то же время, онлайн и безналичные операции растут. Понятно, что сегменты находятся в разных «весовых» категориях — 10,8 трлн (снятие наличных) против 2,6 трлн безналичных платежей, но тренд уже задан — достаточно посмотреть на его угол, чтобы понять итог этой трансформации.