Большой интернет-форум: итоги
В Алматы прошел Большой интернет-форум, BIF 2013, ставший логическим продолжением весенней выставки Internet Avenue.
На прошлой неделе в Алматы прошел Большой интернет-форум, BIF 2013, ставший логическим продолжением весенней выставки Internet Avenue. На протяжении двух дней представители отечественной IT-индустрии, интернет-бизнеса и госсектора обсуждали насущные вопросы развития электронной коммерции, Казнета и интернет-индустрии. По сообщениям организаторов, в BIF 2013 приняли участие более шестидесяти спикеров. В числе участников зарегистрированы такие компании и проекты, как Mail.ru Group, Одноклассники, Microsoft, Kolesa.kz, Казахтелеком, холдинг Choco Family, МУИТ, Lamoda.kz, Wooppay и другие.
О развитии ИКТ в Казахстане
Одним из первых выступил директор департамента развития отрасли ИКТ и местного содержания холдинга «Зерде» Арман Доскалиев с докладом о развитии ИКТ-отрасли в Казахстане. В рамках программы «Информационный Казахстан 2020» в республике планируется построение государственной облачной платформы, что позволит перевести в «облако» электронные услуги. Как сообщил представитель холдинга, в настоящее время ведется разработка стратегии и идет работа над внесением соответствующих поправок в законодательство. Кроме того, стало известно, что в Министерстве экономики и бюджетного планирования совместно с Интернет ассоциацией Казахстана и различными игроками рынка создана рабочая группа по развитию электронной коммерции в Казахстане. Экспертам предстоит разработать дополнения в закон об электронной коммерции. «В 2012 году оборот рынка электронной коммерции составил около 400 млн долларов, в 2016 г. ожидается рост до 3,6 млрд долларов. В настоящее время в Казнете свыше 300 интернет-магазинов», — отметил А. Доскалиев. По его мнению, отрасль активно развивается и нуждается в законодательном регулировании. Одной из площадок, где будут обсуждаться вопросы развития e-commerce в Казахстане, должна стать выставка ASTEX, которая будет посвящена именно электронной коммерции.
Упомянул представитель холдинга и о стартапах, которым в последнее время уделяется пристальное внимание. По словам А. Доскалиева, в рамках программы развития рассмотрен 271проект, из них отобраны и уже финансируются 4 стартапа. Еще одним примером работы со стартапами стал конкурс «KZ Start», завершившийся в конце октября. По его итогам 5 проектам-победителям выпал шанс пройти обучение в «Силиконовой долине».
О поиске Mail.ru и аудитории Казнета
Еще одним любопытным кейсом стало выступление Андрея Калинина, руководителя Поиска Mail.Ru. Он рассказал о становлении проекта, его позициях и казахстанской аудитории. Собственный поисковик Mail.ru запущен в 2013 году, а разрабатывался он с 2004 года. Собственная разработка позволила значительно улучшить позиции поисковика в регионах. Так, например, в Казахстане ежемесячная аудитория поиска составляет 5 млн пользователей, а поисковая доля — 25-30% (это 2-е место после Google). По данным Mail.ru, в Казнете насчитывается 127 тысяч сайтов, из них исключительно на казахском языке — 8 тысяч. Из всех поисковых запросов из Казахстана 15% задается на казахском языке. «Поисковая аудитория в Казахстане очень разнообразная, но контент пока недостаточно широкий», — говорит А. Калинин. По его мнению, отечественные сайты не могут пока в полной мере удовлетворить запросов аудитории, и казахстанцы вынуждены идти на сайты других стран.
Если же говорить об аудитории Казнета, некоторой информацией поделился Павел Мазурек, отвечающий за развитие бизнеса в аналитической компании Gemius SA (Польша). Так, по данным Gemius в Казахстане насчитывается 6,6 миллионов пользователей интернета. Если смотреть процентное соотношение всего населения РК и пользователей, в интернет выходит 52% населения в категории 16+. Представитель Gemius особо подчеркнул, что они измеряют аудиторию в категории 16+, так как опрашивать аудиторию младшего возраста незаконно. Среди казахстанских пользователей в интернете преобладают женщины, эта статистика сильно отличается от других стран. Мужчины проводят в сети 8 часов 16 минут, женщины — на полтора часа больше.
Об интернет-торговле
Одной из самых интересных секций на BIF 2013 стала дискуссионная панель «Электронная торговля: тренды 2013», в которой приняли участие представители крупных отечественных интернет-магазинов: Алексиос Шо, руководитель интернет-магазина Lamoda.kz; Дмитрий Деулин, руководитель интернет-магазина Alser; Инесса Ан, директор интернет-магазина Arbuz.kz; Алексей Ли, руководитель Tiketon.kz; Николай Мазенцев, руководитель Chocotravel.com, а также Станислав Мишуткин, руководивший магазином Utkonos.ru и международной службой доставки цветов AMF.ru.
Кстати, напомним, в конце ноября состоится «Киберпятница», первая в истории Казнета «большая распродажа» в отечественных интернет-магазинах.
Объем рынка электроники (без бытовой техники), по мнению Дмитрия Деулина, составляет 150-200 млн долларов. Спикер отметил, что зарубеж уходит не больше 5-7% денег от оплаты электроники в интернет-магазинах. Ключевым заявлением стали слова модератора секции (Рамиль Мухоряпов, холдинг Choco Family): «игроки казахстанского рынка не стремятся озвучивать какие-либо цифры». Именно поэтому невозможно в полной мере оценить ситуацию в отечественных онлайн-продажах. А вот проблемы вполне ясны — неразвитость инфраструктуры (логистика, оплата и т.д.), неумение населения совершать онлайн-покупки и вопросы безопасности.
Если же говорить о перспективных сегментах в интернет-продажах, спикеры назвали несколько пунктов. В первую очередь — рынок авиабилетов. В настоящее время он составляет порядка 1,5-2 млрд долларов, а доля онлайн-продаж — 5-7%. Туризм — одна из самых быстрорастущих сфер в онлайне, считают коммерсанты. Однако неразвитость онлайн-продаж очень заметна, особенно в сравнении с другими странами. «В США, например, более 50% билетов покупается онлайн», — говорит Николай Мазенцев, Chocotravel.com. По его мнению, отечественный рынок авиабилетов все же пойдет в онлайн, однако конкуренции с офлайном не будет. Зато ожидается усиление конкуренции между игроками в онлайне. Еще одно перспективное направление — продукты питания. Конкуренция в данном сегменте растет, открываются новые магазины. Однако, здесь, скорее, можно говорить о конкуренции с точки зрения ассортимента и сроков доставки, поскольку ценовая конкуренция заметна слабо и усиливаться она вряд ли будет.
Ну а что касается появления новых крупных игроков на рынке интернет-продаж, тут мнение большинства спикеров оказалось схожим, вряд ли нас ждут громкие запуски. «Интернет-магазины, которые сегодня в лидерах, не пришли «из ниоткуда», — у всех была поддержка в виде офлайна или других уже работающих проектов», — говорит Р. Мухоряпов. Участники дискуссии сошлись во мнении, что 20-ти крупнейшим офлайн-игрокам принадлежит до 80% онлайн-бизнеса в Казнете.
О детской безопасности
Отметим, что в рамках BIF 2013 прошло еще одно важное обсуждение — о безопасности детей в интернете. С докладами о защите детей от противоправного контента выступили представители Министерства Культуры и Информации, Министерства Образования и Науки, Министерства Транспорта и Коммуникаций. По мнению госорганов, казахстанцам неизвестно о способах защиты детей в информационную эпоху и наличии специального программного обеспечения. В настоящее время в Интернет ассоциации Казахстана работает горячая линия по борьбе с противоправным контентом, куда можно обратиться в случае обнаружения «вредного» контента.
Посмотреть тви-трансляцию с Большого интернет-форума BIF 2013.