Мнения представителей бизнеса о целесообразности ИT-консалтинга и качестве его предоставления в Казахстане.
На различных ИТ-форумах и конференциях не раз высказывались мнения о том, что консалтинговые услуги в нашей стране еще недостаточно развиты и не осуществляются в полном объеме. Многие предприятия задаются вопросом: «А нужно ли вообще обращаться в консалтинговые компании?». О целесообразности ИT-консалтинга и качестве его предоставления в Казахстане мы поинтересовались у представителей бизнеса.
Аскар Кусаинов,
заместитель председателя правления, Halyk Bank
Я уже много лет говорю о том, что ИT-консалтинг не просто востребован — он крайне нужен, и именно в Казахстане. Но, к сожалению, отечественные компании отстают от коллег, в первую очередь — российских. Инвестировать деньги в это направление и развивать его надо было давно. Рынок в этом остро нуждается. Сейчас российские игроки заходят на наш рынок именно с сервисом.
Казахстанские фирмы хорошо справляются с продажами «железа» и софта. Как только нужно что-то большее, мы вынуждены привлекать консультантов со стороны. По многим позициям «нашим» не хватает опыта. Кроме того, ИT-консалтинг тесно связан с управленческим и финансовым, — в этом тоже нужно разбираться.
Павел Добов,
директор по продажам, IFS (Кыргызстан)
IT-консалтинг, на мой взгляд, очень важен. Сейчас в Казахстане он востребован гораздо больше, чем в Кыргызстане. Крупные заказчики начинают понимать его полезность. Одно дело — купить коробочную версию продукта с лицензией и самим его устанавливать, а другое — грамотно внедрить. Специалисты, которые имеются в компании, зачастую не обладают всем спектром знаний, которые бывают нужны по конкретному продукту. У них много текучки и своих задач. А консалтинг помогает организациям получить наибольшую отдачу от продукта, который они приобретают.
Наш рынок консалтинга намного уже, чем казахстанский — работают всего три крупные консалтинговые компании. Остальные ранее занимались просто продажей лицензий или оборудования. Сейчас они также понимают и видят спрос на рынке, и переходят на консалтинг.
Валерий Маркин,
директор, «InfosystemsJet Казахстан»
IT-консалтинг — это «больная» тема. В Казахстане наблюдается негативное отношение к слову «консалтинг», особенно в предприятиях, которые живут за счет бюджета. Это происходит потому, что имеется достаточно много компаний, которые берутся составить некие документы, и считают, что они являются результатом консалтинга. Естественно, что второй и третий раз за это платить уже никто не хочет. Для того чтобы качественно проводить аудиторские и консалтинговые работы, надо владеть технологиями, иметь специалистов, которые не первый год работают в этой области и осуществляют крупные проекты. Нужно чтобы у них был практический опыт. Это значит, что организации нужно потратить деньги на обучение своих сотрудников, научить мировым практикам. Только после этого можно обращаться к клиенту и говорить об умении. У нас же консалтингом занимаются очень многие «айтишные» компании, — все они воспроизводят какие-то документы. Заказчик не может получить реальную пользу от этого.
Вообще, IT-консалтинг — это очень востребованный и полезный бизнес. Кризис может поспособствовать его развитию. Практика казахстанских компаний создавать огромные IT-департаменты не всегда оправдана. Эффективность их работы достаточно низкая. Сейчас, когда сокращаются рабочие места и расходы, нужно следить и за эффективностью затрат. IT-консалтинг этому способствует.
Алибек Шапенов,
начальник IT-отдела, Tranco
В наше время эта услуга очень востребована, поскольку IT-специалистов на рынке немного. Крупным компаниям для успешной реализации проектов просто необходимо обращаться за консалтингом. Я встречался и с не очень профессиональными консультантами, и с теми, кто грамотно предоставляет эту услугу. На мой взгляд, на казахстанском рынке в равнозначной степени присутствуют и те компании, которые оказывают грамотную услугу, и те, которые к этому придут немного позже.
Владимир Комов,
генеральный директор, Saprun Group (Россия)
С точки зрения целесообразности и востребованности IT-сервиса, мне кажется, что это очень важно сейчас. В текущей ситуации нужно искать дополнительные возможности для оптимизации бизнеса. Также востребована и аналитика. Она способна выявить те недостатки на предприятии, которые нужно устранить, и те недочеты, которые могут быть исправлены с помощью IT-технологий. В условиях кризиса это становится крайне необходимо. С казахстанским рынком IT-консалтинга я знаком. На мой взгляд, он находится на этапе становления и требует развития и созревания, по сравнению с западным и российским рынками.
Комментарии