Звездная болезнь
Под большим вопросом находится дальнейшая судьба первого казахстанского спутника связи «Казсат-1».
Специалисты Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева (РФ) считают, что говорить о безвозвратной потере первого казахстанского спутника пока преждевременно. Тем не менее «Казсат» уже больше недели находится в «автономном плавании». Это обстоятельство, видимо, и подтолкнуло руководство Национального космического агентства провести специальную пресс-конференцию. Чтобы на всякий случай снять с себя ответственность. Председатель НКА Талгат Мусабаев заявил 16 июля, что летательный аппарат стоимостью 65 миллионов долларов, скорее всего, невозможно будет вернуть к нормальной работе. А в таком быстром завершении нашей космической эпопеи виновато прежнее руководство отрасли. Напомним, казахстанская космическая программа, по информации Счетного комитета РК, провалена. Деньги ушли неизвестно куда. А теперь вслед за деньгами, возможно, отправится еще и спутник.
Проблем в казахстанской космической отрасли сегодня накопилось немало. Как известно, многочисленные ошибки и промахи, допущенные при реализации программы развития космической отрасли на 2005–2007 годы, стоили казахстанскому бюджету немалых потерь. Под большим вопросом и дальнейшая судьба первого казахстанского спутника связи «Казсат-1». На некоторые из этих вопросов постарались ответить участники пресс-конференции, прошедшей в пресс-центре информагентства «Интерфакс Казахстан».
Несмотря на значительное количество спикеров, «отдувался» за всех почему-то глава Национального космического агентства Талгат Мусабаев. Начал он с небольшого «лирического отступления», обратившись к прессе с призывом более качественно писать статьи. Наскоро разобравшись с проблемами отечественной журналистики, глава «Казкосмоса» приступил к рассмотрению собственно проблем отечественной космонавтики.
Одним из поводов для созыва пресс-конференции послужили письма, направленные группой ученых Астрофизического института премьер-министру и президенту. В этих письмах астрофизики высказывали серьезную озабоченность ситуацией, сложившейся вокруг акционирования трех НИИ — института космических исследований, института ионосферы и собственно Астрофизического института. Больше всего ученых волновала судьба зданий и обсерваторий — не пойдут ли с молотка эти уникальные объекты в результате акционирования?
Как заверил собравшихся Талгат Мусабаев, опасаться ученым нечего. Владельцем 100 процентов акций новоявленного АО «Национальный центр космических исследований и технологий» является государство. Именно оно выступит гарантом неприкосновенности научных объектов. А обсерватории Астрофизического института, судьба которых особенно волнует астрофизиков, и вовсе переведены в разряд стратегических объектов, приватизации не подлежащих.
«И вообще, акционирование на руку самим ученым, — заявил глава «Казкосмоса», — в результате этого они смогут спокойно заниматься своей работой и получать за это достойные деньги. Например, финансирование института астрофизики будет увеличено в 10 раз!».
Журналистов, впрочем, больше интересовала судьба первого казахстанского спутника «Казсат-1», прервавшего свое вещание 8 июня из-за нештатной ситуации на борту. Именно ему и была посвящена большая часть пресс-конференции.
«Спутник жив, но дышит плохо», — сообщил собравшимся Талгат Мусабаев.
Причиной столь серьезного положения вещей стал отказ цифровой вычислительной системы на борту «Казсата». В результате этого спутник перестал воспринимать какие-либо сигналы с Земли. По словам председателя НКА, специалисты сейчас делают все для того, чтобы спасти первенца казахстанской космической индустрии от гибели.
Чтобы не разрядить аккумуляторы и не допустить тем самым окончательной гибели спутника, вся бортовая аппаратура была выключена уже через 28 минут после происшествия. Как заявил Талгат Мусабаев, все операторы телекоммуникации и связи были своевременно извещены о происходящем и перевели свои мощности на резервные каналы.
«Без связи в итоге остались только нерадивые», — подчеркнул глава «Казкосмоса». Сейчас у специалистов только один шанс спасти «Казсат» — перезагрузка всех его систем. Для этого ученые поступят парадоксальным образом — полностью разрядят все батареи, заряд которых до этого так тщательно пытались сохранить.
«После того как напряжение на борту упадет до 22–23 вольт, бортовой компьютер спутника выключится, — объяснил Мусабаев, — и после этого Земля попытается запустить его заново».
Несмотря на агонию, казахстанский спутник оказался на удивление живучим. Специалисты столкнулись с тем, что солнечные батареи спутника никак не желают разряжаться до нужного значения. Поэтому заготовлен еще один вариант — непокорный «Казсат» будет уведен на теневую орбиту до лучших времен — точнее, до октября 2008 года. В тени Земли лишенные света солнечные батареи спутника разрядятся окончательно, а затем, когда аппарат вновь окажется в поле видимости центра управления полетами, его снова попробуют реанимировать.
Впрочем, нет никакой гарантии, что все эти трудоемкие процедуры возымеют хоть какой-нибудь эффект. Специалисты признают, что на сегодняшний день вероятность потери «Казсата» очень высока. И винить в этом, считает Талгат Мусабаев, мы можем только себя.
«Человеческого фактора в отказе спутника нет, — объяснил он, — это вина исключительно техники. Но и россияне тут ни при чем — они сделали спутник таким, каким его заказали мы».
Вместо того, чтобы выбрать эффективный и проверенный временем вариант платформы, казахстанская сторона остановилась на более дешевом экспериментальном варианте, предложенном центром Хруничева, даже не спросив при этом мнения специалистов. При этом совершенно непонятно, кто же должен нести ответственность за столь непродуманное решение.
«Хотят, чтобы ответственность нес я, — сообщил Мусабаев журналистам, — но ведь меня никто не спрашивал, когда принималось это решение. И Национального космического агентства тогда еще не было».
Нет и гарантий, что второй казахстанский спутник, запуск которого намечен на 2009 год, не повторит судьбу первого — ведь заказан он был у того же самого ГНПКЦ им. Хруничева. Сейчас казахстанская сторона в спешном порядке вносит корректировки в его оснащение.
«Мы добьемся, чтобы такого барахла вместо оборудования на борту второго «Казсата» не было, — решительно объявил Мусабаев, — нужно заказывать его у серьезных западных компаний, а не у дешевых фирм».
Комментарии