Работа в парке Alatau IT City — пока лишь способ ухода от налогов.
Сегодня Министерство индустрии и торговли взялось пересматривать закон «О государственной поддержке инновационной деятельности». Похоже, пять лет действия Государственной стратегии индустриально-инновационного развития прошли впустую. Громкая государственная идея, которая должна была избавить Казахстан от сырьевой зависимости и вывести в век ультрасовременных технологий, оказалась, мягко говоря, сырой. Видимо, за первую пятилетку единственным «стоящим» ноу-хау, родившимся в недрах отечественных инновационных парков, стало их превращение в оффшорные зоны.
В Министерстве индустрии и торговли (МИТ) надобность нового закона о господдержке инновационной деятельности объясняют приведением законодательной базы в соответствие уровню инновационного развития экономики и необходимостью активизации бизнеса в сфере ноу-хау. По данным этого ведомства, за три года Национальным инновационным фондом вместе с частными инвесторами в 57 проектов было вложено более 633 миллионов долларов. Но, несмотря на серьезные финансовые вливания, по сведениям того же МИТ, инновационно-активными в стране признаны всего 4,4 процента от общего числа отечественных предприятий. Для примера: в быстрой и горячей Эстонии таких компаний — 36 процентов, а в отсталой Венгрии — 47 процентов.
Есть и у нас тому примеры. Одним из флагманов отечественных инноваций сегодня является IT-парк «Алатау». Вот уже полтора года этот парк информационных технологий (ПИТ) пытается стать казахстанской Силиконовой долиной. Как сообщил «Литеру» вице-министр МИТ Едил Мамытбеков, в конце 2006 года был разработан и утвержден градостроительный проект планировки СЭЗ «ПИТ», в соответствии с которым будет проводиться застройка территории парка. В частности, предусматриваются инновационная, производственная, коммерческая, институциональная и жилая зоны. В этом году Мининдустрии разработало технико-экономическое обоснование развития IT-парка и прорабатывает вопрос строительства инженерных коммуникаций. Идет поиск инвесторов на территорию СЭЗ «ПИТ» для строительства инфраструктурных объектов. А Министерство образования и науки прорабатывает вопрос создания IT-университета на территории парка «Алатау» с привлечением ведущих международных IT-университетов.
Сегодня территорию парка, кстати площадью аж в 342 гектара, населяет 21 компания. Деятельность этих предприятий теоретически должна быть направлена на создание и развитие IT-индустрии в Казахстане, разработку эксклюзивной продукции в области высоких технологий, способной конкурировать с импортной продукцией. Предполагается, что IT-парк станет центром высоких технологий в Центральной Азии. Парк функционирует в основном за счет средств республиканского бюджета, ну и денег самих компаний, которые там работают. Только за прошлый год «питовцы» попросили у Мининдустрии 1,7 млрд. тенге. Интересно, куда и на что уходят такие деньги?
Самая свежая информация на сайте парка информационных технологий датирована 2006 годом и представляет собой одно фото, сделанное во время открытия ПИТ. В общем, довольно секретная организация. Кстати, последние две недели интернет-сайт Alatau IT City вообще не работает. То есть фактически парк, где теоретически собраны лучшие IT-специалисты Казахстана, уже на протяжении полумесяца не может запустить сайт. И нет уверенности, что вообще запустит.
«Компании, которые там работают, пользуются парком как оффшорной зоной: переносят туда свои достаточно примитивные производства и получают налоговые льготы. Если компания занимается обычной сборкой телевизоров или компьютеров из китайских комплектующих без внедрения новых технологий, то это просто банальный уход от налогов. Что при этом получает государство и мы с вами — непонятно», — считает бывший заместитель председателя Национального инновационного фонда (НИФ) Талгат Кукенов.
Бывший специалист по инновациям Кукенов предпочел сменить свою деятельность на инвестиционную.
«Я достаточно хорошо знаю парк «Алатау» и был в курсе всех проблем в ПИТ, когда работал в НИФ. Знаю, как тяжело там продвигаются дела. Одной из проинвестированных нами компаний, реализующей проект совместно с сингапурским партнером, приходилось всю инфраструктуру создавать за собственный счет, включая строительство собственной котельной и решение вопроса по электроснабжению. В результате вместо планируемых 6–8 месяцев строительства компания строит производственный корпус уже больше года. Идет удорожание проекта, срыв планируемых графиков поставок и, как следствие, снижение окупаемости проекта. Кстати, это фактически единственная компания, которая сейчас что-то строит в ПИТ. До сегодняшнего дня так и не создана необходимая инфраструктура: мощность электрических сетей недостаточна для развития высокотехнологичных производств, не решены вопросы отопления, водоснабжения, по логистике, не до конца проработаны налоговые льготы. Когда у нас в Казахстане появятся свои силиконовые долины? В ближайшем будущем они не появятся вообще», — говорит Талгат Кукенов.
Ему вторит Марат Сабралиев, партнер консалтинговой группы Т&М — компании, которая делала прогноз развития IT-парка на основе цифр основных показателей «Алатау»:
«IT-парк был создан как оффшорная зона, но для специальных людей. Туда приезжали товарищи из Индии, что-то на свой лад делали, помогая при создании IT-парка, но результат их работы далек от желаемого. На сегодняшний день там сделаны только офисные помещения и, может быть, одно-два производственных помещения…».
За комментариями по ситуации в ПИТ «Литер» обратился к председателю правления АО «НИФ» Нурбеку Раеву.
«ПИТ — оффшор? Что вы! Это не оффшорная зона. Во всех странах такие зоны развития существуют. Мы же запустили его только 1,5 года назад. Это то же самое, что рождается ребенок, а вы требуете от него олимпийских рекордов! Не будет рекордов в ближайшие 10 лет. И не надо этого ждать!», — уверяет глава НИФ.
По его словам, от ПИТ «Алатау» ждут слишком многого, тем более что прошел лишь первый этап данного проекта:
«Сейчас там ребята должны научиться работать, что-то начинать изобретать. А мы должны их финансово поддержать».
По поводу выделенных для ПИТ денег из государственного бюджета Нурбек Раев пояснил, что «сейчас в основном идет покрытие операционных расходов и необходимых для выкупа земель, что до конца не произведено, из-за того, что территория парка еще не узаконена». НИФ, по его словам, ждет, когда Министерство индустрии закончит свою работу, и они смогут пригласить компанию для дальнейшего развития парка «Алатау».
Комментарии