Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Рынок сотовой связи в Алматы

Какую связь предпочитают алматинцы, как долго ею пользуются, как и в каком количестве пополняют баланс и довольны ли они качеством предоставляемых услуг?

24 июля 2006 16:20, Асель Есжанова, Мир Евразии
Рубрики: Рынок, Связь

Ситуация в сфере коммуникаций стала заметно меняться, а казахстанцев заверяют в том, что сотовая связь подешевеет. В рамках реализации программы правительства Казахстана по либерализации телекоммуникационной отрасли меры уже принимаются. И, конечно же, переход на 10-секунднуютарификацию, обмен короткими сообщениями между операторами, а также скорая демонополизация «Казахтелекома» являются позитивными моментами для казахстанских пользователей. Предполагается также, что вскоре на рынок придут новые игроки, которые смогут составить конкуренцию ныне существующим, а тарифы снизятся. Мы хотим рассказать о том, как выглядит алматинский потребитель услуг сотовой связи на основе исследования, проведенного компанией ІGМ. Ведь именно ради блага потребителя осуществляются вышеперечисленные преобразования. Какую связь предпочитают алматинцы, как долго ею пользуются, как и в каком количестве пополняют баланс и довольны ли они качеством предоставляемых услуг?

Среди операторов на сегодняшний день К'Сеll имеет наибольшую абонентскую базу. Пока трудно судить о том, как будет меняться ситуация на рынке, тем более, что ожидается приход нового оператора. Тем не менее, продолжают появляться новые, порой эксклюзивные услуги, призванные привлечь новых или хотя бы удержать старых клиентов. Это всевозможные сервисы для корпоративных клиентов, рассчитанные на деловых людей, а также услуги развлекательного характера, направленные на молодежный сегмент. У каждого оператора свое оружие на «поле боя». 83% жителей Алматы являются владельцами сотовых телефонов, и только 2% имеют в наличии служебный мобильник. Из тех, кто пока не приобрел сотовый, 50% не собираются это делать в ближайшие шесть месяцев. Остальные намерены купить телефон и подключиться к одному из операторов. 23% решили выбрать К'Сеll, около 7% — К-Моbile и 6% — Вееline. Оставшиеся 11% пока думают, они не приняли окончательного решения. Примерно треть абонентов пользуется услугами К'Сеll и К-Моbile более четырех лет, такая же доля мобильного населения отдает предпочтение двум этим операторам от двух до четырех лет. Основная масса клиентов марок Dalacom и Вееline пользуется данным видом связи не более двух лет, этот факт объясняется более поздним выводом этих торговых марок на рынок. Необходимо отметить, что доли пользователей, попадающих в срок от одного до двух лет, распределились между всеми операторами равномерно, около 20% (если исходить из 100% для каждого из операторов). В структуре владения номерами недавно присоединившихся, не более года пользующихся сотовой связью, большую часть составляют абоненты Dalacom и Вееline — до 80%.

Структура владения номерами:
Activ — 26,4%
Корп. номер K-Mobile — 0,4%
Тайм 61 Вееline — 0,8%
Dalacom — 0,6%
Корп.номер К'Сеll — 12,7%
Просто K-Mobile — 24,4%
Прайм Вееline — 0,4%
Просто К'Сеll — 10,5%
Стандарт K-Mobile — 6,6%
Не знает Вееline — 0,6%
Excess — 1,8%
Тайм 1 Вееline — 10,4%
Pathword — 4,5%

«GSM Казахстан» обещает снижение тарифов в ближайшее время

Еще одна возможность для увеличения прибыли появились у бизнесменов за счет сокращения расходов на мобильную связь. Об этом заявила 14 июня компания «GSM Казахстан». Помимо того, что с первого июля оператор меняет начальные цифры номеров, обещано и снижение тарифов, но пока о точных сроках представители компании не говорят. Куат Домбай, РR-менеджер компании «GSM Казахстан»: «О снижении тарифов будет объявлено. Будьте уверены, вы об этом узнаете очень скоро».

1 апреля был подписан договор «О прямом взаимоподключении между сотовыми операторами». Аналогичное соглашение заключено и с «Казахтелекомом». Теперь у сотовых операторов появился выбор, посредством каких каналов двигать свой трафик, и это, прежде всего, скажется на тарифах, отмечают в компании. Рынок мобильной связи в Казахстане весьма конкурентный, говорят в «GSМ Казахстан», однако в Национальной телекоммуникационной ассоциации с этим не согласны. Стоимость услуг сотовых операторов очень высока. Нужна хотя бы еще одна компания в стандарте GSМ, чтобы возникла реальная конкуренция. При этом быстрый спад цен может негативно сказаться на качестве предоставляемых услуг. Евгений Малишевский, директор Национальной телекоммуникационной ассоциации РК: «Сложность быстрого снижения тарифов здесь заключается в том, что возможности сетей сотовых операторов ограничены, и сейчас у нас качество связи недостаточно хорошее, потому что большой спрос. Если снизить тарифы, то сети просто захлебнутся, все начнут говорить по сотовой связи».

Тем не менее, правительство уже предприняло первые шаги по удешевлению сотовой связи. Как известно, изменены правила тарификации, установлен посекундный биллинг шагом в 10 секунд. Реально такой шаг со стороны властей привел к тому, что каждый абонент экономит сейчас на межсетевых разговорах до 20% своих расходов.

Один раз в месяц — это наиболее популярная периодичность пополнения счета для абонентов K-Mobile, составляющая 41%, у Вееline — 39%, у Dalacom — 69%. Доли периодичности у К'Сеll распределились наиболее равномерно: по 28% — один раз в месяц и один раз в 2 недели, а также 25% — один раз в неделю.

Абоненты К'Сеll и К-Mobile отдают за услуги связи от 500 до 4000 тенге в месяц, с небольшим преобладанием указанной наименьшей суммы. Минимальная сумма, оплачиваемая за услуги пользователями Dalacom, также составляет 500 тенге, а вот наиболее популярная максимальная сумма доходит всего до 2000 тенге. Среди карточек мгновенной оплаты (КМО) несомненным лидером является номинал в 1000 единиц. Лишь среди клиентов марки Вееline аналогичной популярностью пользуются карточки в 500 единиц (около половины от всего количества опрошенных).

Параметр качества связи оказался наиболее важным для пользователей услугами операторов К'Сеll и Dalacom. Для пользователей же Вееline значимым фактором оказались приемлемые тарифы. Для абонентов К-Mobile параметры пользования услугами по приоритетности оказались более расплывчатыми. И среди предложенных вариантов ни один не был выделен как самый важный.

Такие способы оплаты, как авансовые, банковские и интернет-платежи, не пользуются особой популярностью среди алматинских жителей. Карточки мгновенной оплаты и оплата наличными являются наиболее приемлемыми и удобными формами пополнения баланса. Большинство алмаатинцев довольны предоставляемыми услугами. Хотя некоторые абоненты, среди которых немало иностранных граждан, работающих на территории Казахстана и имеющих возможность сравнить качество и стоимость связи, отметили скудность выбора. По их мнению, ни один из операторов не может предоставить качественную связь, зато тарифы взвинчены до предела. Некоторые из них пользовались услугами всех имеющихся операторов, так и не сделав окончательного выбора. Кроме того, часты жалобы абонентов на перебои в связи у всех существующих операторов, а также нелестные отзывы об их отношении к своим клиентам. Тем не менее, 73% от общего числа опрошенных никогда не отказывались от услуг связи какого-либо оператора, 93% не собираются делать это в ближайшие шесть месяцев и 85% не желают приобретать новый номер.

Основные характеристики казахстанского рынка сотовой связи

На нем работают 4 оператора, при этом из-за недостаточной емкости радиочастотного ресурса барьер вхождения на рынок очень высокий. Сотовый рынок Казахстана характеризуется следующими особенностями: перечень предоставляемых услуг практически одинаковый у всех операторов сотовой связи, компании — операторы связи конкурируют между собой в части тарифов на оказываемые услуги. По сравнению с 2004 годом количество абонентов сотовой связи увеличилось в 2,5 раза.

Количество абонентов сотовой связи превысило количество абонентов фиксированной связи. Число фиксированных абонентов составляет около 2,5 млн., а количество абонентов мобильной связи — более 5,5 млн. Наибольшее количество абонентов имеет ТОО «GSM Казахстан» — около 3,3 млн., количество абонентов ТОО «Кар-Тел» составляет свыше 2 млн. человек. Необходимо отметить доминирование иностранных компаний на этом стратегически важном и быстро растущем рынке — в крупнейших компаниях рынка сотовой связи представлены турецкий и российский капиталы. Для данного сегмента характерен динамичный рост, однако характер конкуренции можно оценить как средний. Потенциал роста рынка сотовой связи можно оценить как высокий при условии снижения тарифов на данный вид услуги на основе развития конкуренции за счет появления новых участников рынка.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии