Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Фирма Hoster.kz мешает развитию интернета в Казахстане

    Интервью со специалистом по IT-технологиям, пожелавшим остаться инкогнито, о киберсквоттинге в Казахстане.

    7 сентября 2007 10:57, Владислав Юрицын, ZonaKZ
    Рубрики: Интернет

    Звучит упрямо проповедь Хайяма:
    «Разбойничай, но сердцем будь широк!»
    Омар Хайям

    Интернет еще только вступает в фазу полноценного освоения казахстанских просторов, а сопутствующие ему проблемы уже тут как тут. Среди них киберсквоттинг — специфический вид бизнеса, появившийся в мире в связи с широким распространением интернета. С вопросами о том, что это такое, мы обратились к специалисту по IT-технологиям, владельцу веб-сайта, который пожелал выступить инкогнито.

    — Какое определение термина «киберсквоттинг» вам кажется наиболее точным?

    — Киберсквоттинг — это регистрация доменного имени с целью дальнейшей перепродажи.

    — Как осуществляется процедура регистрации доменных имен во Всемирной паутине?

    — В США есть институт IANA. После того, как появился интернет, возникла и организация по управлению им. Она определяет другие организации, которые имеют право распределять (регистрировать) доменные имена в определенной зоне.

    Домен должен принадлежать не частному лицу, а стране. В случае необходимости передачи этого домена кому-либо другому, контролирующий орган в области интернета и связи страны пишет официальную заявку в ICAN о передаче. Как государство решило, так и будет, и это легитимно. Так сравнительно недавно было передано управление от KazNIC в Ассоциацию IT-компаний.

    Ассоциация может решить, кто будет регистратурой, то есть физически управлять доменом. Регистратура — это больше технический термин. Разделение обязанностей следующее. Административно: IANA и Ассоциация IT-компаний, а дальше — никто; технически IANA и KazNIC (административная и техническая ветвь здесь разделены).

    Сравнительно недавно появилось такое понятие, как «распределенная регистратура». KazNIC ввел такое понятие как «регистраторы». Центральная регистратура делегирует права по продаже домена регистраторам, а те уже продают конечному клиенту — регистранту. Принцип дистрибьюции. В общем, регистрант покупает у регистратора в регистратуре.

    Необходимо обязательное уточнение. Домен — это не собственность, а услуга предоставления доменного имени. Вы покупаете возможность пользоваться услугой на определенное оплаченное время. Домен как товар покупается и продается, но юридически это услуга.

    — Киберсквоттинг и киберсквотеры в Казахстане имеют особенности и отличия?

    — Да. Только у нас есть киберсквотер, который является регистратором — фирма Hoster.KZ. Он испортил хостинговым компаниям — тем, кто предоставляет в интернете место для клиентов — всю «малину». Этот киберсквотер, благодаря тому, что он регистратор, имеет возможность покупать домен в несколько раз дешевле по сравнению с тем, по какой цене он должен его продавать. Цена продажи должна быть примерно 3900 тенге (на этом уровне по договору с KazNIC), хостер же покупает домен гораздо дешевле. Нас возмущает не то, что он покупает эти домены, а то, что человек пользуется своим положением. Он может через секунду забить освободившееся доменное имя — такая возможность тоже вытекает из положения регистратора. Занимает звучные и легкие в написании имена (сам или через аффилированные компании и частных лиц).

    Теоретически киберсквотер-регистратор может держать 1000 доменов и полностью окупить все это продажей 3–4 из них заинтересованным клиентам.

    — Почему киберсквоттинг нельзя назвать честным видом бизнеса?

    — Это честный вид бизнеса в том смысле, что он абсолютно законный. Но когда человек пользуется служебным положением, то возникают вопросы. По смыслу примерно то же самое, как аким имеет фирму по уборке мусора и она постоянно выигрывает тендеры, хотя само по себе занятие бизнесом не противозаконно. KazNIC при этом не может выступать арбитром, возникающие проблемы, решаются по договоренности сторон или в суде.

    — Что выступает питательной средой для киберсквотеров?

    — С одной стороны — желание людей и организаций иметь звучное доменное имя. Кому-то неохота «заморочиваться» по судам и легче выплатить запрашиваемую киберсквотером сумму. К примеру, на местный рынок пришла зарубежная компания и представляет свой продукт. Отправлять на зарубежный сайт не выгодно, потому что в интернет-пространстве тоже действует такое понятие как патриотизм. При этом нужный домен KZ уже занят, а другой компании не нужен. В такой ситуации часто выгодней заплатить за перепродажу.

    — Чем практика киберсквоттинга вредит бизнесменам и обычным пользователям интернета?

    — Когда простаивают простые удобные домены, то это в общем мешает развитию интернета в Казахстане. Бизнесмен обращается к регистратору и узнает, что нужный ему домен занят. Выкупать его у киберсквотера он не хочет и просто отказывается от размещения во Всемирной паутине. Получается, что предприниматель не получил страничку, регистратор свои деньги за услугу, а Kaznet не расширился. В итоге проиграли все, потому что неразвитые информационные потоки и низкая техническая грамотность мешают как развитию человеческих ресурсов, так и бизнесу с государством. Конкурентоспособность не повышается.

    — Как можно бороться с киберсквотерами (на уровне законодательства и индивидуально)?

    — Во всем мире не знают, как с этим бороться. Поскольку есть заинтересованность в научно-техническом развитии и расширении казахстанского сегмента интернета, Ассоциации IT-компаний предстоит как-то решать эту проблему. Поскольку технического решения здесь нет, нужно включать определенные моральные правила.

    — Какую роль в схемах киберсквоттинга играют компании-регистраторы?

    — Из компаний-регистраторов на себя домены в таком количестве регистрирует только Hoster.KZ. Если регистрант обратится с просьбой о покупке ста доменов, то купить их он может только у регистратора. Тот даже не может ему отказать, потому что пришли купить товар, который регистратор продает. Здесь принципиально важно, чтобы сами регистраторы не участвовали в киберсквоттинге. Вот, например, порнография — очень прибыльный и при определенных условиях законный вид бизнеса. Но ведь не все ею занимаются. Также и со спамом. Необходимо соблюдать профессиональную этику и определенные приличия.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии