Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Виталий Ли, McAfee: инфозащита в Казахстане обеспечивается постфактум

Интервью с региональным представителем McAfee в РК и Средней Азии Виталием Ли о том, как обстоят дела с информационной безопасностью в Казахстане и чем отечественные реалии отличаются от мировых.

12 июня 2013 14:25, Наргиз Асланова, Profit.kz

Сегодня обеспечивать защиту данных становится все труднее. Кроме распространения кибератак, угрожающих безопасности компаний, специалистам необходимо уделять внимание и новым реалиям бизнеса — развитию облачных технологий и мобильных устройств. О том, как обстоят дела с информационной безопасностью в Казахстане и чем отечественные реалии отличаются от мировых, в интервью Profit.kz рассказал Виталий Ли, региональный представитель McAfee в Казахстане и Средней Азии.

Виталий Ли

Виталий, для начала — несколько слов о деятельности компании в Казахстане.

— McAfee — это международная компания, мы занимаемся информационной безопасностью и помогаем нашим клиентам обеспечить безопасность информационных ресурсов от различных угроз, которых, как вы знаете, в современном мире очень много. Основная наша деятельность сейчас в Казахстане — это пропаганда информационной безопасности.

McAfee в Казахстане давно, но в то же время — совершенно недавно. Так как компания известная, соответственно, продукты проникали разными путями, особенно в корпоративный сектор, уже лет 15 как минимум. Но развитие компания получила не так давно — года два, максимум три назад. И в эти годы мы ежегодно отмечаем двукратный рост по объемам продаж (в корпоративном сегменте).

Партнерская сеть — это наша гордость, но тем не менее, мы говорим, что рынок открыт, и есть, куда расти. Мы приглашаем к сотрудничеству молодые продвинутые команды специалистов. Сейчас у нас порядка 30 активных партнеров, в основном это крупные города — Алматы и Астана. Но мы ожидаем как количественного, так и качественного роста партнерской сети.

В каких цифрах вы бы оценили рынок информационной безопасности в Казахстане, и какую его долю занимает ваша компания?

— Здесь я сразу хотел бы сказать, что рынок никем особо не измеряется. Я бы не стал доверять никаким ни официальным, ни тем более неофициальным цифрам. К тому же, есть такой эффект, как отложенный спрос. Не секрет, что на протяжении многих лет наша страна развивается довольно впечатляющими темпами, вектор развития, в том числе, направлен и на информационное пространство. Но в годы выстраивания IT-инфраструктуры вопросам безопасности уделялось очень мало внимания, если вообще уделялось. Сейчас уже что-то есть, выстроено, реализуются большие проекты, связанные с информатизацией. Но надо наращивать и безопасность, потому что то, что мы накопили, мы подвергаем большому риску. В Казахстане более 5 миллионов компьютеров, из них примерно половина — это служебные компьютеры. McAfee пока не так распространен, мы защищаем примерно десятую часть корпоративных компьютеров, это в лучшем случае. Но те, кого мы защищаем, гарантированно безопасны.

Виталий Ли Виталий Ли

Какая доля в общем объеме доходов McAfee приходится на казахстанский бизнес? Насколько значим казахстанский сегмент для компании?

— Рынок Казахстана по меркам McAfee небольшой. Мы реализуем продукцию на 2 млн долларов, в то время как оборот компании по всему миру — 2,7 миллиарда долларов. Соответственно, здесь можно говорить о совершенно незначительном денежном обороте. Тем не менее, McAfee уделяет большое внимание нашему рынку, как быстрорастущему. Рынок Казахстана отнесен к «emerging markets», соответственно, усилия, которые мы будем прилагать на этом рынке, очень большие. На пространстве СНГ рынок Казахстана является ведущим по количеству денег и количеству пользователей. Мы пока уступаем России, но незначительно. Через продажи McAfee я делаю вывод, что Казахстан уделяет гораздо большее внимание информационной безопасности, чем какая-либо другая страна на постсоветском пространстве.

Какое из направлений деятельности компании наиболее успешно в Казахстане — корпоративные продажи или продукты для частных пользователей?

— McAfee довольно сильно разделяет с точки зрения управления продажами две линейки продуктов — это линейки для домашнего использования и корпоративного сектора. Я представляю в Казахстане подразделение, которое отвечает за корпоративные продажи, поэтому, к сожалению, не могу ничего сказать про развитие сегмента продуктов для частных пользователей. Я вижу, что этот сегмент растет. Но я могу судить о корпоративных продажах продуктов. Основной рост я вижу в крупном бизнесе, а также в государственных проектах, где уровень безопасности должен быть самым высоким.

Вы упомянули крупный бизнес и госсектор. Означает ли это, что средний и малый бизнес не уделяет внимания безопасности?

— Это не говорит о том, что мы обделяем вниманием малый бизнес, просто надо соотносить, насколько много усилий и средств необходимо потратить на информационную безопасность, чтобы она приносила какую-то прибыль для самих пользователей. Что может потерять конечный пользователь, если, например, у него маленький завод? Можно рассчитать, но вряд ли это будет цена его бизнеса. А вот если банк будет пренебрегать информационной безопасностью, это может сказаться не только на репутации и прямых денежных потерях, но и на судьбе банка. Финансовые учреждения состоят из информации, весь бизнес современного банка сосредоточен в серверах, и если эти сервера будут атакованы, приостановится их работа или будет украдена информация, банк перестанет существовать. Поэтому цена вопроса — то, сколько может потерять тот или иной бизнес, если не будет соблюдать нормы информационной безопасности. Конечно, мы хотим помочь тем клиентам, для которых цена информационной безопасности очень высока.

Виталий Ли Виталий Ли

А о каких суммах идет речь, когда встает вопрос стоимости проектов?

— Конечно, будет некорректно, если я озвучу какие-то цифры, потому что бизнес у всех разный. Скажу только одно — продукты и решения McAfee не дорогие. Для бизнеса надо понимать, что защищать, и то, как руководитель оценивает ущерб. Никогда информационная безопасность не должна стоить больше, чем ущерб, который может принести ее отсутствие.

Сталкивалась ли ваша компания с инцидентами в Казахстане, когда бизнес или государственные структуры пострадали от отсутствия надежной системы защиты информации?

— Конечно, мы сталкиваемся, постоянно. К сожалению, люди находят нас и просят решить проблему, когда уже что-то случилось. Я не могу называть конкретные компании, но это частый симптом в Казахстане, когда что-то случается, и постфактум начинается исправление. Часто мы наблюдаем различные атаки на казахстанские предприятия, и я хочу с гордостью отметить, что те компании, которые защищены с помощью продуктов McAfee, не участвовали в таких скандалах.

Какую часть IT-бюджета ваши заказчики в Казахстане готовы вкладывать в информационную безопасность?

— Я уже говорил об отложенном спросе. Нельзя говорить, что это какой-то процент от IT-бюджета. Как правило, эти бюджеты идут параллельно, и бюджет на информационную безопасность не является частью проекта по IT. Порой даже проекты по информационной безопасности превышают стоимость какой-то части IT-бюджета. Но мировая практика показывает, что на информационную безопасность не тратится более 8-12 процентов от бюджета на IT.

То есть, в Казахстане ситуация другая?

— Да. Те, кто не задумывается об информационной безопасности, тратят меньше, те, кто заинтересован в безопасности, тратят больше. Я думаю, что года через 2-3 это все сбалансируется, и, в зависимости от индустрии, придет к своим нормам — 8-12% от IT-бюджета.

Виталий Ли Виталий Ли

Какие тенденции на рынке защиты информации будут ключевыми в ближайшие годы, особенно для казахстанского рынка?

— Я прогнозирую, что IT-безопасность придет в средний и малый бизнес, люди будут больше думать об информационной безопасности. Не секрет, что сейчас, зайдя в любую компанию и спросив, какой стоит антивирус и сколько за него заплатили, если он коммерческий, подавляющее большинство представителей бизнеса затруднятся ответить. Затруднятся ответить, сколько потратили даже на антивирус, потому что обычно на это средства не тратятся. Если люди будут задумываться, что они потеряют в случае нарушения бизнес-процессов, связанных с IT, тогда они начнут обеспечивать себя более качественной защитой, которая, как правило, платная. Это одна тенденция.

Вторая — я думаю, что будет серьезно пересмотрена защита облачных сред. Все больше и больше инфраструктуры в Казахстане (банковской, социальной, государственной) будет уходить в облачные сервисы, оказание массовых услуг, в том числе — с использованием различных мобильных устройств. До настоящего времени безопасности этих облачных сервисов уделялось не так много внимания. Я думаю, что в ближайшие год-два усилия владельцев этих сред будут сосредоточены на защите их от атак, утечек и т.д.

Третья тенденция — распространение вредоносов среди мобильных устройств. Люди поймут, что мобильный телефон — это не только благо, но и большие опасности, особенно если этот телефон используется для работы. Поэтому еще один вектор — объединение общекорпоративной безопасности и мобильных устройств сотрудников.

Какие задачи стоят перед вами и как McAfee планирует развиваться в регионе?

— Наша задача — донести идею о том, что бизнес должен быть безопасным. Современные угрозы касаются не только кошелька, но даже национальной безопасности, когда войны ведутся не танками и солдатами, а через Всемирную сеть. Может быть нанесен довольно серьезный ущерб на уровне государства, не говоря уже о корпорациях или потере средств финансовыми структурами. Мы будем объяснять это, пропагандировать. Цель — открыть в Казахстане офис и в перспективе сделать его центральным для стран ближайшего окружения.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии