Жанат Абылкасым, Яндекс: число запросов из Казахстана выросло в три раза
Интервью с Жанатом Абылкасымом, представителем Яндекса в Казахстане, о результатах и планах работы компании в нашей стране.
Два года назад Яндекс пришел в Казахстан, запустив локализованный поиск и сервисы. О том, что было сделано за два года работы и каких результатов удалось достичь, а также о планах поисковика в нашей стране в интервью Profit.kz рассказал Жанат Абылкасым, представитель Яндекса в Казахстане.
— Яндекс презентовал казахстанскую версию портала два года назад. Жанат, каких показателей поисковик достиг за это время?
— За два года наша доля на поисковом рынке Казахстана выросла на 4,2 процентных пункта — с 19,6% до 23,9% (данные liveinternet.ru). Но самое главное для нас самих — за прошедшее время Яндекс лучше познакомился с казахстанским рынком, мы осознали, как с ним работать, научились думать про Казахстан, когда запускаем новые сервисы: например, Яндекс.Работа и Яндекс.Недвижимость были сразу запущены и для нашей страны. Научились делать что-то специально для Казахстана — например, в начале этого года запустили спецпроект про Азиаду.
Еще из важных для нас событий — Яндекс.Деньги стали официально доступны для казахстанских пользователей, появилась возможность ввода и вывода денег.
— Как вы оцениваете состояние и развитие Казнета? Во сколько вы оцениваете его аудиторию?
— Аудитория Казнета очень активно растет: по данным Internet World Stats, в 2010 году она составляла 5,3 миллиона интернет-пользователей, в то время как в предыдущем — 3,2 млн. Бурному росту способствует активное проникновение интернета, который становится все более доступным. По нашим данным на весну 2011 года, за последний год стоимость доступа снизилась на 17%.
Кроме того, об интернете в стране вообще сейчас активно говорят на разных уровнях — в том числе и на уровне власти. В год проводится несколько десятков тематических мероприятий разного масштаба и уровня для бизнеса, для игроков отрасли.
— Как вы продвигаете ресурс на местном рынке? Каким образом происходит развитие поиска, локализация сервисов и работа с партнерами? Есть ли сложности?
— В Яндексе есть команда людей, которые думают про Казахстан и работают над тем, чтобы лучше локализовать сервисы для казахстанских пользователей — как поиск, так и карты, контентные сервисы и т.д. Для нас важно, чтобы поиск и другие сервисы были не только доступны на казахском языке, но и в целом как можно полнее соответствовали запросам казахстанцев: например, Яндекс.Маркет должен предлагать товары интернет-магазинов, осуществляющих доставку в Казахстан, а цены должны быть обозначены в тенге. То есть под интересы местных пользователей нужно адаптировать не только «упаковку» сервисов, но и их содержание.
Что касается работы с другой нашей аудиторией, рекламодателями — на настоящий момент мы сотрудничаем с ними через агентство: местные специалисты лучше понимают специфику рынка.
— Какие сервисы наиболее востребованы среди местной аудитории?
— В основном предпочтения казахстанских пользователей Яндекса примерно такие же, как и в других странах: чаще всего они заходят на главную страницу (58% от всей аудитории портала Яндекса), поиск (45% пользователей), Яндекс.Почту, Картинки и Видео (14,7%, 14,3% и 10,5% соответственно). Кроме того, популярностью пользуются Яндекс.Карты.
Если говорить об отличиях — мы видим, что казахстанским пользователям больше, чем российским, интересны Яндекс.Новости и вообще медиаконтент. Они активно интересуются тем, что происходит в стране и за ее пределами. В этом плане Казахстан похож на Турцию, где мы недавно также открыли портал, yandex.com.tr.
— Сколько поисковых запросов от казахстанской аудитории Яндекс обрабатывает ежемесячно?
— В октябре 2011 года Яндексу задали около 70 миллионов запросов из Казахстана. Кстати, за два года это число выросло более чем в три раза — в октябре 2009 года запросов было около 22 миллионов.
— Какая аудитория у казахоязычной версии портала?
— К сожалению, объективной общепризнанной статистики по аудитории казахского Яндекса, на которую можно было бы сослаться, сейчас не существует. Если говорить о поисковых запросах, то около 3% от поисков, которые делают в Яндексе пользователи из страны — на казахском языке.
— Какова доля доходов от контекстной рекламы в Казахстане в общем объеме Яндекса?
— Извините, мы не можем поделиться такой информацией.
— Какие тематики в контекстной рекламе наиболее популярны?
— Сейчас активно растет количество крупных казахстанских клиентов в интернет-рекламе — в нее приходят автодилеры, сотовые операторы, ритейлеры. Они начинают с медийной рекламы, постепенно увеличивают свои бюджеты и, распробовав один продукт, начинают пробовать другой — контекст. В то же время, исторически контекстная реклама пользовалась популярностью у небольших компаний.
Сегодня в контексте представлены всевозможные виды бизнеса: производители и поставщики промышленных товаров (B2B-сегмент), участники строительных, автомобильных, страховых и финансовых рынков. Кроме того, значительную долю оборота рынка обеспечивают продавцы бытовой техники, представители сектора деловых услуг, туристического бизнеса, рынка недвижимости и т.д.
— Насколько востребована контекстная реклама среди заказчиков?
— Мы видим, что спрос на интернет-рекламу растет и, например, за прошлый год наши клиенты практически удвоили свои бюджеты. Рынок интернет-рекламы в Казахстане находится на стадии формирования, примерно как в России пять лет назад. Поэтому его основная тенденция — бурный рост, ведь расти с маленьких цифр всегда проще. При этом у рынка большой потенциал: если анализировать население страны и активность бизнеса в Казахстане, то казахстанский рынок в перспективе вполне может быть сравним по объемам с украинским.
— Как много казахстанских сайтов используют ваши инструменты разработки (API)?
— Пока что API пользуются не так много казахстанских сайтов — около 1% от числа всех сайтов, использующих наши API. Также Яндекс предлагает в Казахстане виджеты — блоки, которые пользователи могут установить у себя на главной странице Яндекса; они могут содержать любую информацию или сервис сайта, который делает виджет. Сейчас в нашем каталоге виджетов казахстанских сайтов примерно в два раза меньше, чем белорусских. Но мы думаем, что со временем количество разработчиков, использующих наши инструменты, будет активно увеличиваться за счет того, что мы будем больше рассказывать им о них. На тех мероприятиях, где мы уже выступали в Казахстане и рассказывали о возможностях Яндекса для бизнеса, мы видели большой интерес к этим продуктам.
— Каковы ваши дальнейшие планы?
— Наша основная задача — улучшать поиск для Казахстана, давать местным пользователям все более качественные ответы, в том числе — улучшать поиск на казахском языке. В этом году мы также сделали несколько существенных улучшений для казахстанских Яндекс.Карт: запустили панорамы Астаны, справочник организаций с возможностью их поиска на карте для Астаны и Алматы. В дальнейшем Яндекс.Карты тоже будут развиваться. Но о конкретных планах говорить пока не хотелось бы. Когда мы их реализуем — обязательно расскажем.
Комментарии