Первый ренкинг ИКТ-компаний Казахстана показал низкую прозрачность сектора, но в то же время перспективы развития рынка очевидны — вопрос лишь в том, станет ли он национальным или будет отдан на откуп иностранцам.
Первый ренкинг ИКТ-компаний Казахстана показал низкую прозрачность сектора. В то же время перспективы развития рынка очевидны. Вопрос лишь в том, станет ли он национальным или будет отдан на откуп иностранцам.
В этом году «Эксперт РА Казахстан» публикует первый ренкинг казахстанских компаний, работающих в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В ренкинге могли принять участие ИКТ-компании и группы, зарегистрированные на территории РК. Еще одно важное условие для включения в список — доля доходов от дистрибуции не должна превышать 75% совокупной выручки участника рейтинга. Таким образом, из перечня исключены компании, которые в основном фокусируются на перепродаже оборудования. Ранжирование участников в итоговом шорт-листе осуществлялось на основании показателя «объем реализации».
Первое, на что можно обратить внимание при подведении итогов исследования, — это низкий уровень прозрачности ИКТ-рынка Казахстана. Так, в нашем проекте «Казахстанские информационные и коммуникационные технологии» приняли участие всего 6 компаний (таблица 1), удовлетворяющих условиям для включения в ренкинг. Таким образом, при всей важности внедрения информационных технологий в экономику РК субъекты финансово-хозяйственной деятельности, являющиеся потребителями ИТ-услуг, практически не имеют возможности определить расстановку сил на рынке, оценить, каковы масштабы бизнеса у ключевых участников рынка и какие услуги они предоставляют. Конечно, если речь идет о покупке оборудования, то здесь нет проблем — лидеры известны: это продавцы ПК Hewlett-Packard, Logycom, серверов IBM и др. Гораздо сложнее оценить возможности ИТ-компаний, если речь идет о разработке программного обеспечения (ПО), внедрении информационных систем, интеграции и иных видах ИТ-услуг. Если поставка оборудования — это, как правило, одноразовый и скоротечный проект, то сфера ИТ-услуг предполагает более долгосрочные взаимоотношения сторон. В том числе поэтому клиенту необходимо иметь четкое представление о рыночных позициях подрядчика, о надежности поставщика услуг, а также о том, за счет каких преимуществ ИТ-компания достойно выдерживает жесткую конкуренцию с иностранными игроками.
Но, увы, как показывает практика, далеко не все ИТ-компании готовы демонстрировать открытость и предоставлять данные, и этот факт, безусловно, настораживает и отрицательно характеризует ИТ-рынок Казахстана. На деле лишь единицы отважились предоставить «Эксперту РА Казахстан» свои данные — такие компании осознают всю важность информационной открытости и те преимущества, которые может принести эта открытость. Председатель правления АО «НАТ Казахстан» Сергей Ежков: «Нужно менять общественное мнение в сторону отечественных производителей, ведь достаточно много примеров того, как отечественные компании и отечественные специалисты создавали крупные ИТ-решения, по сложности не имеющие аналогов на постсоветском пространстве, а иногда и передовые решения в мире. Но об этом мало говорят, мало пишут. Крупные зарубежные игроки не жалеют денег на маркетинг, а у отечественных компаний нет сопоставимых ресурсов».
Второй вывод исследования был, в принципе, предсказуем. Так, участники ренкинга констатируют стагнацию рынка в 2009 году, отмечая, что наиболее выживаемыми были долгосрочные проекты с консалтинговой составляющей, а также услуги техподдержки и проекты в рамках разработки ПО. Причины снижения спроса в секторе очевидны: это общее падение платежеспособности клиентов вследствие мирового финансового кризиса. Кроме того, казахстанские компании, пока не рассматривают ИТ-услуги как способ оптимизации издержек, а наоборот, считают их неокупаемыми инвестициями, поэтому в условиях кризиса финансирование ИТ-проектов сокращалось наряду с другими проектами. Вот как комментирует ситуацию на ИТ-рынке директор Columbus IT Евгений Куликов: «Мое личное ощущение, что рынок в 2009 году просто уснул, как медведь в берлоге, вместо того чтобы поднимать всех по боевой тревоге и адаптировать свою работу в новых условиях рынка. Пугает нежелание компаний развиваться и развивать свой бизнес». Впрочем, и на фоне безрадостных комментариев просматриваются предпосылки для оптимизма. Выражаясь языком статистиков и экономистов, речь идет об «эффекте низкой базы»: иными словами, надежды на то, что рынок ИТ в стране вырастет, связаны с относительно низким уровнем проникновения ИТ-услуг в экономику страны. Но важно отметить и другое: отечественные компании опасаются снижения казахстанского содержания в этом секторе.
Откат назад
Согласно данным IDC, в 2009 году объем рынка ИТ Казахстана составлял 630 млн. долл. При этом 79% доходов пришлось на поставку оборудования, 14% — на ИТ-услуги, 8% — на «коробочное» ПО (готовое, не требующее доработок программное обеспечение. — Прим. «Эксперта РА Казахстан»). Рынок в 2009 году упал на 36,3% по сравнению с 2008 годом, откатившись на уровень 2006 года.
Несмотря на доминирование сегмента hardware в структуре ИТ-рынка, именно сегмент «железа» стал наиболее уязвимым в 2009 году. По нашим оценкам, основное снижение выручки ИТ-компаний пришлось на сегменты «поставки оборудования в рамках интеграционных проектов» и «дистрибуция». Результат, надо сказать, закономерен и свойствен не только казахстанскому рынку, но также и мировому в целом и рынкам развивающихся экономик в частности. К слову, по данным исследования «Эксперта РА» в России, сильнее всего «просели» именно продажи оборудования. Если говорить о казахстанском рынке, то в числе факторов, определивших результат — недостаток средств на обновление парка компьютеров и серверов у частных компаний, а также серьезный уровень девальвации национальной валюты.
Сокращая затраты на «железо», компании и госструктуры в 2009 году в условиях кризиса стали чаще прибегать к довольно нестандартным — по докризисным меркам — шагам. Увеличился спрос на проекты по виртуализации, позволяющие увеличивать вычислительные мощности без масштабных затрат на новое оборудование, возрос интерес к использованию ресурсов сторонних дата-центров и даже к аренде ИТ-приложений.
Подобные изменения мало-помалу начали изменять привычную картину рынка. Первый ренкинг ИТ-компаний Казахстана по итогам 2009 года показал, что основную часть доходов компании получили в сферах «услуги в области ИТ» и «поставки оборудования и ПО в рамках интеграционных проектов». На эти два вида приходится 86,3% от общих доходов ИТ-компаний, принявших участие в проекте (см. график 1). Похожий результат был зафиксирован в ходе исследования крупнейших ИКТ-компаний в России: на названные два направления там приходится 66,7% совокупного дохода участников рейтинга.
Услуги в области ИТ принесли компаниям-участницам ренкинга 42,5% доходов — такая популярность ИТ-услуг до кризиса вряд ли была бы возможна. К слову, в сфере ИТ-услуг работает большее количество компаний-участников нашего ренкинга, нежели в сегменте поставок оборудования. Крупнейший участник по этому направлению — ERP-service KazTransCom, осуществляющий услуги по интеграции и поддержке для компаний нефтегазового комплекса. В ИТ-компаниях отмечают, что потребителей в этом секторе все больше интересуют сервисы «концептуального» характера, связанные с реструктуризацией бизнес-процессов, разработкой и модернизацией IT-стратегий. А вот как развитие ИТ-услуг комментирует директор Real Soft Олег Гончаров: «Наиболее высокие показатели роста демонстрирует IT-консалтинг, в первую очередь ERP и CRM. Увеличивается внимание к IТ-аутсорсингу, особенно в части поддержки уже построенной IТ-инфраструктуры. Одновременно распространение получает так называемый мультисорсинг, когда один большой аутсоринговый проект разбивается на части, выполняемые разными поставщиками».
Еще одним направлением активности участников рейтинга является разработка программного обеспечения. Среди наших участников ведущие позиции занимает компания Real Soft, представители которой констатируют рост объема услуг по разработке ПО на фоне общей стагнации рынка: «Объем услуг по разработке программного обеспечения, что является основным направлением компании, в 2009 году вырос на 18 % по сравнению с 2008 г. Увеличение спроса мы связываем со все более возрастающей значимостью информационных технологий в управлении предприятиями».
Однако, несмотря на увеличивающуюся значимость сегмента «ИТ-услуги», все же наибольший доход (43,8%) участники рейтинга получили от поставок оборудования и программного обеспечения в рамках интеграционных проектов, причем свыше 90% поставок — это «железо». Отметим, что в данном случае на итоговый результат очень сильно повлияли доходы «НАТ Казахстан», являющейся лидером нашего списка. Основные доходы компании связаны с поставкой оборудования государственным структурам и компаниям.
Впрочем, и на таком лакомом направлении, как работа с госсектором, наблюдалось падение доходов отечественных ИТ-компаний. Вот как ситуацию комментирует Сергей Ежков: «Роста не было ни по каким видам услуг. При этом наблюдалось снижение объемов по консалтингу и разработке информационных систем под заказ. Причины возможны разные, но как основные — сокращение затрат организаций на ИТ в условиях кризиса; появление новых зарубежных игроков на рынке, которым в силу нашей ментальности госструктуры дают большее предпочтение; появление новых игроков с государственным участием, в задачах которых стоит конкуренция не только на рынке госорганов, но также на коммерческом рынке».
Руководитель еще одной компании-участницы рынка, напротив, не склонен сгущать краски. «Поддержка государства в отрасли, главным образом в отечественной доле отрасли, в последнее время становится заметной все больше и больше, — говорит Султанжан Ахметов, председатель правления ТОО «Центр электронной коммерции». — В частности, существенные изменения затронули интернет-сферу и связанные с этим виды деятельности, созданы компании с государственным участием, посредством которых государство решает ключевые задачи по информатизации. Немаловажное значение придается факту наличия казахстанского содержания, что позволяет местным компаниям иметь ощутимые преимущества перед иностранными поставщиками. Ощутимый рывок дало продвижение доступного интернета в массы, в особенности в регионах. Большая доля заслуг в части дешевого интернета у национальной компании «Казахтелеком».
Цифры подтверждают сказанное: наибольшая доля доходов участников нашего ренкинга обеспечивается благодаря заказам госструктур (график 2), следом идут проекты для нефтегазового сектора. Действительно, роль государства как ИТ-заказчика нельзя недооценивать — достаточно вспомнить хотя бы озвученную несколько лет назад сумму расходов на программу развития «Электронного правительства» Республики Казахстан на 2008 — 2010 годы (около 18 трлн. тенге). Кстати, в 2010 году в рейтинге «Электронных правительств», подготовленном ООН, Казахстан занял 46-е место. Поднявшись за год на 35 позиций, по степени готовности к электронному правительству наша страна обошла, в частности, Украину (54-е место) и Россию (59-е место).
Вперед с оптимизмом
В будущее участники ренкинга ИТ-компаний смотрят с оптимизмом, т.к. уверены, что рынок будет расти вследствие низкого уровня распространенности информационных технологий среди населения и предприятий. По мнению участников ренкинга, Казахстан еще сильно отстает по большинству характеристик как от развитых, так и от многих развивающихся стран, и IT-рынок еще далёк от насыщения. И в первую очередь это должно сказаться на росте сегмента ИТ-услуг. Вот как комментирует перспективы рынка Сергей Ежков: «Казахстанский ИТ-рынок еще достаточно слабо развит и еще есть достаточно большие ресурсы для роста, именно поэтому я лично считаю, что в ближайшие пять лет будет бурный рост в этой отрасли, при условии стабильной экономической и политической ситуации в обществе».
По-прежнему сдерживающим фактором для отрасли остается высокая налоговая нагрузка на предприятия ИТ-отрасли, а также административные барьеры, связанные с сертификацией ИТ-товаров, с экспертизой на предмет отнесения товара к средствам двойного назначения, с экспортным контролем. Кроме того, отечественные компании опасаются того, что с ростом рынка влияние иностранных компаний также будет увеличиваться. Так, по данным Казахстанской ассоциации IT-компаний, доля казахстанского содержания в IT-проектах в программном обеспечении и услугах в Республике Казахстан в последние пять лет снижается: 2000–2001 годы — 20%; 2007–2008 годы — 7%; 2009–2010 годы (прогноз) — 3%. Чтобы не допустить такого развития ситуации, по мнению некоторых участников рынка, необходима более продуманная государственная политика в области информационных технологий.
Другим важным сдерживающим фактором, по мнению участников рынка, является нехватка квалифицированных кадров в секторе ИТ. Хотя справедливости ради надо отметить, что данная проблема не помешала участникам ренкинга сокращать штат в условиях кризиса — зачастую под сокращение попадали сотрудники наименее перспективных и «раздутых» направлений. Султанжан Ахметов говорит, что обеспокоен отсутствием адекватной образовательной базы для взращивания собственных ИТ-профессионалов, но тем не менее просматриваются и положительные изменения: «Первые шаги в этом направлении мы только начинаем предпринимать, и здесь примечателен опыт АО «Холдинг Зерде», который в партнерстве с частным инвестором создал международный ИТ-университет, получивший аккредитацию американского Carnegie Mellon, одного из самых прогрессивных университетов в сфере ИТ-образования. В целом перспективы достаточно обнадеживающие, при такой динамике развития ИКТ-сектора Казахстан уже вырвался на первое место в Средней Азии».
Нам все новое
Представители иностранных компаний часто отмечают, что в Казахстане есть спрос на новейшие IT-предложения. Так, например, директор по развитию бизнеса Information Management HewlettPackard в Центральной и Восточной Европе Евгений Веденяпин отмечает, что наша страна выделяется заинтересованностью в новых продуктах и готовностью их рассматривать. «В Казахстане, к примеру, по сравнению с Россией, существует высокий спрос на IT. Это, в частности, продиктовано государственными инициативами, связанными с электронным правительством, законодательством в поддержку рынка, а также уровнем автоматизации в тех или иных государственных структурах. Очевидно, что здесь присутствует и растет спрос на IT-решения, поэтому вендоры и стремятся на этот рынок», — говорит Евгений Веденяпин.
В Западной Европе рынок давно поделен. Проблемы компаний уже закрыты определенными IT-решениями и продуктами, и они меньше склонны рассматривать новые разработки, у нас же обращают внимание на все новые предложения. Поскольку много проблем остаются открытыми.
Менеджер Fujitsu по Казахстану, Киргизии и Таджикистану Екатерина Курасова отмечает, что лидерами в IT-секторе являются казахстанские банки и они любят все новое. «Например, мы продали несколько новых продуктов по виртуализации, которых в Европе в некоторых странах не было продано ни одного. Потому что люди в Казахстане видят ценность новых продуктов и проявляют к ним интерес. Это связано с тем, что повысился уровень квалификации людей, принимающих решения. Такая ситуация открывает дорогу на казахстанский рынок всем новым трендам», — отмечает г-жа Курасова.
Председатель правления АО «НАТ Казахстан» Сергей Ежков призывает также обращать внимание на проекты, реализованные отечественными IT-компаниями, среди которых есть сложные и действительно крупные решения. В качестве таких передовых решений г-н Ежков приводит в пример платежную систему Казахстана, налоговую систему, глобальные базы данных (физлиц, юрлиц и т.п.) и систему пенсионных начислений. Эти системы действительно часто упоминаются экспертами как крупнейшие реализованные в стране, и они все связаны с госзаказом.
Спрос со стороны государственных структур и некоторых секторов бизнеса создает здесь предпосылки для внедрения новейших технологических решений. Поэтому казахстанский рынок становится интересен для иностранных компаний, но и отечественный сектор здесь может активно работать, как показывают приведенные примеры.
Комментарии