Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Следи за базаром — нас слушают

    О намерениях введения Агентством РК по информатизации и связи совместно с Комитетом национальной безопасности для операторов сотовой связи «создания удаленной системы, с помощью которой можно входить в базу данных и просматривать любого абонента».

    3 ноября 2009 17:15, Ксения Бондал, Республика.kz
    Рубрики: Связь, Общество

    Агентство РК по информатизации и связи (АИС) совместно с Комитетом национальной безопасности обязывает операторов сотовой связи «создать удаленную систему, с помощью которой определенный сотрудник или сотрудники будут входить в базу данных и просматривать любого абонента: сколько и когда он с кем разговаривал». Письмо с таким утверждением пришло на прошлой неделе в московскую редакцию «Республики». Мы решили проверить, прав ли читатель.

    Кстати, на блоге главы АИС Куанышбека Есекеева тоже был размещен вопрос, касающийся этой темы. 28 октября пользователь под ником Rustam спросил:

    «Правда ли, что ваше агентство и КНБ обязали сотовых операторов предоставлять информацию по любому из своих клиентов и его переговорам? И почему последнее время на сотовых телефонах отображается предупреждение об отключенном криптовании разговоров? Не думаю, что K’Cell и «КаР-Тел» вводят прослушку по собственной инициативе. Это делается по вашему указанию или по указанию силовиков? Как это вообще соотносится с защитой личной жизни (см. Конституцию)?».

    Дыма без огня, как принято считать, не бывает, поэтому мы решили провести расследование и задали соответствующие вопросы всем указанным сторонам.

    Один вместо четырех

    В первую очередь обратились к операторам сотовой связи. Действительно ли они получили такое письмо?

    В «GSM Казахстан» с торговой маркой K’Cell нас вежливо поблагодарили за интерес к работе компании и не менее вежливо отрапортовали: человек, который мог бы предоставить нам информацию, сейчас в отъезде, так что придется ждать его возвращения. Судя по всему, это единственный сотрудник компании, который имеет представление о том, что в ней происходит, и умеет писать письма.

    Дозвониться другому оператору — «Мобайл Телеком-Сервис» (брэнд Neo) — не удалось. Неторопливый голос на автоответчике объяснил: для того, чтобы поговорить с кем-то в компании, обязательно нужно набрать внутренний номер сотрудника.

    В компании ALTEL с торговой маркой PAThWORD нам пообещали ответить и даже уверили, что информация уже готовится, но… ждем до сих пор.

    Единственным оператором, ответившим на запрос, оказался «КаР-Тел» (брэнд Beeline). В пресс-службе компании нам сообщили, что, во-первых, подобные обязательства (предоставить сотрудникам госорганов всю информацию об абонентах компании) не могут быть «наложены» просто письмом. Во-вторых, никакого письма от АИС и КНБ они не получали.

    «Нами получено письмо от Национальной телекоммуникационной ассоциации (НТА), которым они просят всех операторов рассмотреть проект правил сбора и хранения служебной информации об абонентах. Действительно, согласно проекту правил операторы должны создать информационную систему, где должна храниться вся информация об абоненте, получаемых услугах, адресах интернета и многом другом, вплоть до попыток соединений и обращений к интернет-ресурсам, а также точек пополнения счета. Система должна формировать отчеты различного формата по различным параметрам. При этом к системе должен быть множественный удаленный доступ для органов, ведущих расследования», — рассказали в пресс-службе «КаР-Тел» и добавили, что в настоящее время компания рассматривает данный проект.

    Все уже есть в законе

    В АИС и КНБ тоже заявили, что о подобном письме ничего не знают и ничего подобного не рассылали и не подписывали.

    «Приведенные в сообщении читателя домыслы о практике взаимодействия АИС с КНБ по вопросам обеспечения прав граждан не соответствуют действительности», — сообщила пресс-служба АИСа в своем письменном ответе в редакцию.

    Там же говорится, что поднимаемые вопросы сохранения личной тайны граждан и случаев ее ограничения предусмотрены и регламентируются действующим законодательством. В соответствии же со статьей 15 Закона РК «О связи» хранение служебной информации об абонентах является обязанностью операторов связи.

    Но, сделала оговорку пресс-служба г-на Есекеева, «согласно статье 36 того же закона такая информация о гражданине может быть передана субъектам оперативно-розыскной деятельности на законных основаниях и в порядке официальных обращений».

    Что касается Комитета национальной безопасности, то пресс-секретарь этого ведомства Кенжебулат Бекназаров ответил также отрицательно: «Видимо, читатель считает, что мы увеличили штат для того, чтобы вот этим заниматься, и на это нам выделили дополнительные средства. Нам это не нужно. Насколько мне известно, такого письма не было. У нас более серьезные задачи».

    Пунктов стало больше

    В Законе «О связи» уже прописано, что является служебной информацией об абонентах, сказал в разговоре с «Республикой» директор научно-консультационного центра НТА Евгений Малишевский.

    «Этот список включает в себя: телефонные номера, идентификационные коды, почтовый адрес, биллинговые сведения, сведения о предоставляемых абонентам услугах, регистрационный номер налогоплательщика для физических лиц, свидетельства о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость для юридических лиц, — перечислил он. — Сейчас к этому списку решено добавить адрес электронной почты, адреса абонентов в сети передачи данных и адреса обращения к интернет-ресурсам в сети передачи данных, идентификаторы интернет-ресурса, протоколы сети передачи данных».

    Аналогичные нормы есть в законах всех государств мира, отметил он. Другое дело, высказал он свою озабоченность, что увеличение объема хранения информации несет технические и финансовые трудности для операторов.

    …Вроде бы поводов нет для беспокойства, но — гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Как бы не столкнулись лбами Закон «О связи» и законопроект о защите неприкосновенности частной жизни, по которому человеку или чиновнику, болтающему о частной жизни другого лица, грозят пять лет тюрьмы. Мало ли — вдруг в доказательство вины кого-нибудь силовики решат использовать его личный разговор? В нашем же государстве еще и не то бывает. Как в этом случае сработает наша законодательная машина?

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии