Кселл vs Казпотребнадзор — «А был ли мальчик?»
Представители Кселл опровергли обвинения, изложенные в обращении ОО «Казпотребнадзор» к Министерству транспорта и коммуникаций.
В последнее время в Казахстане обращается пристальное внимание на работу операторов сотовой связи. Министерства проводят проверки тарифов, Президент поручает заняться улучшением качества. Самым свежим событием стало открытое обращение ОО «Казпотребнадзор» к Министерству транспорта и коммуникаций с требованием провести очередную проверку в отношении АО «Кселл». Поводом для претензий стала услуга «Голосовое сообщение» от Kcell и Activ, на которую подписаны все абоненты оператора по умолчанию.
Так, по заявлению Казпотребнадзора, «Казахстанцы выплачивают операторам мобильной связи более 5 млн долларов ежегодно только за одну навязанную услугу». Ее суть заключается в том, что в случае, если мобильный номер, принадлежащий абоненту Kcell или Activ, отключен или находится вне зоны доступа, со звонившего абонента взимается плата за прослушивание соответствующего текста, даже если он не оставляет голосового сообщения. «То есть, тысячи абонентов ежедневно платят деньги за прослушивание текста в трубке «абонент не может ответить на ваш звонок, пожалуйста, оставьте свое сообщение после звукового сигнала», а также текст аналогичного содержания на казахском языке», — заявляют представители объединения.
Profit.kz связался с представителями оператора для прояснения ситуации. Комментарии дала Аида Досаева, директор по корпоративным связям АО «Кселл». По заявлению Казпотребнадзора о платном прослушивании текста при недоступности абонента оператор сообщил, что озвученные данные являются не соответствующими действительности: «Для абонентов Компании услуга прослушивания оставленных голосовых сообщений «Всегда на связи» предоставляется бесплатно: без абонентской платы; без платы за SMS о пропущенных звонках и оставленных сообщениях; без платы за прослушивание оставленных сообщений. Оставление голосового сообщения абонентам Kcell, Activ, Vegaline производится по желанию звонящего абонента после автоматического уведомления услуги. При прослушивании фразы «Вызываемый вами абонент сейчас недоступен, вы можете оставить голосовое сообщение после сигнала» абоненты Компании не тарифицируются. Если абонент не прерывает соединение, после сигнала он может оставить голосовое сообщение, при этом соединение тарифицируется согласно тарифному плану звонящего абонента. Если звонящий абонент прерывает соединение до сигнала, тарификация не производится. В случае, если звонящий абонент является абонентом сети другого оператора, условия его тарификации определяются соответствующим оператором связи. Тарификация производится также оператором сети звонящего абонента».
Об отсутствии тарификации за прослушивание сообщений о недоступности абонента говорит и Beeline. Как нам прокомментировали в пресс-службе ТОО «КаР-Тел», компания «не взимала и не взимает со своих абонентов плату за прослушивание фразы «Вызываемый вами абонент сейчас недоступен, вы можете оставить голосовое сообщение после сигнала». Компания взимает плату только за реально оказанные услуги клиентам — как при звонках внутри сети, так и при звонках на сети других операторов».
Кроме того, в заявлении ОО «Казпотребнадзор» говорится также о невозможности отключить услугу: «При этом попытки отключения услуги переадресации посредством выполнения соответствующей команды (##002#) не позволяют избавиться от навязчивого платного сервиса». Данный факт также был опровергнут представителями оператора. Оказалось, что отключить услугу может любой абонент в офисах обслуживания компании, или установив переадресацию на номер 2050, тогда будут только приходить SMS о пропущенных звонках, без услуги Голосовая почта.
Для большинства абонентов, сообщает «Казпотребнадзор», такие затраты являются мизерными, однако в масштабе страны суммы получаются весьма внушительные. «Если исходить из того, что средняя стоимость минуты разговора по мобильному в Казахстане составляет 8 тенге, а каждый из примерно 25 млн абонентов звонит на отключенный номер Kcell два раза в месяц (20 секунд), совокупные затраты абонентов Казахстана только за эту не оказываемую услугу составляют почти 800 млн тенге в год (более $5 млн)».
«Арифметика, приводимая в статье, сомнительна по следующим основаниям: средняя стоимость внутри сети Kcell составляет 4,7 тенге. Из 25 млн абонентов сотовой связи в Казахстане — 13,8 млн — это абоненты нашей сети, которые, в случае если захотят оставить сообщение, оплачивают только за время оставления сообщения после соединения с автоответчиком», — говорит Аида Досаева.
Опровергли в Кселл и информацию о наложенных на компанию штрафах за превышение минимальных пороговых значений роуминга. Призывая Министерство провести расследование, Казпотребнадзор упоминает об отсутствии компенсаций для абонентов: «До настоящего времени, в случае выявления подобного рода нарушений, компании уплачивают небольшие штрафы в бюджет страны, вместо того, чтобы компенсировать понесенные затраты миллионам пользователей мобильных услуг. В качестве примера можно привести случай со злоупотреблением доминирующим положением на рынке компаниями «GSM Казахстан» (Kcell) и «Кар-Тел» (Beeline), который стал достоянием общественности в августе 2012 года. В связи с нарушением минимальных пороговых значений для пользования услугой международного роуминга вышеуказанные компании были оштрафованы на 200 млн (потребители переплатили 2 млрд тенге) и более чем 155 млн тенге (потребители переплатили 1,5 млрд тенге) соответственно. При этом деньги, полученные с потребителей незаконно, им не были возвращены. То есть фактически, даже с учетом выплаченных штрафов, Beeline и Kcell выручили огромную прибыль от введения незаконных тарифов, а потребители не получили никакой компенсации».
Комментарий Кселл: «Информация о выплате компанией штрафа в размере 200 млн тенге не соответствует действительности. Постановлением суда 24.08.2012 административное дело в отношении Компании было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Решением суда с компании «Кселл» были сняты обвинения по вопросу минимальных пороговых значений для подключения услуги роуминга, так как наша компания изначально устанавливала их именно так, как этого добивалось Министерство транспорта и коммуникаций от всех мобильных операторов. Поэтому компания «Кселл» не платила штраф в размере 200 млн тенге по данному делу в связи с отсутствием каких-либо нарушений закона. В ходе рассмотрения дела в суде Компания доказала, что установление пороговых сумм для абонентов с авансовой системой расчетов соответствует требованиям законодательства о наличии достаточных средств для оказания услуг сотовой связи. Компания также доказала, что на кредитной системе расчетов пороговых сумм Компанией установлено не было. Помимо постановления суда Компания располагает письмом Министерства информации и связи, подтверждающим, что установление порога возможно для абонентов с авансовой системой расчетов. Наша компания всегда работала и продолжает работать в соответствии с законодательством РК и вводит тарифы в соответствии с законом».
Комментарии