Неужели казахстанцы должны и далее платить за дорогую сотовую связь?
На состоявшемся 30 марта в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом по поводу дорогого интерконнекта к премьер-министру РК Масимову К. К. обратился депутат Т. Бердонгаров.
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к премьер-министру РК Масимову К. К. обратился депутат Танирберген Бердонгаров:
«Вновь обращаюсь к вам с депутатским запросом касательно цен на интерконнект между операторами сотовой связи Казахстана.
Я получил отрицательный ответ на мой депутатский запрос от 10 февраля 2011 года предложением в снижении ставок на интерконнект. Обоснованием стала невозможность такого снижения в силу приведенных данных о мировой практике в снижении цен.
На мой взгляд, сотрудниками, изучавшими данный вопрос, приведена не объективная статистика.
Анализ текущего рынка показывает, что ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» (торговые марки Kcell, Activ, Vegaline) и ТОО «
В соответствии со статьей 13 Закона о конкуренции запрещаются действия или бездействие субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, которые привели или могут привести к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок, недопущению, ограничению и устранению конкуренции и (или) ущемляют законные права потребителей, в том числе такие действия, как установление и поддержание монопольно высоких (низких) или монопсонически низких цен.
В соответствии со статьей 14 Закона о конкуренции, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, если:
1) эта цена превышает максимально высокую цену, которую на этом же товарном рынке в условиях конкуренции устанавливает субъект рынка, не входящий в одну группу лиц с субъектом рынка, занимающим доминирующее положение;
2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Очевидно, что компании «GSM Казахстан» и «
В соответствии со статьей 20 Закона Республики Казахстан «О связи», уполномоченным органом в области связи регулируются цены на товары (работы, услуги) субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарных рынках в области телекоммуникаций и почтовой связи в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Вышеуказанное показывает, что Министерство связи и информации Республики Казахстан, как уполномоченный орган в области связи, имеет все законные рычаги воздействия и полномочия по регулированию цен на интерконнект. Однако фактически в настоящее время цены на интерконнект, устанавливаемые субъектами рынка, занимающими доминирующее положение на рынке, не регулируются, что вызывает у меня недоумение.
Теперь, что касается поэтапного снижения цены на интерконнект. Насколько мне известно, мировой опыт свидетельствует о том, что снижение цен на интерконнект происходит не всегда поэтапно. В каждой стране данный вопрос рассматривается с учетом особенностей, присущих данным странам.
Так, например, в странах Европейского Союза снижение цен происходило различными способами: либо поэтапное снижение в среднем на 10%, либо резкое снижение на
В августе 2010 года Правительство Израиля уменьшило цены на интерконнект в 6 раз и планирует снижать далее. В Великобритании телекоммуникационный регулятор Ofcom предложил снизить цены на интерконнект на 80% с апреля 2011 года.
Показательным также является опыт Турецкой Республики как одного из основных партнеров нашей страны.
После того как турецкие власти в очередной раз принудительно и резко снизили цену на интерконнект на 52% с 1 апреля 2010 года, доходы операторов сотовой связи даже возросли.
Возросла конкуренция,
Кроме того, мировая практика свидетельствует, что решение о введении государственного регулирования тарифов на интерконнект принимается в различных странах в зависимости от состояния телекоммуникационного рынка: на либерализованных и конкурентных рынках телекоммуникаций государственное регулирование не применяется, а на рынках с низкой конкуренцией чаще всего тарифы регулируются.
Приведенный выше позитивный для экономики развитых стран опыт показывает, что в Казахстане должно быть резкое и незамедлительное снижение интерконнект тарифов.
Казахстан занимает
Неужели казахстанцы должны и далее платить за дорогую сотовую связь?
Казахстан является ярким примером рынка сотовой связи с низкой конкуренцией, за 11 лет на этом рынке господствовали и продолжают господствовать два доминирующих оператора сотовой связи. Интерконнект тарифы не менялись, цены для абонентов на внесетевые звонки не снижались, новые инновационные услуги (пример — 3G) не внедрялись и регулирование интерконнект тарифов давно должно было быть внедрено. По этой причине возникают вопросы, почему этот вопрос до сих пор не решен.
Предполагаю, что решение данного вопроса позитивно скажется на социально-экономическом самочувствии граждан нашей страны.
Уважаемый Карим Кажимканович! Как видно из запроса, уполномоченный орган в области связи имеет все законные основания и полномочия для наведения порядка на рынке интерконнекта. Прошу вас рассмотреть доводы, приведенные в запросе, и принять соответствующие меры по снижению цен на интерконнект.
Ответ прошу дать письменно в установленный законодательством срок», говорится на сайте Парламента Республики Казахстан.
Комментарии