Рынок доставки приносит Казахстану миллионы евро добавочной экономической стоимости
Он становится одним из драйверов экономического роста в Казахстане.
Таковы итоги исследования, проведенного Glovo совместно с аналитической компанией Statista PLUS. Согласно их данным, в 2023 году платформа доставки и их партнеры создали добавочную экономическую стоимость в размере 163 млн евро. Презентовала итоги исследования в Астана Хаб генеральный директор Glovo в Казахстане Айканыш Сапаралиева. Она отметила, что аналитика включает ключевые показатели по экономической добавочной стоимости, поддержке занятости и налоговым отчислениям, а также влияние на малый и средний бизнес, передает Zakon.kz.
«В совокупности Glovo и его партнеры создали за 2023 год добавочную экономическую стоимость в размере 163 млн евро, из которых 80 млн евро — это прямой эффект, в основном в секторах ресторанного бизнеса, транспорта и складской логистики. Косвенный эффект составил 59 млн евро и в основном был сосредоточен в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве. Например, упаковочная бумага, продукты питания и так далее. Дополнительный доход домохозяйств в размере 24 млн евро направлялся на приобретение продуктов питания, жилья и одежды», — отметила она.
Вторым значительным показателем является создание рабочих мест.
«Платформа также выступает одним из больших драйверов по созданию новых рабочих мест. Зачастую, когда говорят о платформах, почему-то представляют только курьеров. Но на самом деле экосистема гораздо шире — ведь наши партнеры тоже привлекают рабочую силу для того, чтобы обслуживать доставку. За 2023 год Glovo и его партнеры обеспечили 5 962 эквивалента полной занятости (FTE). Прямой эффект в первую очередь коснулся сектора ресторанного бизнеса и сферы транспорта и складской логистики. Косвенный эффект отразился на сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и торговле. Так, 3,5 тыс. рабочих мест создано от прямого эффекта, 1,4 тыс. рабочих мест создано в косвенных индустриях — это транспорт и логистика, и около тысячи рабочих мест создано в сельском хозяйстве и промышленности», — указала спикер.
По ее данным, эти рабочие места были созданы для обслуживания заказов Glovo, не включает еще то активное количество курьеров, которые взаимодействуют с платформой Glovo. Но если включить и их, то создано в совокупности более 12 тысяч рабочих мест.
Исследование ответило и на вопрос о том, сколько налогов поступает от этой деятельности.
«В 2023 году Glovo и его партнеры внесли в государственный бюджет Казахстана 29 млн евро налоговых отчислений, включая налог на добавленную стоимость, взносы на социальное обеспечение и налоги на заработную плату. Наибольшие поступления пришлись на гостиничный и ресторанный секторы — более 15 млн евро, а транспортный сектор принес более 5 млн евро. Это довольно внушительные данные, которые показывают, как онлайн-платформы, такие как Glovo, делают большой вклад в развитие национальной экономики Казахстана», — сообщила Айканыш Сапаралиева.
Также в рамках исследования был проведен социологический опрос более 200 представителей малого и среднего предпринимательства на предмет влияния Glovo на их бизнес.
«Почти 99% из них отметили, что благодаря доставке их обороты увеличились. У нас есть статистика, где показано, что в среднем наша платформа приносит малому среднему бизнесу 26% дополнительного оборота. При том, что им не нужно инвестировать дополнительно в расширение инфраструктуры. С текущей инфраструктурой, только выходя на онлайн-рынок, они уже могут на 26% в среднем увеличить свои обороты. Причем 43% этих респондентов говорят о том, что их дополнительные доходы от доставки выросли от 25 до 50%», — сказала спикер.