Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    IoT: у телекома появился повод «жить»

    На фоне перманентного снижения абонентской базы и стагнирующих доходов в традиционных для телекома сегментах, Интернет вещей вселяет веру в светлое будущее для отрасли.

    4 декабря 2018 14:00, Profit.kz
    Рубрики: Бизнес, Связь

    Profit.kz побывал на 2-м IoT Forum в Астане, и нашел причины «уверовать» в новую парадигму. Куанышбек Есекеев, председатель правления АО «Казахтелеком», размышляя о судьбе телеком-отрасли, говорит о том, почему IoT так важен: «Мы подошли к новому переделу технологий. И Интернету вещей в этом процессе уделяется особое внимание — речь идет не о каких-то фантастических проектах — они уже на пороге, рядом с нами». Впрочем, путь этот не простой. Как замечает Томас Хельм, руководитель представительства Фонда им. Конрада Аденауэра, сейчас вокруг IoT происходит много вещей: в обществе нет единства в этом вопросе. С одной стороны, это возможность оказаться в Индустрии 4.0 и получить все преимущества от этого. С другой, люди довольно настороженно относятся к цифровизации — в той же Германии, например. Впрочем, судя по всему, поезд уже не остановить. И наиболее подходящий претендент на локомотив — ЖКХ.

    Куанышбек Есекеев

    ЖКХ

    Жилищно-коммунальный сектор всегда воспринимался как некий «гадкий утенок» — слишком много проблем. Но IoT вполне может сделать сказку и превратить его в прекрасного лебедя. Ну, или в курицу, несущую золотые яйца для телекома. По оценке Нурлана Мейрманова, управляющего директора по инновациям АО «Казахтелеком», весь рынок IoT в Казахстане оценивается примерно в 100 млн датчиков. И ЖКХ с 5,5 млн домохозяйств здесь явный фаворит. «Уже есть четкие сигналы, что ЖКХ готов к автоматизации процессов», — говорит эксперт. Сейчас, по его словам, «Казахтелеком» активно строит сеть, опираясь на формат LoRa (нелицензируемый диапазон), и в 2019 году планирует довести количество базовых станций до более, чем 400, покрыв все областные центры Казахстана.

    Нурлан Мейрманов

    Модель «Казахтелекома» в этом процессе предельно ясная — оператор сети. Более того, обнародованы даже тарифы — от 50 до 200 тенге в месяц, в зависимости от частоты опроса датчиков. Развернувшаяся после презентации панельная дискуссия вскрыла, как говорится, «недокументированные» проблемы автоматизации процессов в отрасли. Например, как замечает Мейержан Майкенов, зампредправления АО «КазЦентр ЖКХ», если речь идет о цифровизации, то нужно понимать какую пользу она несет потребителям. «Вообще, все это недешевое удовольствие, поэтому должны быть KPI. Есть еще один риск — в погоне за всей этой цифровизацией, мы можем получить „солянку и зоопарк“, где системы не понимают друг друга. Нужно формировать правила игры, общую повестку дня», — считает он. Разумеется, спектр вопросов, которые эксперты подняли на панельной дискуссии, вышел далеко за пределы технологий — от регуляторики, законов, а также снижения барьеров для бизнеса до практических кейсов. В частности, зампредправления АО «КазЦентр ЖКХ» приводит конкретный пример: в Астане средний чек за отопление 7750 тенге. А по приборам учета — 3550. «В целом экономический эффект очень существенный, — резюмирует он. — В масштабе страны — миллиарды».

    Не ЖКХ единым

    Если мы говорим о будущем IoT, — не о настоящем, которое уже олицетворяется автоматизацией приборов учета в ЖКХ (эксперты уверяют, что в Казахстане интересные события в этой области — удел 2-3 лет), — то следующая на очереди — промышленность. По словам Батыра Маханбетажиева, главного директора по стратегическому планированию АО «Казахтелеком», в стране назрел спрос на IIoT (Промышленный интернет вещей — прим. редакции), на M2M-решения. «И более того, есть даже клиенты», — уверяет он.

    Алмас Батанов

    Алмас Батанов, председатель Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК, приводит результаты исследования 600 предприятий, основная цель которого — понять, на каком уровне находится цифровизация в них. «Оказалось, что это Индустрия 2.0. Какие проблемы мы выявили? Недостаточное понимание экономических выгод, недостаточные компетенции и недостаток ресурсов. Какие меры мы намерены предпринять, чтобы стимулировать ситуацию? Выбрали 7 модельных фабрик в разных отраслях — от легкой и пищевой промышленности до машиностроения, и намерены внедрить на них ряд решений. А по итогам этих процессов подготовить рекомендации», — рассказывает он.

    Дмитрий Витошнов, руководитель отдела техподдержки ТОО «Advantek Systems», напоминает, что много лет идет дискуссия о том, что делать — строить свои сети или пользоваться сетями провайдеров? «Так вот, главный аргумент тут таков: собственная сеть характеризуется тем, что нужно постоянно поддерживать ее работу, отвлекаясь от критически важных бизнес-задач», — ставит он точку в этом споре.

    Извечный вопрос — «Что делать?». Во-первых, эксперты говорят о том, что таких дискуссионных площадок должно быть больше. Во-вторых, государство должно обратить внимание на отечественного производителя. А отечественным предприятиям — разъяснять стимулы для того, чтобы внедрять подобные решения. «IoT — это совершенно новый рынок, „голубой океан“ для малого бизнеса, где еще нет вендоров и их давления, здесь возможны самые интересные истории успеха», — резюмирует Батыр Маханбетажиев.

    Финалом форума стало вручение Премии Internet of Things Award-2018. Ее победителями стали компании Softline (проект «умная» каска), проект системы автоматического сбора показаний с приборов учета, а автором лучшего проекта стала компания Success (управление цифровым доступом со смартфона).

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.