eCommerce: где и сколько тратят казахстанцы
В среднем лишь 17,8% респондентов совершали покупки товаров и услуг в интернете.
Рассмотрим, каковы предпочтения казахстанцев в части приобретения товаров и услуг посредством Всемирной сети. И начнем с общей статистики. По данным Комитета по статистике Республики Казахстан, в среднем лишь 17,8% респондентов совершали покупки товаров и услуг в интернете. Причем, 14% — у отечественных продавцов, менее 5% — у продавцов в странах ЕАЭС, а 2,3% — в интернет-магазинах, находящихся за пределами ЕАЭС. Разумеется, ситуация сильно меняется в зависимости от региона. Лидер — Караганда. Здесь тех, кто приобщился к удобствам, которые предлагает электронная коммерция, почти 31%. На втором месте — Жамбыл — таковых среди респондентов 28,4%. Замыкает тройку лидеров Павлодар (25,5%). Алматы оказался на четвертой позиции с 25%, Астана — на пятой с 24,1%.
В среднем по Казахстану доминирует средний чек покупок в интернете в диапазоне от 5 до 25 тысяч тенге. Таковых 50,3%. Доля средних чеков до 5 тысяч тенге — 18,3%. От 25 до 50 тысяч тенге — 19,2%, а свыше 50 тысяч — 12,1%. Логично, что эти показатели также сильно варьируются в зависимости от региона. В Астане, например, доля покупок в диапазоне от 5 до 25 тысяч тенге составляет более 78%. А Алматы доминирует в части дорогих покупок — покупок свыше 50 тысяч тенге здесь 37,4%.
Каким образом платят за товары и услуги в интернете казахстанцы? Чаще всего — это старые добрые наличные. На этот вид оплаты приходится 44,2% ответов респондентов. На банковские карты, которые расположились на втором месте, пришлось 30,6% ответов. Третье место — банковский перевод — 19,2%. На мобильные платежи пришлось 15,1%.
Что казахстанцы покупают в интернете мы уже анализировали ранее.
Очевидно, что резервы у электронной коммерции просто огромные, и ближайшие несколько лет этот сегмент будет расти двузначными темпами. Существенная трансформация произойдет и в части платежных инструментов — наличные, которые все еще доминируют, будут уступать место более прогрессивным безналичным методам оплаты.