Страны Центральной Азии хотят создать совет по кибербезопасности
Казахстан уже договорился с Узбекистаном и Кыргызстаном, идут переговоры с Таджикистаном.
Президент центра анализа и расследования кибератак Казахстана Олжас Сатиев считает, что по мере распространения информационно-коммуникационных технологий и растущих возможностей неограниченного обмена данными в режиме реального времени, кибербезопасность становится сложной транснациональной проблемой, требующей международного сотрудничества для обеспечения защищенности интернета, передает Digital Report.
«По индексу киберготовности Таджикистан уступает нашей позиции. Мы хотим создать региональный совет по кибербезопасности, так как не можем построить безопасную среду у себя в стране. У нас уже есть договоренности с Узбекистаном и Кыргызстаном по этому поводу. Сейчас идут переговоры с таджикской стороной о создании центрально-азиатского совета по кибербезопасности, где будут обсуждаться ситуации за год по вопросам информационной безопасности, в первую очередь для обмена информацией», — говорит Олжас Сатиев.
Нуритдин Мухитдинов, генеральный директор исполкома регионального содружества в области связи, считает, что вредный контент направляется не против конкретной страны, а, как правило, это инициировано против целого пласта населения и, возможно, против целого региона. Но в то же время любое сотрудничество в области кибербезопасности должно строиться с учетом особенностей и возможностей каждой страны.
«У нас много общего, близкий менталитет, у нас близкая по духу структура интернета. На 90% мы используем одни и те же ресурсы. И когда появляются интернет-угрозы, то, конечно, они направлены против региона. Чтобы более эффективно использовать ресурсы, бороться должна не отдельная страна. Необходимо учитывать происходящее в соседних государствах. Поэтому объединение структур в борьбе с нелегальным контентом как на региональном, так и на международном уровне — необходимое условие эффективной работы. Конечно, здесь нужно иметь больше доверия, а доверие возникает от взаимодействия, это достаточно сложный процесс. Когда вы работаете в области безопасности и обмениваетесь информацией, то показываете свои секреты, свои методы работы, которые могут быть где-то неправильно использованы. Но тем не менее должна быть структура, которая будет учитывать опыт и объединять усилия в борьбе с нелегальным контентом», — уверяет он.
Фариштамох Гулова, директор общественной организации «Молодежный взгляд», не видит в таком сотрудничестве минусов. Она уверена, что Таджикистан очень тесно связан с другими странами Центральной Азии при внедрении и использовании информационно-коммуникационных технологий: «Наша страна, как одна из развивающихся стран, нуждается в том, чтобы мы перенимали опыт, учились на чужих ошибках и делали что-то очень актуальное для нашей страны. И совет, который создается по Центральной Азии, очень выгоден для Таджикистана, так как наша страна информационно очень независимая, у нас очень хорошая законодательная база, которая позволяет нам создавать и реализовывать очень много нужных и полезных ресурсов. У нас очень сильная ИТ-команда в Таджикистане, очень много хороших молодых специалистов».
Сатиев также считает, что сегодня Таджикистан испытывает проблему с нехваткой кадров в сфере информационной безопасности, как относительно недавно и Казахстан. По его мнению, страна может тратить огромные деньги на различные антивирусы и системы защиты, но основой киберщита являются кадры: «Мы с аналогичной проблемой тоже сталкивались. Выход мы нашли в том, что начали вкладывать деньги в поездки на конференции, на обучение. В вузах обучают всему старому. На практике не показывается, как на самом деле взламывается та или иная система. Студентов в итоге учат внедрять антивирусы или фаерволы, а не тому, как работают или создаются защитные системы. То есть у людей потребительское отношение. Мы стараемся уйти от этого. Пробуем создавать казахстанские продукты. Конечно, первые годы — это очень убыточно. Но в итоге именно эти айтишники и будут защищать страну. Надо заняться кадрами. Мы подписали со всеми ведущими вузами меморандум, на основании которого каждый год к нам направляют по 5-6 студентов на практику».