CloudPayments — есть ли перспективы у нового игрока e-commerce в Казахстане?
11 апреля было объявлено о выходе на местный рынок российского агрегатора платежных решений для интернет-бизнеса. Что говорят о новичке конкуренты?
11 апреля было объявлено о выходе российской компании CloudPayments на рынок Казахстана. CloudPayments является агрегатором платежных решений для интернет-бизнеса. Она была основана в апреле 2014 г., а первая транзакция прошла в мае 2014 года. В сентябре 2015 г. компания вышла на самоокупаемость. Компания CloudPayments занимается интернет-экваэрингом для e-commerce. Платежный сервис позволяет оплачивать не только на сайте и в мобильном приложении, но и внутри социальных сетей, лицензионного ПО, через мессенджеры, SMS, e-mail. Помимо Казахстана, компания имеет представительства в Евросоюзе и на Украине.
Сообщается, что на открытие новой компании в Казахстане были привлечены инвестиции казахстанского предпринимателя в размере 3,4 млн долларов в обмен на 40% ТОО «CloudPayments Kazakhstan». Компания уже приступила к работе.
Однако местные игроки рынка высказали некоторые сомнения относительно перспектив компании в Казахстане, а также суммы сделки, назвав ее крайне высокой и неоправданной. Такое заявление сделал Константин Горожанкин, президент Ассоциации Казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ):
«Когда в Казахстан выходил Processing.kz и были инвестиции в этот сервис, в то время в Казахстане аналогичных сервисов не было, кроме Казкома, — надо было создавать конкуренцию, и в этом был смысл. Но сейчас в Казахстане есть PayBox, есть WalletOne, есть еще ряд сервисов, которые делают то же самое (агрегацию различных платежных каналов). Инвестор, если бы он был экспертом на этом рынке, выбрал одну из казахстанских систем. И инвестиции в казахстанскую компанию были бы точно на порядок меньше — речь бы шла не о миллионах долларов, а о сотне с небольшим. Поэтому у меня, если честно, есть определенные сомнения в том, что инвестор правильно принимал решение, инвестируя в эту компанию. Даже если сравнивать наши местные компании, их клиентов, и клиентов, которые есть у CloudPayments за два года работы в России, мы увидим, что тут есть клиенты, а там — серьезных клиентов нет. Разговаривая с представителями российского рынка о CloudPayments, я услышал следующее: «да, есть стартап, пытаются что-то сделать, но пока у них не получалось». И тут вдруг такая большая сумма из Казахстана. Честно говоря, если у них все уже выстроено, то непонятно, на что будут тратиться такие большие деньги. Не на рекламу же.
Работать компания будет через Альфа-Банк под 3,9%. Такая ставка уже неконкурентна на рынке. По идее, они смогут привлечь только мелких клиентов, которые ленятся договариваться напрямую с банками или с терминальными сетями. Но для таких клиентов уже есть системы PayBox и WalletOne. А когда клиенты становятся большими, они переходят на прямое общение с процессинговыми компаниями, банками. Этот рынок в Казахстане уже достаточно насыщен, и выход нового игрока за такие деньги — абсолютно непонятная логика.
Например, PayBox был в прошлом году продан достаточно крупному местному игроку, имеющему отношение к банку. В принципе, местные компании находят своих клиентов, в них инвестируют. Другой вопрос в том, какими соображениями руководствовался в данном случае инвестор, принимая решение проинвестировать в российскую систему, да еще такую сумму. На что он рассчитывал? Если бы он запросил те же цены у казахстанских игроков, увидел, с какими оборотами они работают и какой срок нужен, чтобы окупить хотя бы миллион, — наверное, он бы задумался. Поэтому у меня два варианта: или инвестор не достаточно понимает в этой сфере бизнеса или по каким-то причинам ему были «подсунуты» какие-то цифры, которые ввели его в заблуждение. А возможно человек не свои деньги инвестирует, и поэтому готов легко с ними расстаться«.
Сама CloudPayments видит для себя большие перспективы в Казахстане. «Казахстан — это так же, как e-commerce России в 2010 году, — перспективный рынок, где есть все шансы для роста и прогресса, — заявил Дмитрий Спиридонов, один из основателей компании. — Мы через 1,5 года вышли на самоокупаемость и зарекомендовали себя в качестве надежного партнера. Мы доказали всем, что даже на высококонкурентном рынке можно предлагать что-то новое и при этом зарабатывать. Благодаря нашим результатам инвестор, который 1,5 месяца проводил аудит нашей компании, принял решение инвестировать не потому, что он не в теме, а потому что он видит потенциал не в теории, а в практике». Дмитрий Спиридонов также отметил, что инвестиции пойдут на развитие компании на казахстанском рынке — создание рабочих мест и формирование команды.
А вот какое мнение о выходе нового игрока и сумме инвестиций высказал Асет Нурпеисов, директор ТОО «W1 Kazakhstan» (WalletOne). Он уверен, что еще один сервис может неплохо развернуться на казахстанском рынке: «У каждого игрока на рынке свои планы на развитие своего продукта, и вполне возможно, у некоторых игроков в эти планы входят вложения в инфраструктуру или другие крупные затраты, сильно увеличивающие сумму инвестиций. Сложно оценивать размер инвестиций, не зная планов и „внутренностей“ продукта и деталей сделки. Рынок финтеха в Казахстане очень большой и игроков на нем появляться будет много. Перспективы развития сейчас есть у всех, так как на данный момент уровень развития рынка находится на том этапе, когда можно предлагать рынку продукты, с которыми он зачастую еще не знаком».
А вот в Wooppay такого оптимизма не разделяют и даже сомневаются в реальности заявленной суммы сделки. «Сумма озвучена действительно большая, особенно, если учесть, что она выделена на развитие в Казахстане. Также очень странно звучит, что проект из России отдает 40% своей доли и отдает эти деньги на развитие бизнеса в Казахстане, хотя в России они далеки от пикового развития. Поэтому, скорее всего, в пресс-релизе указали преувеличение для большего внимания. Правду мы никогда не узнаем, а авторы всегда могут выкрутиться, что оценка действительно такая, а большая часть суммы будет предоставлена по достижению результатов. Хотя и не исключаю факт, что ребята решили выйти частично в cash», — говорит Александр Дорошенко, директор платежного сервиса Wooppay.
Он также считает, что запускать сервис, пусть даже и удобный, но аналогичный Epay, Proceccing.kz и АльфаБанк довольно рискованно, и согласен с Константином Горожанкиным в том, что эти игроки уже распределили между собой всех крупных клиентов: «Если говорить про сервис для стартапов и малых предприятий, то в Казахстане их не такое большое количество запускается и еще меньше выживает. Поэтому, если у проекта и инвесторов есть желание отбить такие инвестиции, то им необходимо найти решение как увести крупных клиентов от Epay, Proceccing.kz и АльфаБанк или заводить иностранных игроков на рынок Казахстана».