Beeline Казахстан: итоги 2015 года
На рынке отмечается два долгосрочных тренда – снижение стоимости услуг и двукратное увеличение интернет-трафика.
Сотовый оператор Beeline Казахстан опубликовал итоги работы в 2015 году. Как отметили представители компании, IV квартал 2015 года охарактеризовался удержанием рыночных позиций, стремительным ростом трафика и потребления интернета.
Консолидированные данные
В IV квартале 2015 года доход компании составил 32,69 млрд тенге, что ниже показателя за аналогичный период прошлого года на 6,5%. По итогам всего года доход снизился на 6%, достигнув 127,618 млрд тенге.
Операционный доход, 2015
I квартал — 30,284 млрд тг (снижение на 0,6% относительно I квартала 2014 года)
II квартал — 31,40 млрд тг (снижение на 7,4%)
III квартал — 33,23 млрд тг (снижение на 7,5%)
IV квартал — 32,69 млрд тг (снижение на 6,5%)
Операционный доход, в годовом выражении
2012 год — 123,665 млрд тг
2013 год — 127,748 млрд тг
2014 год — 135,266 млрд тг
2015 год — 127,618 млрд тг
Показатель EBITDA по итогам четвертого квартала составил 13,71 млрд тенге, маржинальность EBITDA выросла год к году на 1,7 п.п. и достигла 41,9%.
EBITDA, 2015 г
I квартал — 14,98 млрд тг (рост на 4,4% относительно I квартала 2014 года)
II квартал — 15,26 млрд тг (снижение на 7,6%)
III квартал — 15,27 млрд тг (снижение на 17%)
IV квартал — 13,71 млрд тг (снижение на 2%)
EBITDA, в годовом выражении
2012 год — 58,814 млрд тг
2013 год — 59,427 млрд тг
2014 год — 62,492 млрд тг
2015 год — 58,067 млрд тг
Количество клиентов Beeline Казахстан снизилось на 3% и составило 9,524 млн человек.
Число абонентов, 2015
I квартал — 9,587 млн чел. (рост на 5%)
II квартал — 9,708 млн чел. (рост на 1,5%)
III квартал — 9,775 млн чел. (снижение на 0,6%)
IV квартал — 9,524 млн чел. (снижение на 3%)
Абоненты, в годовом выражении
2012 год — 8,589 млн чел.
2013 год — 9,158 млн чел.
2014 год — 9,827 млн чел.
2015 год — 9,524 млн чел.
Показатель MOU (среднее количество минут, выговариваемое одним абонентом в месяц) составил в IV квартале 294 минуты, что ниже аналогичного периода 2014 года на 2%, однако выше показателей за предыдущие кварталы 2015 года.
MOU, 2015 г
I квартал — 273 минуты
II квартал — 292 минуты
III квартал — 292 минуты
IV квартал — 294 минуты
Один из трендов, заметных на рынке — снижение стоимости услуг. Средний счет клиента (ARPU) в четвертом квартале 2015 года составил 907 тенге, в то время как годом ранее эта сумма равнялась 1041 тенге.
ARPU, 2015
I квартал — 898 тг
II квартал — 945 тг
III квартал — 954 тг
IV квартал — 907 тг
Передача данных, фиксированные линии
Еще один долгосрочный тренд — активный рост интернет-трафика. По данным Beeline Казахстан, интернет-трафик увеличился более чем в 2 раза и составил 12,2 миллиона мегабайт. Вместе с этим, в 2,2 раза выросло потребление интернета на одного абонента. Показатель MBOU (среднее потребление трафика на абонента в месяц) в IV квартале составил 882 мегабайта.
MBOU, 2015 г
I квартал — 414 Мб
II квартал — 416 Мб
III квартал — 612 Мб
IV квартал — 822 Мб
Отмечается, что одним из ключевых драйверов роста компании стал проводной интернет. В четвертом квартале 2015 года доход от фиксированных линий вырос на 5% и составил 1,94 млрд тенге.
Капитальные затраты оптимизированы год к году на 24,3%. «Это явилось следствием эффективного управления инвестициями», — отмечают в Beeline.
CAPEX, 2015 г
I квартал — 1,24 млрд тг.
II квартал — 4,06 млрд тг.
III квартал — 4,03 млрд тг.
IV квартал — 7,61 млрд тг.
«Несмотря на падающий рынок и сверхвысокую конкуренцию, нам практически удалось удержать долю рынка по доходам и абонентам в 2015 году. В следующем году мы надеемся продолжить фундаментальную трансформацию из телеком-оператора в digital компанию за счет внедрения новых продуктов и услуг — запуска мобильных финансов, предоставления развлекательного контента, развития интернет-магазинов и создания функциональных приложений. Мы начали строительство сети 4G и уже летом планируем запустить ее в коммерческую эксплуатацию», — так прокомментировал итоги года Александр Комаров, главный исполнительный директор Beeline Казахстан.