Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Netflix в Казахстане — серьезный игрок?

    Американский онлайн-кинотеатр стал доступен в 130 странах мира, включая и Казахстан.

    13 января 2016 12:19, Наргиз Асланова, Profit.kz

    6 января стало известно о том, что сервис Netflix открыл доступ для 130 стран мира, включая и Казахстан. Netflix — это американский онлайн-кинотеатр, поставляющий сериалы и художественные фильмы. Он считается одной из самых успешных компаний за всю историю телетрансляций — с 1990-х годов доходы Netflix возросли с пары миллионов до 1,1 млрд долларов.

    Netflix в Казахстане

    Стоит отметить, что помимо трансляции популярных фильмов и сериалов Netflix снимает собственную видеопродукцию, среди которой, например, и сериал «Карточный домик». За 2015 год компания Netflix потратила на производство и приобретение контента порядка 3,2 млрд долларов. В текущем году ожидается, что эта сумма будет увеличена до 5 млрд долларов. В октябре 2015 года число подписчиков сервиса превысило 65 миллионов, а прогноз на 2016 год заявляет более 80 миллионов пользователей.

    После первичной регистрации на Netflix пользователю предоставляется месяц бесплатного просмотра. По его истечении абоненту придется оплачивать ежемесячное использование киносервиса. В момент регистрации предлагается сразу выбрать способ оплаты и заполнить соответствующие поля. Для Казахстана, например, доступны два варианта оплаты — с банковской карты или через PayPal. Цена подписки составляет от 7,99 евро в месяц. Всего доступны три пакета, их цена возрастает, исходя из количества доступных опций и качества вещания.

    Тарифные планы Netflix

    Выход Netflix на казахстанский рынок говорит не только о готовности сервиса развиваться, но и о том, что представители компании увидели перспективу на нашем рынке. К слову, доступ к сервису получили также пользователи Беларуси, России и Украины.

    Рынок и санкции на контент

    Хотя основная «фишка» Netflix состоит в доступе к сериалам и фильмам практически «из первых рук», то есть самым свежим видео, в Казахстане и многих других странах этот принцип не соблюдается. Тот же «Карточный домик» в нашем регионе не доступен, а многие фильмы и сериалы пока не имеют не только русскоязычного перевода, но и субтитров. «Минус Netflix в том, что на многие сериалы у них нет прав распространения на территории России и Казахстана (мы считаемся русскоязычным регионом с точки зрения дубляжа фильмов)», — отмечает Александр Ляхов, советник генерального директора AlmaTV.

    Если говорить обо всем каталоге Netflix, то по данным поисковика uNoGS.com (unofficial Netflix online Global Search) сейчас в нем находится более 5 тысяч фильмов и сериалов. А вот контент, доступный для казахстанцев, меньше примерно в 8 раз. Для сравнения — в каталоге Megogo доступно более 80 тысяч единиц видео (художественные и документальные фильмы, мультфильмы, сериалы, ТВ-программы и шоу).

    Каталог Netflix в Казахстане

    Кроме того, Netflix работает по непривычной для казахстанцев схеме платной подписки. В то же время на рынке присутствуют онлайн-кинотеатры, которые предоставляют бесплатный просмотр для большинства фильмов и сериалов на русском языке, хотя и с весьма заметным опозданием по дате релиза. Эти кинотеатры зарабатывают на рекламе (как, например, Megogo или Ivi), или попросту демонстрируют нелегальное видео . С этой точки зрения востребованность Netflix в Казахстане пока совсем неочевидна — пользователи не привыкли платить за контент, в отличие от той же Европы, где население активно использует платные медиа-ресурсы.

    Кстати, недавно была озвучена годовая выручка газеты The Financial Times, где 61% состоит именно из продажи контента и лишь 39% — из рекламы, а половина выручки вообще приходится на онлайн-подписку. На территории СНГ в целом, и в Казахстане в частности, такой сценарий пока выглядит весьма фантастично.

    Казахстанские эксперты не берутся оценивать местный рынок, а вот наши ближайшие соседи говорят о том, что объем российского рынка легальных онлайн-сервисов по просмотру видео демонстрирует неплохой рост. Их выручка за 2015 год оценивается в 4 млрд рублей, демонстрируя 45-процентный рост. Высказаны ожидания о том, что 2016 год станет для россиян переломным с точки зрения роста рынка платного контента и перехода пользователей к европейской модели потребления. Однако для того, чтобы это произошло, необходимы законодательные ограничения и антипиратские инициативы.

    В Казахстане Netflix не боятся

    В США на долю Netflix приходится 33% всего трафика широкополосного интернета. Это говорит о том, что сервис может являться серьезным конкурентом не только для онлайн-кинотеатров, но и для кабельных операторов, которые уже давно отмечают уход абонентов в интернет. В то же время, ограничения, с которыми сервис вышел к казахстанской аудитории, пока не дают местным кабельным операторам серьезных причин для беспокойства.

    «В любом случае на количестве наших пользователей это мало скажется. Здесь ситуация аналогична ситуации с продвинутыми пользователями в интернете — если они перешли на интернет-телевидение, то это уже не наши пользователи. Здесь то же самое — это те же люди, которые уже не наши клиенты, они будут пользоваться сервисом Netflix как уже привычным инструментом. Если же пользователи привыкли не платить и пользоваться интернетом для просмотра фильмов, сериалов и т.д., то они скорее перейдут на Netflix. Поэтому кабельные операторы здесь потеряют немало. Но другое дело, что это подстегнет и нас, и других операторов на то, чтобы действительно улучшать качество и расширять количество каналов. Конкуренция все-таки есть. Да, пока она, может быть, не сильно сказывается, но она в любом случае нас подстегивает. То есть, в общем можно сказать, что это не столько конкурент, сколько катализатор нашей работы», — говорит Александр Ляхов.

    Таким образом, пока можно сказать, что кабельные операторы видят скорее положительный момент в появлении Netflix — сервис будет приучать пользователей, привыкших к пиратству, к платному контенту, и стимулировать развитие рынка. А вот кто действительно может ощутить некоторый отток пользователей, так это присутствующие на рынке онлайн-кинотеатры, работающие не по модели платной подписки, а демонстрирующие пользователям рекламу во время просмотра фильмов. Среди таких кинотеатров — Ivi и Megogo. Ivi объявил об официальном выходе в Казахстан в конце прошлого года, а Megogo присутствует на местном рынке уже более трех лет.

    По мнению Дмитрия Пашутина, директора по медиаисследованиям и стратегической аналитике онлайн-кинотеатра Ivi.ru, в нынешней ситуации Netflix вряд ли привлечет серьезный интерес пользователей, однако его не стоит сбрасывать со счетов: «Netflix вышел в Казахстан, также как и в Россию, в рамках одновременной экспансии в 130 стран. Сейчас сервис представлен достаточно ограниченным списком контента без локализации. Работая по подписке, Netflix не сможет рассчитывать на быстрое появление у себя киноновинок, что достаточно важно для аудитории, которая привыкла смотреть все самое актуальное, в том числе и на нелегальных ресурсах. Также следует отметить довольно высокую стоимость подписки. Поэтому в текущем виде сервису довольно сложно рассчитывать на большую популярность. Тем не менее, надо понимать, что Netflix — это очень профессиональная команда и качественный сервис, доказавший свою успешность во многих странах. Поэтому в будущем, в случае концентрации интереса усилий на территории Казахстана, привлекательность сервиса для аудитории может существенно возрасти. Пока же пользователи только привыкают к наличию платных сервисов».

    В Megogo в беседе с Profit.kz отметили, что были готовы к выходу Netflix. Сейчас аудитория Megogo в Казахстане составляет 2,1 млн уникальных пользователей в месяц.

    «Запуск Netflix во многих странах не является для нас сюрпризом. Это сильный глобальный игрок, с сильным собственным контентом. Правда, пока нет ясности, насколько серьезно компания отнесется к нашему региону, будет ли локализовывать контент, адаптировать сервис, а без этого в Центральной Азии сложно. Это важно, потому как на иностранном языке будут смотреть немногие люди. Из-за чего пока Netflix может массовым не стать. Стоит понимать, что контент русскоязычного производства у нас крайне популярен, и без него продать подписку в евро достаточно затруднительно. В целом выход такого легального игрока — плюс для рынка. Полагаю, это скажется и на пиратстве», — говорит Алмазбек Мамырбаев, генеральный директор Megogo в Центральной Азии.

    Сами пользователи текущий интерес к Netflix тоже ставят под сомнение, называя основным ограничением для его распространения в Казахстане и языковой барьер, и достаточно высокую стоимость подписок, особенно с учетом скачков курса валют. «При текущем обесценивании тенге этот сервис будет не так востребован. Когда у людей были свободные деньги, то они могли их потратить на улучшение жизни в виде таких сервисов. Сейчас подобное могут позволить себе только обеспеченные люди, но их у нас не так много. 10 долларов — это довольно высокая цена для подобного сервиса в наших реалиях. Скоро это будет почти как месячный безлимит от Казахтелекома», - делится мнением Андрей Ершов.

    Таким образом, о глобальной экспансии Netflix в Казахстане речь пока не идет. Существующие ограничения, а также предрасположенность казахстанцев к бесплатному контенту вносит свои корректировки. Можно предположить, что в нынешних условиях этот онлайн-кинотеатр станет просто одним из не слишком активных игроков рынка. По крайней мере, до тех пор, пока в его каталоге для нашего региона не появится большее разнообразие и выбор дублированных фильмов.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.