Кселл проверил качество связи в Алматы
Протяженность маршрута, по которому проехали машины с измерительным оборудованием, составила 800 километров.
Компания Кселл провела в Алматы драйв-тест по оценке качества работы сетей сотовых операторов. Суть драйв-теста заключалось в планомерном объезде улиц южной столицы, в ходе которого специальное оборудование с установленными в нем sim-картами Кселл, Beeline и Tele2 проводило замеры качества голосовой связи и скорости передачи данных.
Как рассказал Кайрат Парманов, начальник сектора поддержки эксплуатации сети АО «Кселл», в текущем году в Алматы инженеры компании проводят замеры уже во второй раз, а первые тесты были произведены в начале 2015 года. Целью этих измерений является выяснение того, насколько результативной оказалась стратегия Кселл по оптимизации сети. Сейчас в Кселл реализуется проект по оптимизации кластеров в крупных городах Казахстана. Мероприятия по повышению качества сети включают автоматическое планирование сот и частот, изменение мощности сетевого оборудования, установку новых базовых станций (в текущем году Кселл установил 1000 новых базовых станций по всему Казахстану), а также настройку параметров и свойств уже имеющихся БС. На первом этапе проекта была оптимизирована сеть Кселл в Астане (6 кластеров), Алматы (8 кластеров) и Шымкенте (4 кластера). Компания проводит регулярное тестирование с целью проверки качества сети. Одним из способов тестирования и являются драйв-тесты.
По Алматы протяженность маршрута, который необходимо проехать автомобилям с измерительным оборудованием, составляет порядка 800 километров.
За день в одной машине скапливается 3-4 Гб информации. За те неполных два часа, что мы провели в одном из таких авто, было собрано 550 Мб данных.
В ежедневную работу инженеров входит не только объезд территории на автомобиле с оборудованием. В Кселл также используют специальные рюкзаки с измерительными «инструментами», с которыми сотрудники департамента выезжают в различные места большого скопления людей (торговые и развлекательные центры), а также по обращениям абонентов о плохом качестве связи. Такой метод замера сети называется инжиниринговый драйв-тест.
Кстати, оборудование в рюкзаке стоит несколько десятков тысяч долларов, так что это достаточно ценный «груз».
А вот оборудование в автомобиле стоит гораздо дороже самой машины. Оно находится в автомобиле постоянно и закреплено на специальной подставке для устойчивости. Как рассказывают инженеры, все было установлено профессиональными электриками в автоцентре и соответствует всем нормам безопасности. Интересный факт нам рассказал инженер драйв-теста Дмитрий Курбанов: в автомобилях, которые компания использовала раньше, антенны устанавливались на крыше, так что машины привлекали пристальное внимание сотрудников дорожной полиции. Сейчас антенны оборудования установлены в багажнике. «Это полностью имитирует нахождение абонента в автомобиле и позволяет собрать реальную картину по качеству связи», — говорит Дмитрий Курбанов.
По Алматы курсируют две машины с оборудованием шведской компании Ascom, которая специализируется на комплексных решениях в области беспроводной связи и системах тестирования мобильных сетей.
Оборудование одного такого автомобиля включает в себя четыре радиоблока, в которых установлено по четыре модема. В радиоблоках установлены sim-карты операторов Кселл, Beeline и Tele2. «Sim-карты Beeline и Tele2 мы приобрели абсолютно легально, как обычные абоненты. На них подключены тарифы данных операторов, мы пополняем баланс, — уточнил инженер.
Курсируя по заданному маршруту, оборудование замеряет успешность голосового соединения и его непрерывность, а также выставляет баллы за качество связи через каждые несколько секунд соединения. За тестирование голоса отвечают два модема. С каждой sim-карты с периодичностью в 30 секунд совершается звонок длительностью в 2 минуты (это средняя продолжительность звонков абонентов Кселл). Принимает эти звонки автоответчик, который «проговаривает» заданный аудио-файл. По результатам того, как оборудование «слышит» это сообщение, и выставляются баллы за качество голоса от 0 до 5. Как показывает оценка, качество голоса в сети Кселл составляет в среднем 4 балла. Кстати, тестирование качества голоса компания Кселл осуществляет по международному стандарту POLQA (Perceptual Objective Listening Quality Assessment, объективная оценка слышимого качества речи). У компании имеется лицензия на проведение этого тестирования. POLQA является общепризнанным мировым стандартом и используется для оценки качества голоса в фиксированных и подвижных сетях, IP-сетях, а также в сетях 3G и 4G.
«На одном из графиков мы можем видеть параметры сети 2G. Это сеть, которой пользуются старые сотовые телефоны. На втором — качество звонков в режиме Dual Mode. Этот режим автоматический, и смартфоны сами „выбирают“, к которой из сетей подключаться — все зависит от качества сигнала», — рассказывает Дмитрий Курбанов.
Еще один параметр, который измеряется в ходе драйв-теста — качество передачи данных в мобильной сети. За это отвечают два других модема. Через определенные промежутки времени программа скачивает файл размером 5 Мб и закачивает файл объемом 1 Мб, имитируя поведение абонентов при веб-серфинге, нахождении в соцсетях, просмотре видео-роликов и т.д. Здесь за тестирование также отвечают два модема — один для Edge, второй — Dual Mode, Edge/3G. Что интересно, пиковые значения скорости могут доходить до 30 мегабит в секунду, хотя средние показатели держатся в промежутке 6-18 Мбит/сек. «Все зависит от загруженности сети, от того, сколько абонентов в определенный момент времени подключены к той или иной базовой станции», — комментирует Дмитрий Курбанов. В среднем скорость передачи данных у Kcell варьировалась в промежутке 10-12 Мбит/сек.
На фотографии ниже представлено одно из окон специального ПО, которое работает совместно с оборудованием. В данном представлении инженер может увидеть полную картину по тому или иному оператору. Два верхних графика показывают голосовые соединения (синие «вагончики»), два нижних — передачу данных (сиреневые вагончики). Красные точки на этих вагончиках показывают отсутствие соединения — голосовой звонок не прошел или передача данных не была осуществлена. В частности, на фото ниже можно увидеть состояние сети Кселл, которое мы наблюдали в ходе драйв-теста.
Как рассказали представители Кселл, подобные тесты и замеры позволяют увидеть реальную картину по качеству связи, так как здесь абсолютно исключен человеческий фактор. Инженер никак не может вмешаться в показания, которые выдает оборудование. «Мы имитируем ту среду, в которой находятся абоненты — наши машины ездят по городу, стоят в тех же пробках», — говорит Дмитрий Курбанов. Кстати, бывали случаи, когда команда в автомобиле одной из первых выявляла какие-то проблемы или аварии в сети. «Буквально недавно мы столкнулись с такой проблемой и сразу же сообщили о ней нашим инженерам, то есть проблему очень быстро выявили. Еще один случай: у наших коллег по рынку call-центр ответил, что никаких проблем не наблюдается, хотя мы видели полное отсутствие связи и позвонили как обычные абоненты с сообщением о проблеме», — рассказал нам Дмитрий.
По его словам, около 40% времени инженеры проводят на таких драйв-тестах. Они проверяют качество связи не только по городам, но и на трассах. Недавно было принято решение проводить драйв-тесты и в вечернее время. «Нам важно знать, как обстоит дело в спальных районах, когда люди приходят домой с работы», — отметил Дмитрий.
В настоящее время связью Кселл покрыто 96% всей территории Казахстана. Как отмечают представители Кселл, это самый высокий показатель среди мобильных операторов республики. «Вся эта сеть требует постоянного мониторинга и различных изменений, — говорит Наталья Еськова, начальник пресс-службы АО „Кселл“. — Многие думают, что если сеть установлена, она работает „постоянно и одинаково“, однако это не так. Даже подросшие деревья могут ухудшить связь».
Все результаты прошедшего драйв-теста будут с собраны воедино и проанализированы инженерами, после чего компания примет решение по дальнейшей работе над улучшением качества сети.