На рынок онлайн-бронирования авиабилетов РК планируют зайти иностранные игроки
Российская компания OneTwoTrip и украинская Tickets.ua могут вытеснить отечественные компании.
На казахстанский рынок онлайн-бронирования авиабилетов планируют зайти два крупнейших игрока: российская компания OneTwoTrip и украинская Tickets.ua, которые могут вытеснить отечественные компании. В Ассоциации Казахстанского Интернет Бизнеса и Мобильной Коммерции (АКИБ) считают, что их приход означает, что рынок РК созрел для крупных проектов, несмотря на то, что доля онлайн-продаж авиабилетов от общего объема продаж билетов составляет всего около 1%.
Вход извне
В январе-феврале 2015 года ожидается прибытие на казахстанский рынок двух новых глобальных игроков — это российская OneTwoTrip и украинская Tickets.ua, сообщили в АКИБ. По мнению представителей IT-сообщества Казахстана, их приход будет означать, что наш рынок созрел для больших проектов. «Само собой, они могут вытеснить наших доморощенных казахстанских игроков на рынке онлайн-бронирования. С одной стороны это неплохо, мы, потребители, только выиграем от появившейся конкуренции, так как будет расти сервис и, возможно, чуть-чуть падать цены. Государство также выиграет: иностранные игроки откроют здесь филиал, будут поступать налоги в наш бюджет и будут созданы новые рабочие места. Но нам, конечно, будет немного обидно, если доморощенные игроки проиграют глобальным», — говорит г-н Горожанкин. По его словам, OneTwoTrip и Tickets.ua в десятки раз крупнее местных компаний, так как уже 3-5 лет работают на больших рынках. Однако пока нельзя оценить, какую позицию они могут занять на нашем рынке до конца 2015 года «Опыта у них больше, денег тоже, отношения с крупными игроками налажены, технологически они сильнее. С другой стороны, они не знают местной специфики, и не наладив отношения внутри страны, им будет на первом этапе сложно», — отметил эксперт, и просил не забывать, что львиная доля продаж авиабилетов все-таки принадлежит самим местным авиакомпаниям, а не агентствам.
По данным глобальной дистрибьюторской системы Amadeus, из всего объема продаж авиабилетов в Казахстане только около 1% приходится на сторонние онлайн-сервисы. Но рынок, по данным АКИБ, растет на 80-90% в год. «Сейчас он оценивается в $120 млн, наибольшую долю в нем занимает «ЭйрАстана». Обороты крупнейших онлайн-сервисов приблизились к $1 млн в месяц. Если говорить о всем рынке e-commerce Казахстана, то в 2013 году он был $600 млн, а к концу этого года, думаю, мы впервые приблизимся к $800 млн, — прикинул президент АКИБ. — Для игроков, которые появились год назад это просто супер-рост. В офлайне таких успешных историй никогда у нас не было», — говорит г-н Горожанкин.
По информации, предоставленной самими игроками, Аviatа.kz в октябре продал около 4 тыс., а на Chocotravel.com в ноябре было продано порядка 3 тыс. авиабилетов. «Согласно официальной статистике, в Казахстане в год перевозится порядка 4 млн пассажиров. Получается, что каждый сотый авиабилет в Казахстане приобретается через Chocotravel.com», — похвастался руководитель сервиса Николай Мазенцев.
Ответный шаг на чужую территорию
Отечественные сервисы онлайн-бронирования тоже решили выйти на внешние рынки: Aviata.kz недавно заявила о своем намерении выйти на Украину, которая имеет гораздо большую емкость, чем казахстанский рынок. Свой выбор в компании объясняют тем, что выход на Украину не занимает так много времени, как, к примеру, в страны юго-восточной Азии: «Это связано и с удаленностью, с языковыми, ментальными особенностями. В странах СНГ людям проще найти общий язык и оперативно начать работу. Нам, в целом, интересен рынок Украины, и так совпало, что мы смогли быстро договориться с нашими партнерами на украинском рынке, которые, в свою очередь, быстро ввели нас в курс дела по вопросам законодательства, налогообложения и так далее», — рассказала директор компании Анна Ли. По ее словам, сфера онлайн-бронирования авиабилетов активно растет не только на Западе, но и в странах постсоветского пространства. «По некоторым данным, в России доля онлайн-покупки билетов составляет более 20%, в Украине — 10-12%, в Казахстане — около 7%. По мнению экспертов из Украины, миграция продаж из оффлайна в онлайн будет со временем лишь увеличиваться. Соответственно, ежегодный рост украинского рынка в два раза вполне доказывает данную гипотезу на деле», — говорит г-жа Ли.
На вопрос о том, зачем компании идти завоевывать уже занятый рынок, тогда как свой еще пустует, г-н Горожанкин ответил, что дилемма такова: «оставаться первым парнем на деревне или стать рядовым городским». Он считает, что работа на новом, конкурентном рынке Украины принесет казахстанской компании несравненно больший опыт и технологический рост. По мнению эксперта сейчас имеются две ключевые проблемы, которые тормозят развитие сектора: «Во-первых, запрет на интернет-транзакции со стороны банков. Подавляющее большинство наших сограждан, пожелавшие купить что-то в онлайн-магазине, получают отказ. Банки — эмитенты карт, делают это якобы в целях защиты от мошенничества, понимая при этом, что теряют на комиссии гораздо больше, чем от возможных мошенников. И для того, чтобы приобрести что-либо в сети владельцу карты необходимо идти в банковское отделение, подать заявку, получить разрешение и т.д. Поэтому у нас преобладает наличный расчет. Вторая проблема — не хватает агитации и поддержки со стороны государства. Такая программа государственного PR была в свое время принята на рынке Китая. В мае этого года правительство Великобритании, видя, что проигрывает глобальный онлайн-рынок американским и китайским компаниям, таким как Amazon, Ebay, Alibaba, Taobao, разработала правительственную программу, которая будет помогать и поддерживать поставщиков онлайн-услуг для их выхода на глобальный рынок. Нам в Казахстане это также жизненно необходимо, если мы хотим чтобы наши локальные игроки выходили на глобальные рынки. Пока таких игроков можно пересчитать по пальцам одной руки: купонный сервис BeSmart вышел на рынки Азербайджана, Грузии и Киргизии, терминальная сеть Kassa24 присутствует на рынках Индии, Турции, ОАЭ, агрегатор новостей Нур.кз занимает лидирующие места в Узбекистане, Азербайджане и Кении и выстроил сервис знакомств в Бразилии. Это все. Других примеров выхода казахстанских инновационных проектов на другие рынки просто нет».