Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Перипетии электронной коммерции

    В Казахстане остается только каждая десятая казахстанская транзакция

    8 июня 2013 11:04, Computerworld.kz
    Рубрики: Казахстан

    Темпы роста электронной коммерции в стране эксперты оценивают, как неплохие, где рост идет 2,5 раза за год. И такой темп по их прогнозам сохранится еще 2-3 года. Сегодня лидируют практически все те же самые игроки: интернет-магазины авиакомпании «Эйр Астана» ($35 млн.), Казахстан Темир Жолы (продано один миллион билетов), Kcell, «Меломан», бытовой техники «Планета электроники», компании Alsi, ТОО «Белый Ветер KZ», homeshop.kz, technodom.kz. Игроки новой экономики Chocolife.me, Flip.kz тоже не отстают от лидеров, а BeSmart.kz достиг планки месячного оборота в миллион долларов. Такие стартапы как MyPay, Ticeton.kz дают всего 3-5% от всего рынка транзакций е-коммерции. Однако в сегменте «Электронного правительства» рост увеличился в 7 раз, в основном в сфере приемов налогов и штрафов.

    Всего в Казахстане проведено 80 млн. транзакций электронной коммерции, но их львиная доля ушла за рубеж, а это ни много, ни мало 1,5 млн транзакций. В стране остается только каждая десятая казахстанская транзакция и это выливается в одну из проблем отрасли. Что с этим явлением делать? – этот вопрос и многие другие поднимались на третьей Казахстанской интернет-конференции I-MIX 2013, прошедшей 29-30 мая в Алматы.

    К концу 2012 года в Казахстане 24 банка и АО «Казпочта» эмитировали платежные карточки. В течение года еще четыре банка приступили к выпуску платежных карточек, что является рекордным показателем за последние семь лет. Количество держателей платежных карточек составило 11,1 млн. человек, что на 2 млн. больше экономически активного населения страны. На одного жителя в нашей стране приходится 0,8 платежной карточки, что, тем не менее, ниже показателя развитых зарубежных стран.

    Отмечается недостаточный уровень проникновения в сферу повседневных платежей населения, где уровень доверия к безналичным электронным платежам через интернет у казахстанцев остается невысок. Так, по исследованию компании ICT-Marketing, проведённому в 2011 году в крупных городах Казахстана, безналичным электронным платежам готовы были доверять только 27% населения. Среди населения, готового доверять данному виду платежей, предпочтительными способами оплаты стали платежи по банковской карте - 61,1%, затем платежи электронными деньгами типа WebMoney, Яндекс-деньги и другими – 22,4%. Аутсайдером оказались платежи через SMS – 11,3%.

    Из покупок по банковским карточкам в 2012 году 10% пришлось на Казахстан, а 66% - на покупку товаров в США. Кроме того вырос в три раза прием посылок из Китая. По структуре платежей первое место занимают наличные платежи – 57%, далее платежи по карточкам – 17%, электронные деньги – 4%, мобильные и СМС-платежи – 1%. Причем, средний чек лидировал в таких сегментах, как авиабилеты и электроника.

    Мобильные операторы Kcell, Beeline и Tele2 в этом году обещают запустить мобильную коммерцию во весь ход. Уже сейчас операторы принимают платежи без комиссий, а Kcell запустил прием платежей с любой карточки. Международные игроки продолжают осваивать казахстанское интернет-пространство. Один из российских лидеров интернет-платежей «Деньги Online» активно нацелен на Казахстан и предлагает популярные методы платежей. Вышел на наш рынок и мультибрендовый интернет-магазин Lamoda, который продает одежду с доставкой из 500 тысяч товаров.

    Из проблем данной сферы можно отметить отсутствие электронной счет-фактуры, которая находится на этапе тестирования. Основной же сдерживающий фактор развития мобильной коммерции в Казахстане - это закрытые банковские карты для интернета. Из перспектив отрасли эксперты называют внедрение и продвижение новых мобильных технологий и решений в торговой сфере: бесконтактных технологий, NFC, мобильных приложений на основе использования электронных денег. Кроме того, в ближайшие несколько лет в этой сфере предрекаются революции, связанные с появлением новых удобных и широко востребованных технологических пакетов. В 2015 году по прогнозам рынок мобильной связи будет занимать 23% от всего рынка е-коммерции, а общий объем рынка в стране составит $3,6 млрд.