Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Вот балет за билет

    О проблемах использования электронного билета от «Казахстан Темир Жолы».

    24 июля 2009 12:34, Ярослава Науменко, Новое поколение

    Высокие технологии прорастают на земле казахстанской какими-то причудливыми «краказябрами». Покупка электронного билета во всем мире — экономия времени, средств и нервов. В случае с билетом от «Казахстан Темир Жолы» она становится чем-то запутанным, долгим и непонятным.

    Зато деньги с моей карты сняли за считанные секунды. Распечатав подтверждение о регистрации, я даже не думала, что мне выдали «недобилет» — токен, и по нему далеко не уедешь…

    Поскольку от наших монополистов можно ожидать чего угодно, позвонила на вокзал. Интуиция не подвела: как ни хотелось мне избежать двухчасового пути по жаре и пробкам, ехать все-таки придется — обменивать распечатку на «нормальный» билет.

    Вообще, электронный билет (e-ticket) лет десять как внедрен во всех более-менее развитых государствах у всех более-менее продвинутых авиа-, ж/д- и автоперевозчиков. Никаких бумажек — все данные о пассажире хранятся в базе данных компании-перевозчика в электронном виде. Достаточно в нужный день прийти в нужное место с удостоверяющим личность документом.

    Такой билет невозможно потерять или забыть, очень удобно бронировать места из дома по интернету, а при желании свой билет можно просто распечатать на принтере. Я уж молчу о том, что электронные билеты дешевле — не нужно тратиться на лишнего кассира и бумагу. Никаких очередей и перекупщиков. Электронные кассы открыты 24 часа в сутки в праздники и выходные, там не хамят и не уходят на обед.

    На вокзале «Алматы-1» заставили побегать от кассы к кассе. Из восьмой отправили в первую, первая касса сделала круглые глаза и погнала обратно в восьмую. После недолгого препирательства победила лень, точнее, пустая восьмая касса, которая и отправила меня обратно в первую. «Просто возиться с теми, по интернету которые билет купили, не желают!», — возмущалась кассир.

    Потом вроде бы подвисла система… ан нет, обозналась. Это заело картридж в принтере, пришлось ждать мастера. После беседы с кассиром выяснилось, что обслужить меня должны были вне очереди и в любой кассе.

    Случись такая беготня перед отправлением поезда (а билет покупала для своей бабушки), у меня бы случился «инфаркт микарда — во-о-о-от  такой рубец!». Пришли бы по привычке, как в случае с электронными авиабилетами, прямо перед вылетом — и опоздали бы на поезд. Вот такой хай-тек по-казахстански.

    Еще забавный момент. Инструкция к «электронной витрине» на сайте «Казахстан Темир Жолы» уточняет: «В случае если Витрина не позволяет выполнить операцию возврата железнодорожного билета, клиентом сначала приобретается железнодорожный билет в кассе, а затем производится его возврат в установленном законодательством порядке». Во всем мире операцию отмены бронирования можно легко произвести через интернет или по телефону.

    Кстати, «Российские железные дороги» отказались от обмена электронного билета на бланк проездного документа еще несколько лет назад. Учет всех пассажиров будет осуществляться с помощью мобильного терминала сбора данных. Его сканер просто считывает штрих-код с распечатанного билета, который был получен через интернет.

    Неужели нашим железнодорожникам было так трудно додумать и внедрить всего один, последний шаг?

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии