Интернета подводные камни
Камнем преткновения, вызвавшим острые дискуссии в Парламенте вокруг проекта закона по вопросам информационно-коммуникационных сетей, стала норма, ограничивающая право СМИ на распространение информации.
Камнем преткновения, вызвавшим острые дискуссии в Парламенте вокруг проекта закона по вопросам информационно-коммуникационных сетей, стала норма, ограничивающая право СМИ на распространение информации. Документом, в частности, предлагается дать соответствующие полномочия Генеральному прокурору, если речь идет о призывах к свержению конституционного строя, пропаганде терроризма, наркомании и других антисоциальных и противозаконных явлений. Депутаты Мажилиса Парламента признали нецелесообразным принятие подобных поправок.
Безусловно, информация деструктивного толка опасна для общества. Особенно это касается интернета, который менее всего подвержен регулированию. А потому вполне понятна позиция разработчиков законопроекта, предполагающего создание механизма, который позволил бы адекватно, оперативно и действенно реагировать на информационные вызовы и угрозы. С необходимостью внедрения действенных ограничительных мер первоначально согласились и депутаты. Законопроект с соответствующими поправками был одобрен в первом чтении. Однако последующее его обсуждение на заседании рабочей группы, которое состоялось вчера под председательством депутата Мейрама Пшембаева, вывело разговор на новый виток дискуссий.
С одной стороны, подчеркивают депутаты, государство несет ответственность за общественное согласие, политическую стабильность и в этом контексте обязано принимать соответствующие меры. С другой — жесткое администрирование не должно препятствовать нормальной работе СМИ, ограничивая свободу слова и демократические принципы, провозглашенные Казахстаном.
Что же конкретно предлагает законопроект? Как уже подчеркивалось, поправки призваны закрепить в Законе «О СМИ» полномочия Генерального прокурора, которые позволяют приостановить распространение информации СМИ. При этом Генеральный прокурор в срок не позднее трех дней должен обратиться в суд с заявлением о признании информации противозаконной. Авторы законопроекта, апеллируя непосредственно к руководителю высшего надзорного ведомства, наделяя полномочиями именно его, а не систему органов прокуратуры в целом, рассчитывали обеспечить прозрачность принимаемых решений. И все же общественность восприняла данную инициативу неоднозначно.
К слову, основания, по которым предполагается введение санкций, в документе прописаны нечетко. Этот факт — одна из причин, по которой мажилисмены выступили против предлагаемых поправок.
«Нам надо исходить из того, что качественный закон должен быть понятным для граждан без каких-либо дополнительных разъяснений. Непонятный закон, как правило, плохо исполняется как гражданами, так и властью. В предложенном варианте есть нормы, которые
В итоге, тщательно изучив вопрос, члены рабочей группы сочли нецелесообразным наделение Генпрокурора правом приостанавливать распространение информации, подчеркнул в этой связи Мейрам Пшембаев.
Мажилисмены предлагают оставить такое право лишь за собственником СМИ либо судом. Данную позицию поддержали выступившие депутаты — Кабибулла Джакупов, Кайрат Садвакасов, Светлана Ферхо, Мурат Абенов, Узаккали Елюбаев.
Комментарии