Будет ли Казахстан космической державой?
О том, что произошло с первым казахстанским спутником связи «Казсат-1», а также какая судьба ожидает «Казсат-2» и всю нашу космическую программу?
12 апреля — Всемирный день космонавтики — для Казахстана прошел под знаком отмены полета нашего космонавта в составе экспедиции Международной космической станции (МКС), в связи с финансовыми проблемами. Хотя это не единственная космическая неурядица у Казахстана, вспомнить хотя бы печально известный спутник «Казсат-1», поэтому хочется спросить: что же
В республиканском бюджете на
В контракте было заложено выполнение научной программы космических исследований и экспериментов РК на МКС во время полета космонавта, разработанной АО «Центр космических исследований и технологий».
«Однако 20 марта 2009 года на заседании республиканской бюджетной комиссии было принято решение об осуществлении секвестра средств, предусмотренных на обеспечение полета в космос казахстанского космонавта в составе экипажа на МКС — что и привело к расторжению данного контракта между «Роскосмосом» и «Казкосмосом», — заявляют чиновники. «Наши кандидаты в космонавты Айдын Аимбетов и Мухтар Аймаханов отлично подготовлены к космической экспедиции, но придется учитывать сложившуюся ситуацию, связанную с мировым финансовым кризисом», — заявляет председатель Национального космического агентства Талгат Мусабаев. Государство тратит на подготовку космонавтов немалые деньги налогоплательщиков и отменяет полет, ссылаясь на кризис, в то время как в возвращении страховки за спутник «Казсат-1» нет пока никакой ясности, а это 7,36 миллиарда тенге, или 65 миллионов долларов.
Спутник включал 12 транспондеров
Основные принципы и условия сотрудничества по созданию спутника КаzSat, выведению его на геостационарную орбиту и созданию на его базе казахстанской космической системы связи и вещания закреплены в соглашении между правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан, которое было подписано 18 января 2005 г. в Кремле. Этот договор изначально создавал технические трудности в управлении работой спутника казахстанской стороной, так как в нем оговорено, что вся технологическая и конструкторская документация должна храниться в России. Поэтому казахстанские специалисты, даже понимая, что происходило, когда 8 июня 2008 года KazSat-1 перестал слушаться команд Республиканского центра космической связи (РЦКС) в городе Акколь, по словам председателя «Казкосмоса» Талгата Мусабаева, не имели ни морального, ни юридического права вмешиваться в управление полетом спутника в нештатных ситуациях. Это должно было делаться, согласно договору, из Центра управления «Сколково» в Москве.
Такая ситуация с договорной базой спутника объясняется в первую очередь тем, что разработкой первого казахстанского спутника занимались Министерство образования и науки, Агентство по информатизации и связи, Национальный инновационный фонд — структуры, не имеющие никакого отношения к космосу.
Запуск и последующая работа со спутником предполагала некоторые технические трудности на земле в связи с его расположением в космосе — 103 градуса восточной долготы. Если посмотреть на глобус, то можно увидеть, что эта долгота проходит восточнее Индонезии. Что значило, разворот 3000 антенн национальной сети диаметром от 2,5 до 4 метров. А все, что восточнее Актобе по меридиану, необходимо было развернуть в прямо противоположную сторону, если смотрела антенна на
Аэрокосмический комитет Министерства образования и науки РК объяснял, что точка размещения спутника на геостационарной орбите — 103 градусов в.д. предоставляется российской стороной до завершения координации Республикой Казахстан собственной орбитальной позиции, в которую может быть перемещен спутник.
Контракт на создание и запуск первого казахстанского спутника связи и вещания KazSat-1 был заключен с Государственным космическим научно-производственным центром им. М. В. Хруничева (ГКНПЦ им. М. В. Хруничева). Предприятие, известное как разработчик различных видов космической техники: ракетоносителей «Протон», «Рокот», «Ангара», пилотируемых орбитальных станций «Салют», «Мир», модулей Международной космической станции и автоматических космических аппаратов. Тем не менее, опыта в создании космических спутников у этого предприятия до «Казсата» не было. Основной центр управления полетом, включая основную станцию управления спутником KazSat-1, расположен на территории Казахстана — в г. Акколь (Акмолинская область), в 100 км от Астаны. При выведении спутника на геостационарную орбиту и проведении летных испытаний КА управление производилось из Москвы.
Когда KazSat-1 перестал реагировать на любые кодовые команды, выдаваемые по командно-релейной линии из наземного комплекса управления в Акколе, специалисты, чтобы не разрядить аккумуляторы и не потерять аппарат, приняли решение — выключить бортовой радиотелекоммуникационный комплекс (БРТК), который обеспечивает сигналом все каналы связи и телевидения. Буквально через две минуты после этого было сделано моментальное уведомление всех операторов связи, государственных и негосударственных, о том, что работоспособность спутника временно потеряна.
Многократные попытки вывести спутник из сложившейся ситуации не дали никаких результатов. «Он не воспринимает никаких кодовых команд с Земли ни из Акколя, ни из «Сколково», — говорили в «Казкосмосе». Глава НКА уверен, что человеческий фактор здесь полностью отсутствует. Никакой вины специалистов нет, это отказ техники. Причем не наземной части, а той, что летает в космосе.
Выключив БРТК, специалисты продолжали попытки воздействовать на спутник. Это ничего не дало. Наиболее вероятной причиной нештатной ситуации разработчики посчитали отказ бортовой цифровой вычислительной системы (БЦВС). Исходя из этого и был разработан план реанимации спутника.
В первую очередь специалисты решили просто разрядить аккумулятор до минимального напряжения, в данном случае до
«В ночь на 26 ноября 2008 года спутник KazSat-1 полностью потерял свою работоспособность и не отвечает ни на какие команды. Все, он не работоспособен», — сообщил Талгат Мусабаев. Основной задачей создания КА KazSat-1 являлось обеспечение информационной независимости Республики Казахстан в областях спутниковых телекоммуникационных услуг. Задачи непосредственного телевизионного вещания на индивидуальные антенны малого диаметра на территории Республики Казахстан спутником KazSat не были предусмотрены. Это планируется реализовать в перспективе на КА KazSat-2, срок изготовления которого может быть увеличен на 2 года, для того чтобы заменить бортовую цифровую вычислительную систему российского производства на французский аналог. Для рассмотрения этого вопроса, отметил глава «Казкосмоса», нужно специальное решение правительства.
«Создание спутника KazSat-2 по идеологии точно такое же, как и KazSat-1. Нами предпринимаются все необходимые меры для того, чтобы учесть все те ошибки, которые были заложены в конструкции KazSat-1», — сказал Т. Мусабаев. Помимо создания спутников Казахстан в пытаясь выйти на передовые позиции космической индустрии занимается разработкой целого ряда космических проектов, такие как комплекс «Байтерек».
«Создание космического ракетного комплекса «Байтерек» является самым крупномасштабным совместным казахстанско-российским проектом на постсоветском пространстве. Данный проект направлен на значительное уменьшение вредного воздействия от пусков с космодрома Байконур ракетоносителей, использующих высокотоксичные компоненты ракетного топлива (амил, гептил).
Было заключено соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о создании на космодроме Байконур космического ракетного комплекса «Байтерек» от 22 декабря 2004 года. При этом в ходе реализации проекта возникли технические трудности, которые отодвинули сроки, определенные соглашением.
Опять же, и это соглашение готовили не космические профессионалы. «В нем практически отсутствуют обязанности у российской стороны или же они прописаны декларативно — без сроков, санкций и тому подобное», — рассказывает Талгат Мусабаев. Начало планируемых на космодроме Плесецк летно-космических испытаний ракетоносителя «Ангара А-5» определяется на 2011 год. При условии положительных результатов испытаний ракетоносителя «Ангара А-5» летно-космические испытания космического ракетного комплекса «Байтерек» стартуют в 2012 году.
В итоге Казахстан, позиционирующий себя как космическая держава, практически не имеет ни действующей космической программы, ни прибылей от коммерческих космических запусков со своей территории, ни спутника.
Комментарии