Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Обусловленные кризисом трудности с финансированием среднесрочных и долгосрочных инфраструктурных проектов могут негативно сказаться на дальнейшем развитии отрасли телекоммуникаций

    Влияние экономического кризиса на развитие рынка телекоммуникаций в Казахстане.

    17 апреля 2009 10:44, Анна Шатерникова, Панорама

    На прошлой неделе игроки рынка телекоммуникаций приняли участие в форуме «Связь — пространство неограниченных возможностей», одной из центральных тем которого стало обсуждение влияния мирового финансового кризиса на состояние отечественного рынка телекоммуникаций. Данные, озвученные представителями занятых в отрасли компаний и госструктур, ответственных за развитие телекоммуникационной инфраструктуры, позволяют сделать вывод, что индустрия телекоммуникаций пострадала от кризиса менее заметно, чем другие сферы отечественной экономики. Вместе с тем необходимость считаться с напряженной ситуацией в экономике заставляет участников рынка акцентировать внимание на новых направлениях работы, выводить на новый уровень качество уже доступных потребителям услуг и предлагать услуги, которые до сих пор не были представлены на рынке или были доступны ограниченному кругу потребителей.

    О том, что казахстанский телекоммуникационный рынок пострадал от кризиса в меньшей степени, чем другие отрасли, говорят и авторы отчета, подготовленного компанией J'son & Partners Consulting. По мнению авторов отчета, текущая ситуация обусловила снижение планируемых темпов прироста предоставляемых услуг, но не оказала на общее развитие отрасли такого существенного влияния, как в других секторах. Вместе с тем на итоги 2009 года значительное влияние окажет девальвация национальной валюты. В то время как доходы будут увеличиваться за счет роста объемов потребления, основные статьи расходов, проценты по кредитам и долги компаний возрастут, что заметно уменьшит стоимость компаний. Согласно данным, представленным в отчете, в 2008 году в Казахстане структура доходов от услуг связи по их видам выглядела следующим образом: 54% приходилось на долю мобильной связи, 14% составляла международная и междугородная связь, 11% — доступ к интернету, 7% — местная фиксированная связь, 3% — передача телерадиопрограмм, 2% — передача данных, 9% — прочие услуги. Согласно данным Агентства РК по информатизации и связи доход от телекоммуникационной отрасли в среднем составляет 4% от ВВП.

    На мобильной волне

    По-прежнему одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка остается мобильная связь. Именно сотовые операторы получают мажоритарную долю доходов среди услуг связи — более 54%, тогда как провайдеры, например, получают всего 8,7%  от общего объема доходов, что связано с низким уровнем проникновения услуг. Как свидетельствует статистика АИС, к концу прошлого — началу нынешнего года уровень проникновения сотовой связи достиг 98 на 100 жителей, хотя эти данные иллюстрируют в первую очередь количество проданных SIM-карт. По оценкам компании iKS-Consulting, суммарная база активных абонентов, то есть тех, кто воспользовался хотя бы одной платной услугой в течение трех последних месяцев, к концу прошлого года составила 13,3 млн. человек, тогда как на 1 января 2008 года данный показатель составлял 10,2 млн. человек; соответственно реальный уровень проникновения сотовой связи вырос с 66% в начале 2008 года до 86%. По прогнозам АИС, к 2012 году плотность абонентов сотовой связи составит 120 на 100 жителей. Рынок сотовой связи по-прежнему представлен четырьмя операторами: компанией «КаР-Тел» с торговой маркой Beeline, компанией GSM-Kazakhstan, представляющей бренды K'Cell и Activ, МТС с брэндом NEO, а также предоставляющим услуги сотовой связи стандарта CDMA АО «Алтел» с торговыми марками Pathword, Dalacom, City. Как сообщил председатель АИС Куанышбек Есекеев, два ведущих оператора, «КаР-Тел» и GSM-Kazakhstan, удерживают примерно по 35% рынка сотовой связи, а оставшиеся 30% распределены между «МТС» и «Алтел».

    Говоря об основных тенденциях развития рынка мобильной связи, игроки отрасли отмечают замедление темпов роста, вызванное, с одной стороны, насыщением рынка, где уровень проникновения сотовой связи достиг практически 100%, а с другой — влиянием экономического кризиса. Если еще не так давно основным полем борьбы за абонента были крупные города, то одним из основных трендов минувшего года стало освоение небольших населенных пунктов, в результате чего произошло бурное развитие рынка сотовой связи на периферии, в том числе и в мелких селах. Стремление сотовых операторов к освоению региональных рынков получило подтверждение в виде недавней новости об открытии в Байконуре первого сервисного центра компании GSM-Kazakhstan. В то время как «КаР-Тел» присутствует на рынке одного из самых крупных населенных пунктов Кызылординской области уже два года, другой крупный мобильный оператор в силу разных причин получил возможность развернуть деятельность в Байконуре совсем недавно. В планах GSM-Kazakhstan значится открытие центров эксклюзивного сервисного обслуживания в таких населенных пунктах данного региона, как Аральск, Казалинск, Шиели, Жанакорган, Жусалы. Компания намерена установить в области новые станции для обеспечения бесперебойной работы сотовой связи на магистральных трассах, для устойчивого покрытия основных районных центров.

    «Влияние кризиса на рынок сотовой связи проявилось в усилении конкуренции. Операторы начали более активно выводить сегментированные предложения, тарифные планы, адресованные разным слоям населения. Наша компания, например, переключила внимание с конкуренции за новые подключения на борьбу за лояльность абонентов, за удержание тех 7 млн. абонентов, которые у нас уже есть. Наряду с внедрением программ лояльности, включающих привлекательные тарифы, мы делаем ставку на повышение уровня качества связи, внедрение новых сервисов. Чтобы избежать заметного влияния кризиса, сотовым операторам необходимо развивать услуги с добавленной стоимостью (VAS, от англ. Value Added Services, неголосовые услуги), интернет-приложения, выводить на рынок новые виды услуг, антикризисные предложения. В прошлом году все операторы получили возможность освоить частоты диапазона 1800, что позволило расширить возможности сети и сыграло положительную роль в развитии рынка сотовой связи», — считает первый заместитель генерального директора ТОО «КаР-Тел» Дулат Оразалинова.

    С тем, что казахстанский телекоммуникационный рынок даже в период кризиса находится в более выгодном положении, чем другие отрасли экономики, согласны и производители мобильных устройств. «В целом телекоммуникационная отрасль в вашей стране пострадала от кризиса заметно меньше, чем банковская или строительная. В Казахстане на сегодняшний день достаточно зрелый рынок мобильной связи, и нас, как производителей, это не может не радовать, поскольку такое положение вещей дает возможность представить весь продуктовый портфель, и на каждую линейку найдется потребитель. Казахстан обладает богатыми ресурсами, которые позволят справиться с непростой ситуацией. С определенной точки зрения кризис хорош тем, что люди начнут пересматривать отношение к покупкам, станут отдавать предпочтение качественным продуктам, и компании, способные предложить такой продукт, могут упрочить свои позиции», — делился мнением Марек Вацлавик, до апреля нынешнего года занимавший пост генерального менеджера Nokia в странах Юга СНГ.

    Технология 3G: оптимистичные ожидания и туманные реалии

    Необходимость развития новых сервисов как один из путей преодоления кризиса естественным образом ставит на повестку дня вопрос о внедрении в Казахстане технологии 3G. Ряд государств СНГ наряду с западными странами уже внедрили у себя данный стандарт, поэтому, с одной стороны, Казахстан несколько запаздывает с точки зрения внедрения передовых технологий. Вместе с тем, уверены участники рынка, эволюция сети сотовой связи неизбежна, и в этом смысле альтернативы переходу к использованию 3G пока нет, и в данной точке интересы операторов и пользователей сотовой связи пересекаются. Опыт стран СНГ свидетельствует, что внедрение 3G во многом является вопросом времени. «ВымпелКом», например, уже имеет опыт внедрения данного стандарта в Таджикистане, Украине, России, недавно состоялся запуск 3G в Узбекистане — стране, демонстрирующей в настоящее время чрезвычайно высокие темпы развития рынка мобильной связи. Отечественные сотовые операторы в прошлом году опробовали проекты по тестированию пилотных зон 3G в крупных городах Казахстана, а на этой неделе компания «КаР-Тел» объявила о запуске демонстрационной зоны 3G в алматинском открытом офисе продаж и обслуживания. Демонстрационная зона будет работать на протяжении двух недель. За это время все желающие смогут протестировать на ее территории различные услуги на базе технологии связи 3G — высокоскоростной доступ в интернет, видеотелефонию, потоковое видео. В ближайшие планы компании входит запуск демонстрационной зоны 3G в Астане.

    На протяжении нескольких лет вопрос внедрения технологии 3G в Казахстане наталкивается на барьеры технического характера, в частности, до сих пор не решен вопрос выдачи госрегулятором лицензии на связь третьего поколения. По словам заместителя председателя АИС Айдара Арифханова, принятое мировым сообществом радиочастотное обеспечение для технологии 3G пересекается с диапазоном частот, используемых в технологии эфирно-кабельного телевидения, и до прошлого года в Алматы и Астане частотный диапазон, необходимый для предоставления услуг 3G, использовался оператором кабельного телевидения «Алма ТВ». По словам г-на Арифханова, АИС уже провел с данным оператором работу на предмет высвобождения необходимых частот на территории двух крупных городов. А вот полностью согласовать выделение необходимых частот с Министерством обороны пока не удается. «Межведомственная комиссия по радиочастотам, работающая при АИС, рекомендовала агентству совместно с Минобороны рассмотреть вопрос о возможности выделения частот в диапазоне 1920–1980 МГц и 2110–2170 МГц для внедрения стандарта 3G и представить соответствующие согласованные предложения. В марте Минобороны согласилось согласовать выделение части диапазона в пределах 1920–1940 МГц, однако остальная часть диапазона используется в работе оборонного ведомства, и о ее выделении под 3G речи пока не идет. Однако мы собираемся обсуждать этот вопрос повторно», — заметил г-н Арифханов. Частотный спектр для внедрения 3G уже освобожден в Петропавловске, Костанае, Кокшетау, Павлодаре.

    В условиях кризиса, когда внедрение новых услуг должно рассматриваться не только как имиджевое мероприятие, но и как инициатива, сулящая экономические выгоды, не менее актуальными представляются поиски ответа на вопрос, насколько прибыльным окажется внедрение новой для отечественного рынка сотовой связи услуги? Ведь, как утверждают участники рынка, в той же Европе технология 3G не оправдала надежд, которые связывали с ее внедрением операторы, хотя многим из них за лицензии на предоставление соответствующей услуги пришлось заплатить внушительные суммы. «Мы понимаем, что 3G не относится к числу массовых услуг, поэтому на первом этапе внедрения данной технологии планируем охватить только крупные города, ведь в том же Алматы плотность пользования интернетом, например, заметно отличается от той, что характерна для регионов. Вместе с тем существует понимание того, что именно 3G с характерной для нее высокой скоростью выхода в интернет могла бы в некоторой степени снять остроту проблемы цифрового неравенства, увеличить охват Всемирной сети. Внедрение 3G повлияет в первую очередь не на рост количества абонентов, а на объемы пользования услугой. В любом случае казахстанский рынок 3G будет небольшим хотя бы в силу того, что рынок мобильной связи в целом ограничен количеством жителей, и скорее всего, он станет в первую очередь рынком интернета и мобильного ТВ», — считает г-н Оразалинов.

    Как отметил г-н Есекеев, внедрение технологии 3G в крупных городах, скорее всего, состоится в этом году, но не в первой половине, как планировалось ранее, а до конца года, а в 2010 году начнется тиражирование данной услуги по всему Казахстану. По мнению руководства АИС, как минимум 300 тысяч пользователей сразу изъявят готовность подписаться на новую услугу, и прибыль операторов сотовой связи за счет внедрения технологии 3G к концу 2009 года может возрасти на 5%. «В Казахстане сильна культура платежей, люди готовы платить за услуги, и поэтому практически любое хайтек-предложение, выведенное на массовый рынок, оказывается, как правило, достаточно прибыльным», — утверждает председатель АИС. Игроки отрасли, в свою очередь, полагают, что до окончательного решения технических вопросов говорить о выручке операторов и возможном количестве абонентов пока преждевременно.

    Интернет-эволюция

    Как свидетельствуют данные аналитиков, в последнее время заметно растут доходы в области предоставления интернет-услуг. По данным J'Son & Partners Consulting, в 2008 году доходы от интернет-услуг составили $290 млн., по сравнению с 2007 годом прирост составил 60%. В конце прошлого года в республике наблюдался наибольший процент проникновения широкополосного доступа среди стран Центральноазиатского региона. Доля проникновения широкополосного доступа в домашних хозяйствах Казахстана достигла 15,1%, тогда как в Кыргызстане соответствующий показатель не превышал 2,1%, а в Таджикистане и Узбекистане — 0,6%  и 0,5%  соответственно. На рынке корпоративных клиентов уровень проникновения широкополосного доступа к концу прошлого года составил 6%. Согласно данным, озвученным в ходе форума главным коммерческим директором АО «Казахтелеком» Аскаром Есеркегеновым, в 2005 году широкополосным доступом в интернет было охвачено 7 тыс. казахстанских домохозяйств и 19 тыс. пользователей, а к марту нынешнего года соответствующие показатели увеличились до 319 тыс. и 661 тыс. соответственно.

    По словам г-на Есеркегенова, в последние годы «Казахтелеком» проводит систематическую работу, направленную на увеличение числа интернет-пользователей и развитие казахстанского контента. «В 2007 году мы начали проводить первые онлайн-турниры и столкнулись с проблемой ограничений по количеству потребляемого трафика. В прошлом году все ограничения на внутренние ресурсы, на казахстанские ресурсы, базирующиеся на площадках «Казахтелекома», были сняты, повысилась скорость доступа. В 2008 году мы снизили тарифы на услуги хостинга практически до уровня российских провайдеров, мы пошли навстречу людям, которые обращались со своими идеями, предоставляли порой бесплатно место на наших серверах, чтобы перспективные проекты, способствующие развитию казахстанского контента, что называется, встали на ноги. И сегодня мы продолжаем осуществлять мероприятия, направленные на удержание пользователей внутри контента», — отметил г-н Есеркегенов. По словам одного из руководителей «Казахтелекома», предпринятые меры способствовали изменению структуры внутреннего и внешнего трафика: в марте 2008 года доля внутреннего трафика не превышала 19%, а по состоянию на март нынешнего года доля внутреннего входящего трафика, сгенерированного абонентами услуги «Мегалайн», превышает долю внешнего и составляет 59,1%, а доля внешнего входящего трафика составляет 40,9%. «Это наглядный показатель, свидетельствующий о новом этапе развития Казнета. Можно говорить о том, что развитие казахстанского сегмента интернета отстает от российского, и в то время как в Рунете, например, насчитывается около 2 млн. доменных имен, в Казнете — 36–40 тысяч. Но не следует забывать о том, что мы изначально находились не в равном положении, и сегодня казахстанский интернет находится на том этапе развития, которому соответствует текущее состояние инфраструктуры. Поэтому не стоит драматизировать ситуацию», — уверен главный коммерческий директор «Казахтелекома».

    В республике начата реализация проекта по созданию интернет-data-центров. На сегодняшний день такие центры действуют в Алматы (его строительство обошлось в $7 млн.), Астане и Караганде, на протяжении нынешнего и будущего года «Казахтелеком» планирует построить такие площадки во всех областных центрах, в том числе и для того, чтобы их услугами могли пользоваться представители госструктур и сектора МСБ. В планах национального оператора значится вывод на рынок тарифного плана ID Free, который позволит бесплатно создавать ресурсы объемом до 100 Мб. «Этого будет достаточно энтузиастам, которые захотят заявить о себе, представить сайты-визитки. Инициаторы, проекты которых станут успешными, которые захотят развернуть свой бизнес, получат доступ к платному хостингу. Именно по такому пути шло развитие собственного контента в других странах, в том числе и в России, и Казнет развивается естественным эволюционным образом», — уверен г-н Есеркегенов.

    Проблемы проектного финансирования

    И все же, несмотря на относительно благополучное по сравнению с наиболее пострадавшими вследствие кризиса отраслями положение в индустрии связи, было бы не совсем справедливо говорить о том, что негативные тенденции обходят ее стороной. В первую очередь трудности затронули экономические аспекты деятельности участников рынка. Если появление новых сервисов, развитие казахстанского сегмента интернета можно рассматривать как требование времени, и внедрение технологических новшеств будет происходить более или менее успешно даже в непростой экономической ситуации, то на такой составляющей отрасли, как инфраструктурные проекты, влияние кризиса сказалось более заметно. По мнению управляющего директора по проектам АО «КазТрансКом» Марата Артыкбаева, практика взаимоотношений с банками второго уровня по вопросам кредитования телекоммуникационных компаний показала, что у данных финансовых институтов зачастую отсутствует проработанная политика проектного финансирования. В данном случае речь идет не о крупных проектах, вошедших в число приоритетных и привлекших внимание правительства, а о внутренних проектах компаний.

    Кредитование на пополнение оборотных средств компании, отмечают участники рынка, осуществляется на тех же принципах, что и кредитование проектов по развитию, и решение о выдаче кредитов принимается, исходя из оценки основной деятельности компании, поскольку проекты развития рассматриваются в составе основной деятельности. В сложившихся условиях БВУ логичным образом стремятся уменьшить собственные риски, сократив сроки кредитования и увеличив ставки. Вместе с тем компании, начавшие реализацию инфраструктурных проектов еще в докризисный период, столкнулись с непростой дилеммой — завершить реализацию проектов развития или свернуть их. В конечном итоге оба варианта представляются проблематичными. С одной стороны, попытка завершения проектов наталкивается на отсутствие приемлемых условий внешнего финансирования, а увеличение ставок финансирования, в свою очередь, приведет к росту себестоимости предоставляемых услуг и, как следствие — к росту тарифов и увеличению сроков окупаемости проектов. С другой стороны, консервация проектов потребует дополнительных затрат, которые привлекут к кризису ликвидности и банкротству компаний, а в более отдаленной перспективе обернутся технологическим отставанием государства.

    «Компании, реализующие инфраструктурные проекты со сроком окупаемости пять лет и более, оказались сегодня в замкнутом круге. Современные требования к городским сетям телекоммуникаций требуют их модернизации, перехода на технологии NGN, а для этого, в свою очередь, необходимо среднесрочное и долгосрочное финансирование. Строительство и ввод в эксплуатацию новых волоконно-оптических линий связи, например, занимает более трех лет, а срок окупаемости таких проектов может исчисляться 10–15 годами. Политика финансовых институтов препятствует модернизации, и в результате наше государство отстанет от развитых стран, как по технологическим, так и по экономическим параметрам. Проводниками антикризисных задач, обозначенных главой государства, являются финансовые институты, в том числе банки второго уровня, и поднятые вопросы требуют рассмотрения на уровне государства. Необходимо дифференцированно подходить к финансированию различных направлений деятельности и на уровне отдельных компаний, и в рамках отраслей», — считает г-н Артыкбаев.

    По мнению участников телекоммуникационного рынка, кредитование проектной деятельности сегодня рассматривается как наиболее рискованное направление кредитной политики в силу отсутствия у БВУ эффективных инструментов управления проектным финансированием и контроля за ним. Краткосрочные кредиты могут удовлетворить только высокооборотные направления деятельности, а финансирование рассчитанных на длительный срок инфраструктурных проектов практически приостановлено. В результате, утверждают игроки отрасли, БВУ вынуждены позиционироваться главным образом в сегменте малого и среднего бизнеса, что приводит к искусственно созданным ограничениям и не позволяет банкам сбалансировать кредитный портфель по срокам и направлениям деятельности.

    В сложившейся обстановке средние и крупные компании, реализующие среднесрочные и долгосрочные проекты, вынуждены представлять в банки формальный пакет документов, удовлетворяющий требованиям краткосрочности, и заведомо нереальные по временным параметрам бизнес-планы. В результате вопрос о рефинансировании под другие залоги и ставки компании вынуждены поднимать меньше, чем через год. «Мне известен случай, когда одна компания два года назад взяла инвестиционный кредит, подготовила под него пакет документов и бизнес-план. На протяжении двух лет ни один документ не претерпел изменений, наступил кризис, а финансирование так и продолжает осуществляться на прежних условиях. Представители компании признают, что цели и сроки проекта давно поменялись, но на бумаге не изменилось ничего, поскольку любое изменение повлечет за собой как минимум прекращение финансирования. Финансовые институты, призванные двигать экономику страны, из-за отсутствия действенной методики проектного управления фактически выполняют функцию институтов развития и не рассматривают вопросы среднесрочного и долгосрочного финансирования. Компании не могут реализовывать инфраструктурные проекты, и образуется замкнутый круг», — выражает мнение ряда игроков отрасли представитель «КазТрансКома». Опыт данной компании показал, что внедрение системы проектного управления может быть успешным — на протяжении пяти лет «КазТрансКом» выступает подрядчиком компании Agip KCO, и за это время со стороны заказчика не поступило ни одного нарекания.

    На взгляд г-на Артыкбаева, было бы логично создать при финансовых институтах центры проектного финансирования и возложить на них обязанности по обеспечению управления проектным финансированием. Данная мера позволит показать действенность такого подхода в обеспечении управляемости краткосрочным финансированием. «Мировая практика свидетельствует, что во всех солидных банках существуют проектные офисы, осуществляющие управление не текущими, а крупными проектами. Однако для достижения конкурентоспособной эффективности одного проектного управления мало. Весь мир осуществляет эффективное управление через соответствующие IT-системы, интегрирующие финансовую, инвестиционную и проектную составляющую, текущую операционную деятельность. Такие системы предлагают SAP, Oracle, и сегодня несколько казахстанских национальных компаний подходят к их внедрению, но пока мы в этом отношении неконкурентоспособны по сравнению с партнерами из других стран», — утверждает директор компании «Софтпромпроект» Владимир Затолокин.

    Как отмечают участники рынка, в более долгосрочной перспективе хотелось бы обеспечить системный подход к внедрению проектного финансирования, привлекая к этой работе заинтересованные компании, уполномоченные госорганы и другие компетентные структуры. Данный вопрос следует рассматривать как через призму дифференциации кредитной политики банков второго уровня, так и с точки зрения дифференциации самих БВУ. Не исключено, что выходом из положения станет создание отраслевых банков, в которых будет работать штат компетентных специалистов, осознающих важность телекоммуникационной отрасли и нюансы характерных для нее инфраструктурных проектов. Есть надежда, что результатом внедрения в практику такого подхода станет развитие компаний, обеспечение устойчивости финансовых институтов и в конечном счете — развитие экономики страны.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии