Пролетарии, connect!
Цены на услуги связи в Казахстане постепенно снижаются. Обзор рынка.
Цены на услуги связи в Казахстане постепенно снижаются. А уровень качества, напротив, растет. Но если кто имеет возможность сравнивать с ценами и качеством телекоммуникаций, скажем, в Европе, понимают — не так уж и снижаются, не так уж и растет.
Знакомые спецы, пытаясь перевести со своего языка на общедоступный, объяснили это примерно так. Наш рынок, как большое дерево. «Казахтелеком» — это ствол, остальные — веточки, так или иначе от него зависимые технически или юридически. Поэтому, несмотря на текущую либерализацию, правила игры в основном определяет ведущий оператор. Хотя, конечно, не все зависит от недавнего монополиста.
По результатам исследования, которое провело агентство «Комкон-2 Евразия» по заказу «Казахтелекома», общий объем телекоммуникационного рынка (имеется в виду объем доходов) в 2005 году вырос почти на треть и составил 205 млрд. тенге. Из них 99,4 млрд. (49%) заработал оператор номер один, получив чистую прибыль в размере 34,7 млрд. тенге против прошлогодних 26,9 млрд.
Кстати, за последний год доля «Казахтелекома» на местном рынке не только не снизилась, но и увеличилась во всех сегментах, где он напрямую представлен. Он рос быстрее, чем все остальные компании, вместе взятые (вряд ли их можно сейчас называть конкурентами «Казахтелекому»). Особенно активен лидер был в сегменте интернет-услуг. Если в среднем по стране трафик в сети увеличился на 37%, то по «Казахтелекому» рост составил все 53%.
Большую часть доходов «Казахтелекома» абоненты наговаривают по обычным домашним и офисным телефонам. Хотя за последние два года появились 6 новых операторов ММТС, были снижены тарифы на межгород и шаг биллинга сократился с 1 минуты до 10 секунд, доход ведущего оператора от этого бизнеса не уменьшается. Учитывая низкий уровень сельской телефонизации и все еще высокие тарифы на услуги мобильной связи, фиксированная телефония имеет высокий рыночный потенциал. Если в развитых странах она растет в лучшем случае на 5% в год, то у нас — на 15%.
Вторая по величине статья доходов — услуги другим операторам связи (см. выше о дереве и ветках) — 23%. Интернет пока занимает скромное третье место — 6,2%, но, по оценкам «Казахтелекома», имеет «наибольший потенциал проникновения». Мобильной связи в структуре доходов «Казахтелекома» за 2005 год нет, хотя он является одним из владельцев компании GSM Kazahstan. Между тем мобильная телефония сейчас является основным сегментом телекоммуникационного рынка (пожалуйста, диаграмма №5). И в начале 2006 года ведущий оператор объявил о покупке 100% акций «Мобайл Телеком Сервис» и 50% акций «Алтел» (остальные 50% у него уже есть). Кроме того, «Казахтелеком» покупает 54% акций крупного интернет-провайдера «Нурсат» в дополнение к своему пакету в 41,25%. Таким образом, он получает полный контроль над этими компаниями, планируя понести затраты в размере не более 220 млн. долларов.
Число выданных лицензий на предоставление различных услуг связи уже перевалило за тысячу. Но более 90% рынка контролируются первой десяткой операторов.
В следующем году, как обещает правительство и операторы, нас ждет только приятное — снижение тарифов по всем фронтам и улучшение качества услуг. На совещании в середине апреля премьер поручил антимонопольному ведомству организовать поэтапное снижение тарифов на междугородные и международные переговоры сначала на 15%, а потом на 20%. Хотя ранее Агентство по информатизации и связи (АИС) прогнозировало удешевление этого вида связи только на 12%. Интернет в течение года станет дешевле на 50% (в первом полугодии на 25% и во втором на столько же). А сотовая связь — еще непонятно на сколько, но тоже должна подешеветь. Известно, что к 2008 году стоимость одной минуты разговора снизится с сегодняшних $0,25 до предположительно $0,9. Кроме того, вскоре на 15% сократятся тарифы на звонки со стационарного телефона на мобильный.
Одна из главных причин, по которым связь станет дешевле, это то, что операторы получат подключение друг к другу, минуя «Казахтелеком» (это
Междугородные и международные переговоры также обещают подешеветь в связи с планируемым (теперь уже на июнь) запуском первого казахстанского спутника связи KazSat и увеличением числа соответствующих каналов связи. Кроме того, благоприятно сказаться на ценах должно и ожидаемое снижение для операторов платы за право предоставления услуг «межгорода».
Из приятного можно ожидать и улучшения качества сервиса.
На запрос в «Казахтелеком» о том, какие критерии качества услуг существуют на телекоммуникационном рынке, нам ответили, что оборудование у всех операторов по большому счету одинаковое. Поэтому главная борьба за клиента разворачивается не на уровне производства услуг, а на уровне сервиса. Успех сегодня зависит от потребительских качеств услуги, от клиентоориентированности компании.
Основные принципы здесь формулируются очень просто:
— Доступность.
— Быстродействие.
— Бесперебойность.
— Готовность (надежность).
— Качество обслуживания (при взаимодействии с персоналом).
Но достижение этих простых характеристик потребует еще много времени, денег и человеческих сил.
Доля рынка «Казахтелекома» в
Всего — 81,9% (2004 г.), 83,9% (2005 г.)
Фиксированная телефония — 89,7% (2004), 90,3% (2005)
Частные линии (аренда каналов) — 69,8% (2004), 73,1% (2005)
Интернет — 55,7% (2004), 61,6% (2005)
Услуги операторам — 93,7% (2004), 94,5% (2005)
Более 90% всего рынка сконцентрировано в рамках «первой десятки» операторов:
Фиксированная телефония — «Казахтелеком», Казтранском, Транстелеком, DUCAT (Арна),
Мобильная связь — K’Cell («GSM Казахстан»), K’Mobile
Передача данных и интернет — «Казахтелеком», «Нурсат», DUCAT (Арна), Казтранском, Транстелеком, Astel,
Услуги операторам — «Казахтелеком», «Нурсат», Golden-telecom, Казтранском (Транстелеком), Astel,
Услуги кабельного ТВ —
Другие услуги (техническая эксплуатация, интеграция, оборудование и т.п.) — Казтранском (Транстелеком), Astel,
Структура услуг АО «Казахтелеком» (доля услуг в общем объеме доходов):
Все основные услуги голосовой телефонии (местная, международная, междугородная) — 63,5%
Телеграф и телекс — 0,3%
Услуги сетей передачи данных, доступа к интернет — 6,2%
Аренда каналов — 2,1%
Услуги спутниковой сети «Кулан» — 0,3%
Услуги телефонной бизнес-сети
Интеллектуальная сеть — 0,4%
Услуги универсальных таксофонов — 0,9%
Проводное радиовещание — 0,1%
Платные справочно-информационные услуги — 0,5%
Услуги другим операторам связи — 23,1%
Прочие услуги — 0,4%
Структура рынка телекоммуникаций в
Фиксированная телефония — 37,1% (2004 г.), 33,2% (2005 г.)
Мобильная связь — 36,7% (2004), 40,5% (2005)
Передача данных и интернет — 9,3% (2004), 10% (2005)
Услуги операторов — 12,2% (2004), 12,2% (2005)
Темпы роста телекоммуникаций в 2005 году:
IP-телефония — 41%
Мобильная телефония — 40%
Интернет — 39%
Услуги операторам — 38%
Платное ТВ — 37%
Частные линии — 35%
Фиксированная телефония — 15%
Комментарии