Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Интернет-базар

    Процесс развития казахстанской интернет-торговли.

    10 марта 2009 19:31, Данияр Сабитов, Континент
    Рубрики: Рынок, Интернет

    В предновогодние дни интернет-магазин Amazon.com поставил очередной рекорд продаж. Только за один день 15 декабря прошлого года магазин принял 6,3 млн. заказов. Другими словами, продажи шли со скоростью 73 предмета в секунду. Одна из причин небывалой активности — желание людей сэкономить в условиях кризиса, ведь через интернет можно купить дешевле, нежели в обыкновенном супермаркете. Хотя казахстанская интернет-торговля находится на стадии становления, тем не менее, процесс развития налицо.

    Самое трудное — начать

    Впервые идея торговать через Всемирную сеть появилась в США в начале 90-х годов прошлого столетия. Правда, на первых порах через интернет продавали только программное обеспечение для компьютеров, так как товар можно без проблем отправлять тем же путем, каким и пришел заказ. Но затем этого показалось мало, и постепенно начали появляться торговые ресурсы, предлагающие покупателям широкий ассортимент товаров. Американцы приняли новый вид торговли довольно быстро, поскольку к тому времени в обществе была крепко привита культура покупок по каталогам. Поэтому когда технологии дошли до определенного уровня, предприимчивые бизнесмены просто перенесли принцип продаж по каталогам в интернете. Сейчас в мире насчитывается 875 миллионов активных онлайн-покупателей. Причем основная доля, естественно, приходится на развитые страны. Ведь там, в Сети, можно купить все что угодно. В России удастся приобрести гораздо меньший ассортимент. А что можно купить в Казахстане?

    В нашей стране электронная коммерция появилась позже, чем в России, Украине и Беларуси. Можно сказать, что первые виртуальные магазины открылись лет семь-восемь назад. Например, в 2006 году интернет-обозреватель казахстанского сегмента Глобальной сети (Казнет) Александр Ляхов предположил, что их число не более двадцати. Сейчас их количество в несколько раз больше. Убедиться в этом можно, вписав в поисковик Google набор слов «интернет-магазин Казахстан». Откроется множество страниц, удовлетворяющих запросу, и окажется, что число казахстанских сайтов перевалило за сотню. Конечно, развитие налицо, но этот показатель кажется ничтожным, если сравнить его с российским. В соседней стране работает порядка пяти тысяч коммерческих сайтов.

    Торговля в Сети у нас до сих пор находится в стадии становления. На это есть ряд причин, причем каждую из них можно полноправно назвать ключевой. Так, сильным тормозом является менталитет. Уровень доверия к таким магазинам невелик, ведь казахстанцы еще не привыкли производить безналичный расчет (да и вообще уровень компьютерной грамотности по-прежнему остается низким). Электронные деньги, платежные карты и прочее — такие методы оплаты отпугивают. «А если магазина не существует? А вдруг это мошенники? А что, если хакеры взломают систему сайта?», — это лишь малая часть вопросов, возникающих у потенциальных покупателей. Кто на них должен отвечать? Теоретически, сами торговые сайты. Но один из минусов их работы заключается в том, что они мало внимания уделяют «ликбезу», который устранил бы самые распространенные стереотипы и страхи. Они не воспитывают новую культуру покупок, надеясь, видимо, что все встанет на свои места само собой.

    Возможно, они не берутся за массовую пропаганду своих услуг, так как опасаются напрасной траты денег. Игорь Гуторов, директор Instore.kz (одного из первых магазинов, работающих в Казнете), поделился своим мнением: «Количество клиентов, безусловно, растет. Но не нужно думать, что главная препона на пути массовых онлайн-покупок в Казахстане — это страх перед чем-то новым. Нет, самый главный тормоз — это низкое количество пользователей. У нас просто-напросто мало тех, кто имеет выход в интернет. Если бы «Казахтелеком» снизил тарифы на эти услуги, то количество наших заказчиков увеличилось бы на порядок». Низкая компьютеризация населения действительно мешает электронному бизнесу. Поэтому многие, особенно молодые магазины, и не стараются рекламировать себя обычным способом — на рекламных щитах, по телевидению, в газетах и журналах (конечно, если не считать граффити на заборах, окружающих стройки. Как это делал, скажем, ресурс Sosklada.kz). Они концентрируются на целевой аудитории — на тех, кто бороздит просторы «веб-пространства». Поэтому чаще они рассказывают о себе с помощью контекстной рекламы (скажем, реклама ювелирного магазина появляется только на женских форумах, на сайтах о драгоценностях, а не на страницах о подводном плавании) и баннеров. Другими словами, информацию о магазине видят только те, кто имеет доступ к интернету, является потенциальным клиентом, а не широкие массы, которые все равно такими услугами воспользоваться не смогут. Так зачем тратить на них лишние деньги?

    Нельзя обойти вниманием и такую проблему, как несовершенство платежной системы. Механизм по оплате в Сети фактически отсутствует, а значит, теряется главная прелесть онлайн-покупки — приобрести все что угодно, не выходя из дома, не получится. Конечно, первопроходцы отечественной интернет-коммерции ищут пути выхода. Так, компания Intermarket.kz предлагает два варианта оплаты. Для физических лиц предусмотрена оплата наличными курьеру, привезшему заказ, а для юридических предполагается перевод средств на банковские реквизиты компании. Но, согласитесь, это далеко не та модель интернет-торговли, к которой нужно стремиться. В идеале должна существовать система оплаты посредством кредитной карты, но она пока не работает. Конечно, «Казкоммерцбанк» давно предложил торговым ресурсам свои услуги. Был создан супермаркет Homeshop.kz, на котором расположены ссылки на ресурсы, принявшие систему этого банка. Таких пока 35. Другими словами, клиенты 35 магазинов могут расплатиться кредитной картой, либо дебетной карточкой, эмитированной в «Казкоме». Получается, что воспользоваться услугами торгового сайта без проблем могут лишь клиенты этого банка, ведь кредитные карты, такие как Visa Classic, Visa Gold и MasterCard, есть не у многих.

    Почему эту систему внедрил только «Казком», непонятно. Видимо, другие банки считают ее не особо выгодной. Возможно, из-за незначительного денежного потока, идущего через такие магазины. Хотя, с другой стороны, банк имеет прямой интерес. Нам рассказали, что после произведенной клиентом оплаты «Казком» замораживает деньги на счете на два месяца. Понятно, что в это время средства находятся в его обороте. А магазинам же, особенно торгующим дорогими вещами, это невыгодно. Ведь они лишаются возможности получить деньги за доставленный товар сразу.

    Другой вариант — это оплата электронными деньгами, например Webmoney. Эксперты, к которым мы обратились, отметили, что для казахстанцев пользоваться wmz (так сокращенно называется интернет-валюта) невыгодно. Дело в том, что 1 wmz теоретически должен быть эквивалентен 1 доллару США, но на самом деле виртуальные деньги продаются дороже казахстанского курса, а значит, покупатель вынужден заплатить больше той суммы, на которую он рассчитывал изначально.

    Также к перечню проблем следует приписать и сложности курьерской доставки. В развитых странах такой трудности нет, ведь в истории их торговли долгое время существовал такой феномен, как торговля по каталогам, различные формы «магазинов на диване» и прочее. Именно такие компании и создали там разветвленную и развитую сеть доставки. У нас же такого опыта не было. К тому же нельзя пренебрегать огромными расстояниями между малочисленными населенными пунктами. Именно отдаленные регионы в конечном итоге и проигрывают. Из-за слабого сервиса доставки их жителям приходится платить дороже, ведь пересылка заказа почтой стоит дороже, чем посредством курьера.

    Эти проблемы можно объяснить лишь тем, что отечественная интернет-коммерция делает свои первые шаги. Все эксперты уверены, что интернет-магазины ждет огромное будущее, но когда это случится, никто сказать не может. Вот такое сочетание мощного потенциала и слабых стартовых позиций привело к тому, что мало кто в Казахстане относится к свому веб-проекту как к основному источнику дохода. Можно с уверенностью сказать, что большинство владельцев, открывших виртуальную торговую точку, в реальной жизни имеют настоящий бизнес. Дело, которое действительно приносит стабильный доход. Другими словами, многие интернет-магазины открыты «на всякий случай». Мол, начнется массовая интернетизация — а они уже здесь, имеют опыт, нишу и наработанную клиентскую базу. Вот что рассказал нам генеральный директор торгово-информационного портала Intermarket.kz Владимир Мосин: «Вообще мой основной бизнес связан с изготовлением и продажей мебели, но три года назад мы задумались о создании интернет-магазина, который позволял бы продавать не только мебель и встраиваемую технику, но и электронику. Два года вели подготовительную работу, создавали сайт, разрабатывали административную часть, продумывали бизнес-процессы и т. д. Официально же магазин работает один год. За этот период мы отмечаем рост количества клиентов. По нашим прогнозам, года через два 25–30 процентов интернет-пользователей Казахстана будут совершать покупки в Сети».

    Также существует практика, когда интернет-магазин становится просто продолжением «реального» бизнеса. За счет пользователей Всемирной паутины многие предприниматели просто расширяют рынки сбыта. Например, «Планета электроники», «Евросеть», сеть книжных магазинов «Экономик’с» и многие другие компании имеют свои торговые сайты. Такие веб-проекты работают стабильно, потому что имеют крепкую основу. Но не они — будущее казахстанского виртуального бизнеса, поскольку являются всего лишь вспомогательным приложением основного предприятия. Владельцы не особо переживают за усовершенствование ресурса, ведь он дает им второстепенный, а не основной заработок. Но пока пользователей Казнета не так много, магазины, существующие исключительно в Сети, проигрывают, а потому и закрываются с той же скоростью, что и открываются. Интересно, что многие «погибшие» сайты изначально создавались исключительно из любопытства. Ну или из-за непрофессионализма — как в области техники, так и экономики. Правда, судить строго таких любителей нельзя, ведь для их появления как будто созданы все условия. Существуют множество сайтов, на которых можно совершенно бесплатно создать собственный магазин, при этом на его страницах прилагается готовая база поставщиков. В общем, пара щелчков мышью, несколько минут ожидания — и магазин готов. Именно такие ресурсы прекращают свое существование быстрее всего. Своей ненадежностью они подрывают доверие к любому магазину, работающему в Сети. Покупателя понять можно: зачем ему делать заказ на сайте, который завтра может просто исчезнуть?

    Свободные ниши

    Многие действительно наивно полагают, что открыть интернет-магазин очень просто. На самом деле это далеко не так. Если учредители хотят создать стоящий проект, в него нужно вложить достаточное количество средств. Игорь Гуторов в разговоре с нами отметил, что электронный бизнес окупается достаточно долго. Так, если Instore.kz открылся в 2005 году, то первые три года ушли на погашение первоначальных вложений. Получается, что только сейчас владелец начинает получать чистую прибыль. Отметим, что первое капиталовложение — это затраты на разработку сайта. У большинства магазинов страдает именно техническая сторона, так как их хозяева пытаются сэкономить. А это в корне неверно. Чтобы интернет-магазин был надежен, необходим качественный «движок», то есть совокупность инструментов, программного обеспечения и механизмов, которые заставляют сайт работать. На просторах интернета существует множество бесплатных «движков», шаблонных сайтов, которые ложатся в основу магазина — вот они-то и пользуются огромным спросом среди неопытных интернет-коммерсантов. Но проблема в том, что бесплатные программы очень легко взломать. Если же относиться к магазину ответственно, то нужно отнестись к финансированию сайта серьезно. Эксперты отмечают, что за разработку хорошего «движка» казахстанские IT-компании могут попросить около 15 тысяч долларов. Но финансирование проекта на этом не заканчивается. Владимир Мосин прокомментировал эту мысль следующим образом: «Несмотря на то, что наш магазин уже работает, мы по-прежнему ищем инвестора, который мог бы вложить в дело порядка полумиллиона долларов, так как у нас в планах создание масштабного интернет-магазина».

    Но между тем есть и такие проекты, которые работают самостоятельно, без какой-либо поддержки. Александр Соколов, директор магазина Flip.kz, утверждает, что этот сайт — его единственная работа: «Наш ресурс функционирует год и четыре месяца, причем это основной источник дохода. Наша главная деятельность — это продажа книг, хотя занимаемся и видеопродукцией и программами. Думаем, нам удастся многое сделать, тем более что обычные книжные магазины не особо эффективны. Конечно, у нас достаточно конкурентов, хотя новые игроки появляются нечасто. Чаще всего такими магазинами занимается молодежь, у которой нет инвестиций. А ведь для создания хорошего магазина требуется минимум сто тысяч долларов. Мы же в течение года до открытия магазина создавали собственный »движок«, затем за полгода наполнили «полки» магазина 15 тысячами наименований товаров». Александр также рассказал нам о своих наблюдениях, на основании которых можно судить о работе магазинов вообще. Первое замечание можно даже расценивать в качестве совета начинающим бизнес во Всемирной паутине. Практика показывает, что эффективнее всего работают те ресурсы, которые решили занять определенную нишу. В проигрыше оказываются сайты, которые позиционируют себя в качестве универсальных магазинов. Продажа разнообразных товаров — это никому не нужные лишние хлопоты. Согласитесь, доставить книги — это одно, а холодильник — совсем другое. Другими словами, нельзя объять необъятное, поэтому лучше всего работать в узкой сфере.

    Также в беседе с директором Flip.kz проявился примерный портрет казахстанского интернет-покупателя. Это молодой человек, либо человек среднего возраста со средним достатком и выше. В большинстве случаев — это житель большого города. Так, на Алматы приходится порядка 25–28 процентов заказов Flip.kz, на Астану — 13–15,  в Караганде продается около 15 процентов товаров. В этих городах существует курьерская доставка, а вот там где ее нет, первое место по числу продаж занимает Атырауский регион. Александр отметил, что продажи в Алматы велики, несмотря на то что цены в его магазине выше, чем на алматинских книжных прилавках. Но зато на сайте можно выбрать то, что нужно из огромного количества наименований. Ведь ассортимент в книжных магазинах определяется количеством места для книг. И если его недостаточно, владельцы завозят на полки лишь самый ходовой товар, а научная или специализированная литература остается не у дел. Тогда как интернет-магазин рамками не стеснен. Поэтому книгу А. Торкунова «Россия и Корея» в интернете купить можно, а в книжном — даже самом большом — нельзя. Нужно отметить, что велика доля продаж в регионах, ведь в отдаленных населенных пунктах литературу найти и вовсе невозможно, а здесь представляется возможность получить любое наименование книг на дом. Динамика продаж этого магазина, как оказалось, подвержена сезонности. Например, летом роста практически не было, а вот в ноябре показатели увеличились. В декабре-январе магазину удалось выполнить около 700 заказов. В среднем же, как отмечает Александр, оборот магазина составляет примерно три миллиона тенге в месяц.

    Почему же в условиях кризиса число покупателей непривычного для нас формата торговли растет, тогда как обыкновенные магазины фиксируют падение продаж? На этот вопрос может ответить директор российского магазина Neozon.ru Михаил Зинченко, который в одном из своих интервью заявил, что большинство покупателей, поменявших место покупок с офлайна на онлайн, ищут прежде всего низкие цены. В то время как удобство покупки — это лишь миф, так как «на деле практически никто не может доставить в срок». Действительно, электронный магазин может предложить более низкие цены, ведь у него нет затрат ни на склады, ни на аренду/покупку помещения, ни на большой штат работников. Даже за коммунальные услуги платить не нужно. Также товары доставляются непосредственно от самих поставщиков, без посредников. Поэтому и цены здесь ниже. Своим опытом поделился Владимир Мосин: «В интернет-магазинах товары и услуги дешевле, чем в обычных. Хотя, конечно, есть свои нюансы. Скажем, существуют поставщики, которые ведут свою ценовую политику. Они требуют, чтобы во всех магазинах их продукция продавалась по примерно одной цене — цена на товары от таких фирм практически не отличается ни в Сети, ни в обыкновенных маркетах. Но таких компаний не так много. Например, фирменные телефоны Nokia продаются по одинаковой цене как у нас, так и в обычных точках продаж. А вот пылесосы компании Thomas стоят по-разному. Вообще нужно отметить, что в интернете выгодно покупать крупные и дорогие товары. Чем выше стоимость покупки, тем сильнее ощущается разница в цене. Возьмем, к примеру, холодильник LG. В обычных магазинах он стоит примерно 155 тысяч, а у нас его можно заказать за 143–145 тысяч тенге». Логичным кажется заключение аналитиков, что более низкие цены интернет-магазинов могут способствовать росту товарооборота, даже несмотря на кризис. В подтверждение этих слов можно привести комментарий представителя одного из казахстанских веб-магазинов. Он отметил, что если в августе оборот составил полмиллиона тенге, то в последний месяц он достиг порядка полутора миллионов.

    Любопытно, что в России в сфере бытовой и электронной техники наблюдается так называемая «совершенная конкуренция», то есть покупателей и продавцов так много, что никто не может в отдельности сильно повлиять на цену. Поэтому в российских интернет-магазинах (особенно начинающих), специализирующихся на этой сфере товаров, накрутка устанавливается по возможности минимальная, чтобы выиграть не на цене, а на количестве оборотов. В Казахстане ситуация пока иная.

    Кроме обычных магазинов покупатели в погоне за ценой все чаще обращаются к интернет-комиссионкам, то есть сайтам, на которых представлена информация о продаже б/у вещей. Первое, что приходит в голову, это сайт газеты «Из рук в руки». Но это не лучший вариант, так как система поиска очень сложная. Большей популярностью пользуются специализированные ресурсы. Например, сайт бесплатных объявлений Slando.kz, где помимо заметок о продаже автомобилей и недвижимости есть рубрика «Купля-продажа». Рост объявлений отмечают на «Центральной барахолке» форума «Центр тяжести» (раздел так и называется). Здесь можно найти все что угодно — от советских проигрывателей пластинок до пиратских копий популярных сериалов. Причем цены последних для многих имеют важнейшее значение, ведь продавцы таких дисков предлагают записать целый сезон популярного сериала всего за 500 тенге. Между тем в Сети существует несколько сайтов-магазинов, предлагающих те же услуги, но уже с доставкой дисков на дом.

    Оригинальной формой интернет-торговли является ресурс Agora.kz, который совмещает продажу как подержанных так и новых вещей. Как отмечает его глава Мэлс Исмаилов, это электронная торговая площадка для ведения бизнеса, которая появилась в 2004 году. Несмотря на то, что ресурс называется интернет-аукционом, его работа предполагает «все формы торговли, придуманные когда-либо человечеством». «Образно говоря, Agora.kz является зданием огромного торгового комплекса, в котором размещено бесконечное множество бутиков. Любой желающий — будь то физическое или юридическое лицо — может открыть свою точку продаж. Сейчас на сайте зарегистрировано 2600 продавцов. Каждый из них может выставить все что угодно, лишь бы его товар или услуги не противоречили законодательству. Уникальность ресурса заключается в том, что существует возможность продажи любым способом — от бартера до аукциона, когда товар получает предложивший наибольшую за него ставку. Проект является бесплатным. Дело в том (мы надеемся), что в будущем нам удастся начать зарабатывать на размещении рекламы. Но пока ресурс не особо активен — в день на сайт стабильно заходят около 100–200 человек. Когда количество продавцов вырастет до десяти тысяч, а количество просмотров страницы — до тысячи в день, тогда можно будет задумываться и о рекламе, а пока сайт существует лишь на нашем энтузиазме».

    Интернет-торговля может быть очень разной. Объединяет разные форматы лишь то, что они создают в Казахстане новое экономическое мышление. Новая культура торговых отношений, тесно связанная с технологиями, позволяет взглянуть на многие обыкновенные вещи по-новому. Несмотря на то, что количество проблем Казнета в целом и казахстанской интернет-торговли в частности чрезвычайно велико (можно было бы рассказать о качестве обслуживания, нюансах доставки, юридической стороне дела, зарубежном опыте и многое другое), первые шаги сделаны. Экономическая состоятельность подобной торговли в Казахстане доказана, а значит, в скором времени на суд покупателя предстанет множество новых проектов. Был бы интернет, а магазин приложится.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии