Интернет-базар
Процесс развития казахстанской интернет-торговли.
В предновогодние дни интернет-магазин Amazon.com поставил очередной рекорд продаж. Только за один день 15 декабря прошлого года магазин принял 6,3 млн. заказов. Другими словами, продажи шли со скоростью 73 предмета в секунду. Одна из причин небывалой активности — желание людей сэкономить в условиях кризиса, ведь через интернет можно купить дешевле, нежели в обыкновенном супермаркете. Хотя казахстанская интернет-торговля находится на стадии становления, тем не менее, процесс развития налицо.
Самое трудное — начать
Впервые идея торговать через Всемирную сеть появилась в США в начале
В нашей стране электронная коммерция появилась позже, чем в России, Украине и Беларуси. Можно сказать, что первые виртуальные магазины открылись лет семь-восемь назад. Например, в 2006 году интернет-обозреватель казахстанского сегмента Глобальной сети (Казнет) Александр Ляхов предположил, что их число не более двадцати. Сейчас их количество в несколько раз больше. Убедиться в этом можно, вписав в поисковик Google набор слов «интернет-магазин Казахстан». Откроется множество страниц, удовлетворяющих запросу, и окажется, что число казахстанских сайтов перевалило за сотню. Конечно, развитие налицо, но этот показатель кажется ничтожным, если сравнить его с российским. В соседней стране работает порядка пяти тысяч коммерческих сайтов.
Торговля в Сети у нас до сих пор находится в стадии становления. На это есть ряд причин, причем каждую из них можно полноправно назвать ключевой. Так, сильным тормозом является менталитет. Уровень доверия к таким магазинам невелик, ведь казахстанцы еще не привыкли производить безналичный расчет (да и вообще уровень компьютерной грамотности
Возможно, они не берутся за массовую пропаганду своих услуг, так как опасаются напрасной траты денег. Игорь Гуторов, директор Instore.kz (одного из первых магазинов, работающих в Казнете), поделился своим мнением: «Количество клиентов, безусловно, растет. Но не нужно думать, что главная препона на пути массовых онлайн-покупок в Казахстане — это страх перед
Нельзя обойти вниманием и такую проблему, как несовершенство платежной системы. Механизм по оплате в Сети фактически отсутствует, а значит, теряется главная прелесть онлайн-покупки — приобрести все что угодно, не выходя из дома, не получится. Конечно, первопроходцы отечественной интернет-коммерции ищут пути выхода. Так, компания Intermarket.kz предлагает два варианта оплаты. Для физических лиц предусмотрена оплата наличными курьеру, привезшему заказ, а для юридических предполагается перевод средств на банковские реквизиты компании. Но, согласитесь, это далеко не та модель интернет-торговли, к которой нужно стремиться. В идеале должна существовать система оплаты посредством кредитной карты, но она пока не работает. Конечно, «Казкоммерцбанк» давно предложил торговым ресурсам свои услуги. Был создан супермаркет Homeshop.kz, на котором расположены ссылки на ресурсы, принявшие систему этого банка. Таких пока 35. Другими словами, клиенты 35 магазинов могут расплатиться кредитной картой, либо дебетной карточкой, эмитированной в «Казкоме». Получается, что воспользоваться услугами торгового сайта без проблем могут лишь клиенты этого банка, ведь кредитные карты, такие как Visa Classic, Visa Gold и MasterCard, есть не у многих.
Почему эту систему внедрил только «Казком», непонятно. Видимо, другие банки считают ее не особо выгодной. Возможно,
Другой вариант — это оплата электронными деньгами, например Webmoney. Эксперты, к которым мы обратились, отметили, что для казахстанцев пользоваться wmz (так сокращенно называется интернет-валюта) невыгодно. Дело в том, что 1 wmz теоретически должен быть эквивалентен 1 доллару США, но на самом деле виртуальные деньги продаются дороже казахстанского курса, а значит, покупатель вынужден заплатить больше той суммы, на которую он рассчитывал изначально.
Также к перечню проблем следует приписать и сложности курьерской доставки. В развитых странах такой трудности нет, ведь в истории их торговли долгое время существовал такой феномен, как торговля по каталогам, различные формы «магазинов на диване» и прочее. Именно такие компании и создали там разветвленную и развитую сеть доставки. У нас же такого опыта не было. К тому же нельзя пренебрегать огромными расстояниями между малочисленными населенными пунктами. Именно отдаленные регионы в конечном итоге и проигрывают.
Эти проблемы можно объяснить лишь тем, что отечественная интернет-коммерция делает свои первые шаги. Все эксперты уверены, что интернет-магазины ждет огромное будущее, но когда это случится, никто сказать не может. Вот такое сочетание мощного потенциала и слабых стартовых позиций привело к тому, что мало кто в Казахстане относится к свому
Также существует практика, когда интернет-магазин становится просто продолжением «реального» бизнеса. За счет пользователей Всемирной паутины многие предприниматели просто расширяют рынки сбыта. Например, «Планета электроники», «Евросеть», сеть книжных магазинов «Экономик’с» и многие другие компании имеют свои торговые сайты. Такие
Свободные ниши
Многие действительно наивно полагают, что открыть интернет-магазин очень просто. На самом деле это далеко не так. Если учредители хотят создать стоящий проект, в него нужно вложить достаточное количество средств. Игорь Гуторов в разговоре с нами отметил, что электронный бизнес окупается достаточно долго. Так, если Instore.kz открылся в 2005 году, то первые три года ушли на погашение первоначальных вложений. Получается, что только сейчас владелец начинает получать чистую прибыль. Отметим, что первое капиталовложение — это затраты на разработку сайта. У большинства магазинов страдает именно техническая сторона, так как их хозяева пытаются сэкономить. А это в корне неверно. Чтобы интернет-магазин был надежен, необходим качественный «движок», то есть совокупность инструментов, программного обеспечения и механизмов, которые заставляют сайт работать. На просторах интернета существует множество бесплатных «движков», шаблонных сайтов, которые ложатся в основу магазина — вот
Но между тем есть и такие проекты, которые работают самостоятельно, без какой-либо поддержки. Александр Соколов, директор магазина Flip.kz, утверждает, что этот сайт — его единственная работа: «Наш ресурс функционирует год и четыре месяца, причем это основной источник дохода. Наша главная деятельность — это продажа книг, хотя занимаемся и видеопродукцией и программами. Думаем, нам удастся многое сделать, тем более что обычные книжные магазины не особо эффективны. Конечно, у нас достаточно конкурентов, хотя новые игроки появляются нечасто. Чаще всего такими магазинами занимается молодежь, у которой нет инвестиций. А ведь для создания хорошего магазина требуется минимум сто тысяч долларов. Мы же в течение года до открытия магазина создавали собственный »движок«, затем за полгода наполнили «полки» магазина 15 тысячами наименований товаров». Александр также рассказал нам о своих наблюдениях, на основании которых можно судить о работе магазинов вообще. Первое замечание можно даже расценивать в качестве совета начинающим бизнес во Всемирной паутине. Практика показывает, что эффективнее всего работают те ресурсы, которые решили занять определенную нишу. В проигрыше оказываются сайты, которые позиционируют себя в качестве универсальных магазинов. Продажа разнообразных товаров — это никому не нужные лишние хлопоты. Согласитесь, доставить книги — это одно, а холодильник — совсем другое. Другими словами, нельзя объять необъятное, поэтому лучше всего работать в узкой сфере.
Также в беседе с директором Flip.kz проявился примерный портрет казахстанского интернет-покупателя. Это молодой человек, либо человек среднего возраста со средним достатком и выше. В большинстве случаев — это житель большого города. Так, на Алматы приходится порядка
Почему же в условиях кризиса число покупателей непривычного для нас формата торговли растет, тогда как обыкновенные магазины фиксируют падение продаж? На этот вопрос может ответить директор российского магазина Neozon.ru Михаил Зинченко, который в одном из своих интервью заявил, что большинство покупателей, поменявших место покупок с офлайна на онлайн, ищут прежде всего низкие цены. В то время как удобство покупки — это лишь миф, так как «на деле практически никто не может доставить в срок». Действительно, электронный магазин может предложить более низкие цены, ведь у него нет затрат ни на склады, ни на аренду/покупку помещения, ни на большой штат работников. Даже за коммунальные услуги платить не нужно. Также товары доставляются непосредственно от самих поставщиков, без посредников. Поэтому и цены здесь ниже. Своим опытом поделился Владимир Мосин: «В интернет-магазинах товары и услуги дешевле, чем в обычных. Хотя, конечно, есть свои нюансы. Скажем, существуют поставщики, которые ведут свою ценовую политику. Они требуют, чтобы во всех магазинах их продукция продавалась по примерно одной цене — цена на товары от таких фирм практически не отличается ни в Сети, ни в обыкновенных маркетах. Но таких компаний не так много. Например, фирменные телефоны Nokia продаются по одинаковой цене как у нас, так и в обычных точках продаж. А вот пылесосы компании Thomas стоят
Любопытно, что в России в сфере бытовой и электронной техники наблюдается так называемая «совершенная конкуренция», то есть покупателей и продавцов так много, что никто не может в отдельности сильно повлиять на цену. Поэтому в российских интернет-магазинах (особенно начинающих), специализирующихся на этой сфере товаров, накрутка устанавливается по возможности минимальная, чтобы выиграть не на цене, а на количестве оборотов. В Казахстане ситуация пока иная.
Кроме обычных магазинов покупатели в погоне за ценой все чаще обращаются к интернет-комиссионкам, то есть сайтам, на которых представлена информация о продаже б/у вещей. Первое, что приходит в голову, это сайт газеты «Из рук в руки». Но это не лучший вариант, так как система поиска очень сложная. Большей популярностью пользуются специализированные ресурсы. Например, сайт бесплатных объявлений Slando.kz, где помимо заметок о продаже автомобилей и недвижимости есть рубрика «Купля-продажа». Рост объявлений отмечают на «Центральной барахолке» форума «Центр тяжести» (раздел так и называется). Здесь можно найти все что угодно — от советских проигрывателей пластинок до пиратских копий популярных сериалов. Причем цены последних для многих имеют важнейшее значение, ведь продавцы таких дисков предлагают записать целый сезон популярного сериала всего за 500 тенге. Между тем в Сети существует несколько сайтов-магазинов, предлагающих те же услуги, но уже с доставкой дисков на дом.
Оригинальной формой интернет-торговли является ресурс Agora.kz, который совмещает продажу как подержанных так и новых вещей. Как отмечает его глава Мэлс Исмаилов, это электронная торговая площадка для ведения бизнеса, которая появилась в 2004 году. Несмотря на то, что ресурс называется интернет-аукционом, его работа предполагает «все формы торговли, придуманные когда-либо человечеством». «Образно говоря, Agora.kz является зданием огромного торгового комплекса, в котором размещено бесконечное множество бутиков. Любой желающий — будь то физическое или юридическое лицо — может открыть свою точку продаж. Сейчас на сайте зарегистрировано 2600 продавцов. Каждый из них может выставить все что угодно, лишь бы его товар или услуги не противоречили законодательству. Уникальность ресурса заключается в том, что существует возможность продажи любым способом — от бартера до аукциона, когда товар получает предложивший наибольшую за него ставку. Проект является бесплатным. Дело в том (мы надеемся), что в будущем нам удастся начать зарабатывать на размещении рекламы. Но пока ресурс не особо активен — в день на сайт стабильно заходят около
Интернет-торговля может быть очень разной. Объединяет разные форматы лишь то, что они создают в Казахстане новое экономическое мышление. Новая культура торговых отношений, тесно связанная с технологиями, позволяет взглянуть на многие обыкновенные вещи
Комментарии