Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Предел проникновения

Состояние рынка сотовой связи в Казахстане.

23 февраля 2009 18:40, Василий Калабин, Эксперт Казахстан
Рубрики: Рынок, Связь

Рынок сотовой связи близок к насыщению. Задачи, стоящие перед игроками, меняются: теперь им важно не привлечь новых абонентов, а удержать старых. Для этого сотовики предложат новые услуги, повысят качество связи. А вот дальнейшего снижения цен может не быть.

В 2008 году операторы сотовой связи вплотную приблизились к максимальному охвату страны. Количество зарегистрированных абонентов сотовой связи достигло 15,9 млн. человек и выросло на 27%. По данным iKS-Consulting, номинальное проникновение на начало 2009 года — 103%, проникновение по активным абонентам — 86%.

Объем рынка сотовой связи в денежном выражении в 2008 году вырос на 29%. Рост в 2007 составлял 50%. Таким образом, темпы роста рынка в целом замедляются в связи с близостью к насыщению. Как отмечают в iKS-Consulting, увеличение доходов операторов в абсолютном значении связано с ростом числа абонентов, с постоянно возрастающей необходимостью мобильной связи и, как следствие, более интенсивным ее использованием. Однако подобные факторы роста теряют свое значение. По словам операторов, не стоит ждать прежнего роста выручки и инвестиций в 2009 году вследствие кризиса и наступления этапа насыщения рынка. Достижение предельного уровня проникновения будет стимулировать операторов к поиску источников роста доходов в смежных отраслях связи и работе над лояльностью абонентов.

Если поскрести

Нынешний уровень проникновения по активным абонентам близок к максимальному. Достичь 100?процентного проникновения по активным абонентам невозможно. Это означало бы, что даже, например, младенцы говорят по телефону. В Казахстане, вероятно, не удастся достичь даже 100-процентного покрытия территории. По итогам трех кварталов прошлого года в зоне покрытия было более 80% населения страны. Существует определенный порог по количеству населения в какой-то местности, который делал бы рентабельным строительство базовой станции. «Если, например, в ауле живет 50 человек, то они никогда не нагенерят трафика настолько, чтобы отбить базовую станцию. В Казахстане есть определенная часть населения, работающая и живущая там, где сотовая связь никогда не появится в силу того, что это нерентабельно», — рассказывает руководитель службы по связям с общественностью ТОО «КаР-Тел» Павел Родин.

Если бы операторы получали средства из солидарного фонда для субсидирования своих убытков при строительстве сети в малонаселенных регионах, то охват сотовой связью можно было бы существенно расширить. Но по закону операторы должны только платить в фонд, но ничего из него не получать. Поэтому, по словам г-на Родина, в ближайшем будущем будет происходить привлечение абонентов, которые уже в зоне покрытия.

«Рынок пока еще не насыщен. Но проникновение по активным абонентам (более 80%) говорит о том, что рынок близок к насыщению. Проникновение сотовой связи в Казахстане очень неравномерно. В Алматы и Астане — номинальное проникновение больше 100% и реально близится к этой цифре. А в регионах намного ниже, особенно в сельской местности — не более 60%. Достаточно большой кусок рынка еще не охвачен и есть куда развиваться», — говорит г-н Родин.

По прогнозам АИС, плотность абонентов сотовой связи к 2012 году возрастет до 120 на 100 жителей.

Определенный фронт работ остался. Как рассказала директор департамента корпоративных коммуникаций GSM Kazakhstan Аида Досаева, операторы будут брать новых абонентов в основном из небольших населенных пунктов. При проникновении 80% резерв роста еще есть. Сейчас операторы обеспечили связь в населенных пунктах с численностью населения от 2000 человек. GSM Kazakhstan планирует, что к концу 2012 года он покроет все населенные пункты с населением от тысячи человек.

Новый тренд

«Основная тенденция, которая связана со 100?процентным проникновением сотовой связи, это увеличение средней продолжительности разговора (MOU) при снижении средней доходности с одного абонента (ARPU), — отмечает г-жа Досаева. — Это наблюдалось уже в 2008 году: так, средняя продолжительность разговора наших абонентов в 2008 году составила 140 минут, что на 40% выше по сравнению с 2007». Показатель ARPU компании в 2008 году составил 19,02 доллара вместо 19,4 годом ранее. Таким образом, когда рынок столь близок к насыщению, операторы будут терять темпы роста доходов.

Участники рынка не упустят возможности забрать оставшихся абонентов, это уже не будет определяющим трендом. «Если в 2007–2008 годах усилия операторов были направлены в основном на привлечение новых абонентов, то в этом году фокус сместится на поддержание и укрепление лояльности той абонентской базы, которая есть у оператора», — говорит г-жа Досаева.

В нынешних условиях сервис выйдет на первый план. Это направление стало набирать вес в 2008 году, в частности, проявилось в строительстве точек обслуживания абонентов сотовой связи двумя крупнейшими операторами. Речь идет о салонах связи, максимально доступных для клиента (т.е.  присутствующих даже в небольших населенных пунктах), где он может купить sim-карту и получить в дальнейшем весь перечень сервисных услуг оператора. Сейчас на двух крупнейших операторов (GSM Kazakhstan и ТОО «КаР-Тел») таких точек чуть менее 300 по Казахстану. ТОО «КаР-Тел» имеет одну из самых крупных в стране ретейлерских сетей по продаже сотовых телефонов и sim-карт, конкурируя с крупнейшим мобильным ретейлером — «Евросетью», имеющим несколько сотен салонов.

Как рассказывает эксперт iKS-Consulting Казахстан Светлана Черненко: «Льготные предложения по внутрисетевым звонкам, которыми изобиловал 2008 год, являются яркими примерами действий, направленных на удержание абонентов. Опыт зарубежных рынков показывает, что расширение спектра неголосовых услуг позволяет рынку расти в условиях зрелости, хотя и менее высокими темпами, чем на ранних стадиях развития».

По мнению эксперта, доходы от голосовых услуг по-прежнему будут определяющими в структуре общих доходов операторов, однако драйверами роста в таких условиях выступают именно дополнительные сервисы. В ближайшее время наиболее востребованными могут стать услуги, основанные на быстром обмене данными (мобильная почта, мгновенные сообщения, форумы, социальные сети), для чего операторы так активно стремятся развернуть 3G-сети. «Массовость сотовой связи обеспечивает также большой потенциал для мобильной коммерции, основанной на мгновенных расчетах как с использованием баланса сотового телефона, так и путем активного мобильного управления банковскими счетами и платежными картами», — говорит г-жа Черненко.

В плане развития дополнительных услуг эксперты возлагают надежду на появление в Казахстане 3G — связи третьего поколения. В АИС в конце прошлого года заявили, что 3G будет запущено в 2009 году, когда будут высвобождены частоты в Алматы и Астане. Уже сейчас операторы могут запускать сети 3G в отдельных зданиях.

Павел Родин рассказывает: «3G — это технология, которая делает услугу, хотя бы мобильного интернета, гораздо более привлекательной для потребителей. Появление этой технологии сделало бы услугу доступа в интернет более интересной и емкой с точки зрения ее потребления. Рост пользования мобильным интернетом дал бы больше выручки и т.д.  Но с другой стороны, это требует инвестиций. И сейчас проблематично сказать, будет больше доходов или затрат. Потому что пока ничего непонятно: когда, на каких условиях и т.д.».

Капля кризиса

Близость к максимальному спросу на рынке будет не единственным определяющим фактором в 2009 году. Тенденции будет задавать еще и кризис. Если раньше отрасль телекоммуникаций, и сотовая связь в частности, была в числе тех, кто почти не пострадал от кризиса, то теперь ситуация изменилась, и во многом из-за девальвации.

«Сказать спустя неделю после девальвации, как она повлияет, нельзя. Кризис без девальвации — одно, теперь — другое. Мы инвестировали очень много денег в казахстанский бизнес, и существенная доля этих инвестиций долларовая. Понятно, что мы закупаем все оборудование за границей, и те же sim-карты тоже закупаются за доллары. А тарифы у нас в тенге. Если тенге одномоментно обваливается на 25%, то понятно, как это отражается на бизнесе. Конечно, для нас это был удар. Как на него реагировать, что мы будем делать, пока точно сказать сложно», — рассказал Павел Родин.

Он считает, что 2009 год будет годом повышения эффективности бизнеса по сокращению издержек, повышению показателя пользования и повышения ARPU. Придется сокращать издержки и при этом держать уровень маржинальности бизнеса. Кризис дал возможность повысить эффективность, поскольку в хорошие времена никто особенно не задумывается над операционными издержками и пр. «Но девальвация — это серьезно, и здесь уже не скажешь, что девальвация — это хорошо, это удар по бизнесу», — отмечает Павел Родин.

Потребитель, вероятно, ощутит на себе последствия такой ситуации. При этом операторы немного по-разному видят дальнейшее развитие событий. Аида Досаева отмечает, что в условиях насыщения рынка будет увеличиваться длительность разговора и операторы будут вводить новые тарифные планы, в частности специальные предложения для регионов.

В 2008 году цены сотовой связи в Казахстане, по данным операторов, упали на 15–20%. За два года падение составило более 40%. По мнению Павла Родина, период, который длился несколько лет и характеризовался плавным, но неуклонным снижением цен на сотовую связь, закончится. «Вырастут ли они или зафиксируются на текущем уровне, пока сказать нельзя. Это выяснится в ближайшем будущем, но снижаться цены не будут. Дальнейшее снижение цен просто выведет бизнес из рентабельности».

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии