Еще раз о правовом статусе интернета
Об установлении правового статуса интернета в странах Центральной Азии и Казахстане.
Без тени сомнения можно утверждать, что обсуждение законодательных инициатив стран постсоветского пространства относительно регулирования Всемирной паутины, сегодня по популярности на втором месте после финансового кризиса.
Такой жаркий интерес понятен, ведь для некоторых они чреваты изменением в подходе к творческой деятельности,
Но, несмотря на перемены, которые точно грядут и непонятно как именно коснутся каждого, радует обстоятельство, что законотворцы из разных стран уже готовы их обсуждать, делиться опытом.
Специально для этого была проведена Международная конференция «Интернет и Право» в Бишкеке. В которой приняли участие представители из стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные дебаты коснулись инициатив страны-организатора, которая стоит на пороге законодательного регулирования сети интернет, также как и Казахстан.
Начиная разговор о законодательном регулировании интернета на примере Кыргызстана, в первую очередь хочется сказать о каком количестве пользователей идет речь. Как рассказала Татту Мамбеталиева, директор общественного фонда «Гражданская инициатива интернет-политики»: «Мы вчера вечером закончили работу над исследованием «Интернет-аудитория в Кыргызстане», результаты оказались не настолько радостными. На сегодняшний день количество пользователей определено как 760000, и эта цифра не сильно отличается от данных, которые были получены в 2007 году. За два года прирост пользователей интернета составил всего 60000, такое замедление их роста больше связано с кризисом, который произошел 2008 году. Мы потеряли около 150000 пользователей, которые находятся у нас в регионах. Несмотря на это, увеличилось количество
Если сравнивать с Казахстаном, у нас
Если учитывать, что проект закона в республиках Казахстан и Кыргызстан находится практически на одной стадии, то непонятно отчего, например, инициатор нашего закона в лице Агентства по информатизации РК сейчас не комментирует ситуацию, не проводит публичных обсуждений, в отличие от кыргызстанских законотворцев, которые объясняют чем вызвана постановка такого вопроса как создание механизма-регулятора.
По словам Алишера Сабирова, депутата Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, который инициировал данную законодательную инициативу, все больше и больше стран занимаются вопросами правового регулирования сети интернет. Многие
В то же время в законодательстве Кыргызской Республики уже существуют иные нормативно-правовые документы, которые регулируют вопрос информации. В рамках данной конференции Кристина Айрон, доктор факультета государственной политики Центрально-европейского Университета Будапешта озвучила правовую оценку Закона Кыргызской Республики «Об информации персонального характера» в свете международных норм о защите данных. Таким образом, госпожа Кристана Айрон пришла к выводу, что «Закон КР «Об информации персонального характера» в значительной степени соответствует стандартам ссылочных принципов, хотя с редакционной точки зрения закон не является образцом юридической ясности. Закон КР «Об информации персонального характера» имеет несколько серьезных и мелких недостатков, которые могут повлиять на эффективность защиты персональных данных.
Основные вопросы, вызывающие беспокойство, это:
— сфера применения персональных данных;
— недостаточные ограничения на использование специальных категорий персональных данных;
— отсутствие нормы о сокращении данных до минимума;
— отсутствие прозрачности в отношении практики использования персональных данных и данных о лице, осуществляющем контроль над данными.
Таким образом, можно сделать вывод, что современные технологии достаточно сложно регулировать, учитывая специфику и постоянно прогрессирующие возможности, к тому же еще нет в мире идеального принципа, как регулировать и стоит ли вообще контролировать возможности информационных компонентов электронного сегмента.
Будь то Казахстан или Кыргызстан, где сейчас складывается ощущение, что до подписания проектов закона, регулирующих доменную зону kg, остается не так много времени, хотелось бы узнать мнения других стран, в которых область интернет-присутствия в разы больше нашего.
Как рассказал Пономарев И. В., депутат Государственной Думы Российской Федерации: «Нас захлестывает поток обращений, когда региональные парламенты принимают собственные законодательные инициативы, которые касаются развития средств массовой информации и интернета. Качество этих инициатив, как правило, очень низкое, а содержание носит более популистский характер, чем конструктивный. Среди них, такие как ограничение интернета для подростков и предложения разнообразной политической цензуры, запрещение использовать иностранные, жаргонные слова, т.е. все эти инициативы сердцем понятны, но по конкретным юридическим предложениям получается форменное безобразие».
По словам господина Пономарева И. В.,
И последнее, это максимальный упор на саморегулирование. Государство должно признать саморегуляцию Сети, которую обеспечивает принцип коллективной ответственности.
В заключение хочется добавить, что сейчас трудно сказать, как сложится дальнейшая судьба правового статуса интернета в странах Центральной Азии, остается лишь надежда, что конструктивный диалог и результаты общественного обсуждения найдут свое отражение в текстах проектных документов.
Комментарии