Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Электронная библиотека: беседа на тему

    Интервью с Алией Сарсембиновой, директором службы управления электронными ресурсами Национальной академической библиотеки РК и Сергеем Исаенко, директором департамента проектирования ТОО «IT Research Center» о создании Электронного Государственного Библиотечного Фонда.

    26 декабря 2008 12:59, Бахытгуль Момынова, Digital Kazakhstan
    Рубрики: Общество

    Среди прозвучавших на III международной конференции «Инициативы электронного правительства» докладов два выступления были посвящены теме создания Электронного Государственного Библиотечного Фонда (ЭГБФ). Проект формирования ЭГБФ — один из значительных реализуемых государственных проектов. С докладчиками Алией Сарсембиновой, директором службы управления электронными ресурсами Национальной академической библиотеки РК и Сергеем Исаенко, директором департамента проектирования ТОО «IT Research Center» (компания — разработчик решения для проекта ЭГБФ) мы побеседовали по окончании конференции.

    — Сегодня на конференции все говорят об итогах в реализации проектов. Конечная цель проекта ЭГБФ — свободный доступ всех категорий пользователей к хранимой информации. Сейчас к концу второго года с начала ваших совместных работ над проектом о каких результатах можно говорить?

    Алия Сарсембинова
    Вход в электронное хранилище осуществляется через портал КазНЭБ. Портал был запущен в опытную эксплуатацию в декабре 2007 года. С тех пор электронный счетчик зафиксировал более 20000 посещений. Это очень хороший показатель посещаемости для Казнета. Этот факт был отмечен в известной «Большой энциклопедии Казнета», основателем которой является алматинский веб-издатель и журналист Александр Е. Ляхов. Для нас, как для самой молодой библиотеки страны, очень важно мнение мэтра Казнета.

    Система учета посещений портала показывает, что пользователями и посетителями портала являются не только жители Казахстана, но и России, стран СНГ, дальнего зарубежья. В списке зафиксировано 55 стран, из которых на портал заходили пользователи. Статистика также показывает наиболее частые темы запросов: Абай, культурное наследие, казахские писатели, Казахстан и т.д.

    Сергей Исаенко
    Создание единого хранилища электронных копий книг (книг, изданных в рамках программы «культурное наследие», редких изданий, а также полнотекстовых копий книг из фондов библиотек Казахстана) — это первый шаг в создании Электронного государственного библиотечного фонда. Вторым шагом являлось создание Автоматизированной Библиотечной Информационной Системы на базе НАБ РК для обеспечения возможности сотрудникам библиотеки управлять процессами пополнения электронного хранилища, управления фондами НАБ РК, в том числе и фондами электронной библиотеки, выдачи на руки печатных изданий, заказа и предоставления для просмотра в электронном виде электронных копий книг изданий.

    Процесс создания хранилища электронных копий кропотливый и ресурсоемкий и состоит из нескольких этапов: сканирование изданий, обработка и загрузка электронных копий в хранилище контента и, наконец, предоставление доступа пользователям к контенту.

    На базе Национальной академической библиотеки РК организован центр сканирования изданий. Задача оператора по сканированию добиться высокого качества копий книг в соответствии с технологическими стандартами.

    Алия Сарсембинова
    Основные работы по сканированию и редактированию файлов производятся специальной группой операторов — это люди с ограниченными возможностями, с различными нарушениями слуха, речи, зрения и опорно-двигательного аппарата. Наша библиотека и ТОО «IT Research Center» разработали проект «Инициатива», с целью социальной поддержки инвалидов.

    Сергей Исаенко
    На сегодняшний момент отсканировано более 200000 страниц. После сканирования каждая страница электронного образца документа подвергается редактированию: выравниванию страниц, очистке от загрязнений, пятен. Это необходимый этап, так как такие загрязнения на электронном образе документа появляются вследствие некачественной бумаги, на которой издана книга, или из-за высокой изношенности оригинала. Как правило, это относится к редким книгам. Для редактирования используются различные программы. ПО, входящее в комплект поставки сканера KIRTAS APT1200, позволяет выполнять эту работу автоматически, с экономией времени и без потери качества. После этапа обработки электронных образов документов на библиографическую запись книги, созданную специалистами службы электронного каталога, и электронную копию книги при помощи специализированной программы создается пакет электронных копий документов. Эта программа создает архивированный пакет из отсканированных материалов. С помощью этой программы файлы в форматах mulittiff, tiff и pdf конвертируются в специальный пакет данных. Пакет данных содержит в себе следующие файлы: pdf-файл полная электронная копия издания; pdf-файл  — первые 24 страницы издания и png-файлы для отображения каждой отдельно взятой страницы издания на портале. Такой подход позволяет максимально ускорить время загрузки и отображения страницы в браузере пользователя, каждая страница при этом занимает от 10 до 50 килобайт.

    Только после прохождения всех этапов готовый пакет данных с электронными копиями книги и библиографическая запись загружаются в электронное хранилище, построенное на базе аппаратного обеспечения архивного (постоянного) хранения EMC Centera. EMC Centera это простая, доступная и безопасная аппаратная платформа для хранения информации. Управление хранилищем и доступом к нему организовано при помощи семейства продуктов EMC Documentum и IBM.

    — Почему именно EMC Documentum и IBM?

    Сергей Исаенко
    В нашем решении EMC Documentum используется для организации и управления хранилищем электронных копий книг. EMC Documentum является лидирующим продуктом на рынке ECM решений. ECM — это Enterpise Content Management, то есть программная платформа, обеспечивающая надлежащее управление неструктурированной информацией, какой по сути дела и являются электронные копии книг. Для организации удобного доступа пользователей к ресурсам ЭГБФ применяется портальное решение, выполненное с использованием платформы IBM WebSphere Portal.

    IBM WebSphere Portal представляет собой решение портала корпоративного уровня для организаций, заинтересованных в повышении эффективности своей деятельности Что немаловажно для библиотек при обслуживании читателей. WebSphere Portal — это ведущее в отрасли решение, предлагающее полный набор служб платформы портала с функциональной надежностью и масштабируемостью, отвечающими всем современным потребностям, в том числе обеспечивающее возможность использования технологии Web 2.0.  Новые и улучшенные функции позволяют быстро внедрять мощные приложения портала, которые настраиваются в соответствии с изменяющимися бизнес-потребностями.

    Выбор передовых в своей отрасли программных платформ для построения Электронного Государственного Библиотечного Фонда позволило нам реализовать все требования, предъявляемые к системам подобного рода и заложить основу для развития направления автоматизации деятельности библиотек в Казахстане и объединения их в единое информационное пространство.

    — Перейдем от технической стороны к услугам, предоставляемым на сегодняшний день, пользователям портала…

    Алия Сарсембинова
    В первую очередь — это поиск в электронном каталоге и просмотр полнотекстовых электронных копий книг, изданных в Казахстане. Для удобства копии книг снабжены «Содержанием», которое позволяют сразу просмотреть все названия глав и выбрать необходимую. Очень удобная опция — «сделать закладку». То есть пользователь может сегодня сделать закладку на нужных страницах и вернуться к этому месту в книге в следующий раз, через день, неделю, год — когда ему будет угодно.

    В данный момент пользователям предоставлено несколько тематических каталогов: «Полнотекстовые книги из фондов библиотек Казахстана», «Редкие книги» «Культурное наследие», «Каталоги НАБРК». Другая услуга — «Личный кабинет», это распространенная услуга в базах данных и электронных библиотеках, где пользователь создает свою коллекцию «Избранное» и складывает туда все книги, которые привлекли его внимание на портале, для того, чтобы не производить их поиск каждый раз. Здесь же, в личном кабинете, отображаются все электронные заказы, когда- либо сделанные пользователем. Еще одна услуга — электронный заказ фрагмента необходимой книги на свою электронную почту. Если необходимая книга не представлена в электронном варианте на портале, ее копию можно заказать через услугу «электронный заказ».

    — Можно ли говорить о свободном доступе?

    Алия Сарсембинова
    Достаточно зарегистрироваться на портале, чтобы получить возможность просматривать копии книг, производить поиск в каталогах, задать вопрос виртуальному библиотекарю. Для того, чтобы оформить электронный заказ на фрагменты книг из фондов НАБРК, необходимо иметь постоянный читательский билет нашей библиотеки. Пользователь портала, имеющий читательский билет Национальной академической библиотеки РК с активированным номером, имеет возможность произвести поиск литературы в разделе «Каталоги НАБРК». Из появившегося списка литературы пользователь может выбрать для заказа копии книг c помощью опции «Добавить в заказ». Перед тем как начать оформление заказа, пользователю будет предложено ознакомиться с Правилами заказа и ответственностью за использование электронных копий документов.

    В течение опытной эксплуатации в рамках одного заказа копии пользователь может выбрать только 1 книгу на бесплатной основе. Ограничение будет снято после ввода информационной системы в промышленную эксплуатацию. Библиотекари, принявшие заказ на обработку, высылают копию книги на электронную почту пользователя. Неделю назад на нашем портале началось внедрение новой библиотечной услуги — предварительный заказ книг в читальные залы Национальной академической библиотеки РК, не выходя из дома или офиса для доставки их в читальные залы НАБРК к назначенному времени. Эта услуга сейчас доступна постоянным читателям нашей библиотеки.

    Для упрощения поиска информации в каталогах КазНЭБ зарегистрированному пользователю предоставляется также возможность производить выбор книг по тематическим рубрикаторам, разработанным на основе УДК (Универсальной десятичной классификации).

    Интерфейс портала прост и интуитивно понятен практически любому человеку, даже с небольшим опытом работы на компьютере.

    — Как вы сказали в начале беседы, второй этап — это создание автоматизированной библиотечной информационной системы. Каков на данный момент уровень интеграции КазНЭБ с электронными библиотеками мира?

    Алия Сарсембинова
    Создание электронных библиотек и автоматизированных информационно-библиотечных систем (АБИС) сейчас это уже норма работы любой библиотеки мира. Гораздо важнее при создании новых проектов обязательно закладывать широкие возможности интеграции и взаимодействия с мировыми каталогами и расширять спектр услуг для библиотек и читателей. В этом плане мы с уверенностью можем сказать, что наша информационная система ЭГБФ-КазНЭБ поддерживает все необходимые протоколы взаимодействия для интеграции с мировыми электронными каталогами и электронными библиотеками, такими как: Всемирная (Мировая) электронная библиотека (организатор — Библиотека Конгресса США, участники проекта — Национальные библиотеки мира), Европейская библиотека; Национальная электронная библиотека России и т.п.

    Сергей Исаенко
    При разработке качественно новой автоматизированной библиотечной системы на базе информационной системы ЭГБФ-КазНЭБ активно использовались международные стандарты и классификации: Международный коммуникативный формат UNIMARC — для хранения библиографических записей и обмена данными с другими библиотеками; Универсальная Десятичная Классификация UDC — для создания тематического каталога-рубрикатора УДК; межгосударственные ГОСТы по библиотечному делу. Данные стандарты выбраны для исключения ошибок и потерь данных при интеграции библиотеки с мировым библиотечным сообществом. Для удобства работы пользователей система разрабатывались с применением технологий Web 2.0. АБИС позволяет производить обмен информаций между библиотеками различного уровня с использованием современных протоколов обмена библиографической информацией: протокол Z39.50 — производит распределенный поиск по электронным каталогам библиотек Казахстана; протокол OAI-PMH (Open Archives Initiative Protocol for Metadata Harvesting) — роботы ведут поиск по каталогам зарубежных библиотек национального масштаба и собирают результат в одном, образно выражаясь, мега-каталоге.

    Разные библиотеки имеют разный уровень технической обспеченности и возможности иметь протоколы взаимодействия. К примеру, некторые имеют возможность поддерживать протокол Z39.50, некоторые новый протокол — OAI-PMH, а некоторые библиотеки могут только выставить свои электронные каталоги на сайте. Поэтому гибридный портал — наиболее эффективное решение в данной ситуации.

    Алия Сарсембинова
    В Казахстане насчитывается более 12000 тыс. библиотек и более 8 млн. читателей — это почти 50% активного населения, ищущих и стремящихся к знаниям граждан. Библиотечные е-услуги в Казахстане уже давно зарекомендовали себя как востребованная сфера деятельности. Несмотря на отсутствие должного финансирования, библиотеки Казахстана на протяжении нескольких лет имеют опыт оказания электронных услуг: это и электронная доставка документов, виртуальная библиографическая служба «Спроси библиотекаря», обучение читателей навыкам поиска информации в базах данных, предоставление доступа к электронным каталогам крупнейших библиотек. Теперь, с внедрением нового проекта ЭГБФ-КазНЭБ, все эти процессы стали более экономичными, резко сократилось время на поиск, доставку и получение литературы для читателей, увеличилась производительность труда библиотекарей.

    Проект КазНЭБ уже сейчас, в самом начале показал себя очень востребованным источником информации для читателей Казахстана. Поток запросов от читателей растет с каждым днем. Многие пользователи требуют возможности виртуальной записи в нашу библиотеку, и в наших планах сделать такую услугу, ведь наши читатели, это не только жители Астаны. По существу это первый библиотечный государственный портал, дающий такой объем информации на казахском языке. Портал будет развиваться, нам предстоит еще оцифровать более полумиллиона книг из фондов библиотек Казахстана. Мне хочется напомнить известную фразу из сказки «Алиса в стране чудес». Черная Королева говорила Алисе: «Чтобы просто оставаться на месте, надо очень быстро бежать…».

    — Спасибо за беседу.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии