Два щелчка, и продано!
В ближайшие два-три года в Казахстане начнется расцвет торговли и обмена товарами через интернет-аукционы.
В ближайшие
«Известная американская поговорка гласит:
Главный принцип и одновременно залог успеха аукционов в том, что покупатель и продавец общаются напрямую, без посредников. Мы привыкли к торговле по фиксированным ценам, как в магазине или на рынке. В лучшем случае вы можете поторговаться и получить скидку. Ведь когда мы покупаем или продаем товар через магазин, то продавец берет за посредничество от 30 до 50% от реальной стоимости товара.
Идея же торгов через интернет-аукцион проста и стара, как мир. Это чистый рынок, как из учебника — продавец продает, а покупатель покупает необходимый товар. И его стоимость определяется потребностями двух сторон. По сути, это древнейшая, но облагороженная форма меновой торговли. В результате складывается парадоксальная ситуация: покупатель тратит меньше денег, но вместе с тем продавец зарабатывает больше.
Для некоторых видов товаров интернет-аукцион — единственный метод определения их реальной стоимости и цены. У нас эта форма торговли начинает проявляться только сейчас. Но пока — для продажи эксклюзивных, ценных и крупных объектов. Например, земли и зданий. Поэтому поначалу само слово «аукцион» некоторых людей даже пугает.
Например, у вас есть старая книга, цена которой неизвестна. Но для себя вы прикинули, что если бы вам предложили 1000 тенге, вы бы ее «отдали». Это ваша «резервная цена». За меньшую цену вы с книгой расставаться не хотите. Для тех, кто торопится, есть цена «купи сейчас», которая может быть больше резервной. Например, 1500 тенге. В то же время вы хотите запустить ваш лот в аукцион — а вдруг она нужна многим, вдруг вам предложат 10 тысяч?
Для затравки вы назначаете первоначальную цену в 100 тенге. Выбирается срок — опционально он может быть назначен до двух месяцев. Теперь вам остается лишь проверять свой почтовый ящик, куда будут приходить уведомления или вопросы по детализации товара.
Потенциальный покупатель, заинтересовавшись книгой, предлагает свою цену, например, 150 тенге. Допустим, последнее предложение составило 900 тенге и срок торгов закончился. Вы получаете
Другой вариант. Вы хотите обязательно избавиться от ненужной вещи. Тогда вы назначаете первоначальную цену, и даже если была назначена единственная ставка, вы обязаны продать.
Пока аукционы в Казнете не популярны. Скорее, даже неизвестны большинству пользователей, так как подавляющая их часть пользуется лишь российскими ресурсами. По состоянию на июль 2006 года на сайте agora.kz зарегистрировано около 950 пользователей. 90% из них — это жители Казахстана, остальные 10% — жители стран СНГ, причем большая часть из них — россияне, которые уже имеют опыт торговли или покупки через подобные порталы. Для Казахстана это пока лучший показатель, но для окупаемости проекта — очень мало. Тем не менее проект развивается. И это видно по цифрам. Год назад количество пользователей составляло 400 человек, которые выставили 30 лотов.
Большей частью через такие аукционы продают компьютерную технику и личные вещи, бывшие в употреблении. Это, кстати, характерная черта для всех стран СНГ.
В СНГ наибольшее развитие интернет-аукционы получили в России. На раскачку им потребовалось 7 лет: самый первый и самый большой сайт Molotok.ru (http://www.molotok.ru/), проект компании Mail.ru, появился в 1999 году, несколько лет существовал фактически в тестовом режиме и потихоньку набирал обороты. Несколько месяцев назад здесь был продан
Кроме продажи единичных лотов, аукционные площадки предлагают себя в качестве площадок для размещения интернет-магазинов. Создатель и руководитель украинского аукциона
Дешевизна работы через интернет-аукцион — вот главное, что привлечет торговые компании в Сеть, уверена Маргарита Досмагамбетова. «Вместо того, чтобы вкладывать деньги в открытие своего сайта, небольшие торговые компании могут в течение 15 минут открыть свою площадку, получить свой уникальный адрес и торговать, как интернет-магазин, через наш сайт. Общая тенденция такова: многие физические магазины будут закрываться, так как они попросту не выдержат конкуренции с интернет-магазинами. Расходы первых включают расходы на торговые помещения, их оформление, содержание большого штата продавцов, которые работают ограниченное время, охрану, коммунальные услуги. Расходы интернет-магазина — лишь склады и доставка товара клиентам, — считает
Анна Артамонова, вице-президент и директор по маркетингу и PR холдинга Mail.ru: «Феномен интернет-аукционов возник на стыке идеи гаражных аукционов (распродажа ненужных вещей у себя на заднем дворе), которые являются обычным делом в Америке, и интернета как универсального коммуникационного средства, позволяющего одинаково просто общаться и передавать информацию людям в любой точке планеты. Интернет позволил выставить все это барахло на глобальные торги без дополнительных материальных затрат.
Я бы не сказала, что в России происходит бурный рост интернет-торгов. Скорее, идет планомерное развитие. У россиян нет традиций гаражных сейлов (распродаж), поэтому народ втягивается постепенно. Мы стараемся этому всячески способствовать. Недавно подвели итоги акции «Весенняя уборка», которая пользовалась огромным успехом. Основные проблемы интернет-аукционов в России — это доставка и оплата товаров. Жители России не очень доверяют почте в плане сроков и сохранности посылок, хотя, на мой взгляд, в последнее время ситуация сильно изменилась в лучшую сторону. Также нет культуры использования пластиковых карт и электронных денег. Соответственно, возникают сложности с переводом денег между контрагентами. В Америке интернет-аукционы работают в масштабах страны. У нас основная масса продавцов не готовы пересылать лот в другие города. Исключение составляют, пожалуй, коллекционеры. Думаю, в Казахстане похожие проблемы, плюс аудитория интернета значительно меньше российской».
Самыми популярными категориями на сайте molotok.ru
Сегмент
Солидные темпы роста интернет-аудитории позволяют говорить о больших перспективах в области электронной коммерции. Для успешного ведения онлайн-бизнеса требуется наличие трех основных условий: рост количества пользователей Сети, увеличение скорости появления на виртуальной арене новых сайтов и нарастание темпов развития электронной коммерции (около 50% в год). При этом главными задачами присутствия в интернете сегодня коммерсанты считают увеличение объемов сбыта и прибыли, взаимодействие с клиентами и повышение уровня их обслуживания, расширение связей с общественностью и потребность во внутренних коммуникациях.
Но, к сожалению, собственно казахстанский сегмент интернета не развит. У нас представлены либо сайты-визитки компаний, либо крупные информационно-развлекательные проекты. Сегмент
Если рассматривать только интернет-торговлю в Казнете, то причин ее неразвитости можно найти много. Это и низкая степень проникновения интернета, и низкий уровень образованности пользователей. К сожалению, главным барьером на пути развития
Самой распространенной остается форма оплаты «Наличные при встрече». Мы практикуем также следующие виды оплаты: интернет-банкинг, WebMoney, кредитные карты, Yandex-Деньги.
Сейчас на сайте one.kz большей популярностью пользуются сотовые телефоны, компьютеры, комплектующие, аксессуары. И ситуация в ближайшее время вряд ли изменится. На начальной стадии развития в наш проект было вложено около 120 тыс. тенге. Думаю, мы сможем вернуть наши средства не раньше, чем через год.
Комментарии