Рынок мобильной связи
Интервью с генеральным директором «Вымпелкома» Дмитрием Кромским о рынке сотовой связи в Казахстане.
— Дмитрий Геннадьевич, как вы оцениваете успехи компании в 2008 году?
— Я считаю, что этот год был для Beeline очень успешным. По итогам третьего квартала мы добились увеличения нашей активной абонентской базы на 10,1% по сравнению с предыдущим кварталом. В сочетании с практически стабильным уровнем пользования услугами и показателем ARPU (средний платеж одного клиента в месяц) это привело к росту выручки в мобильном сегменте за этот период на 7,3%. Рост выручки за год на 18,9% подкреплен значительным увеличением показателя маржи OIBDA до 53,4%. Я считаю такие результаты нашей компании успешными.
— Все ли заявленные задачи были выполнены?
— Приоритетным для нас было инвестировать в развитие сети более $200 млн. Эту задачу мы выполнили. Мы поставили более 500 новых базовых станций только за 3 первых квартала по всему Казахстану. По итогам всего года мы планируем установить порядка 800 базовых станций. Это позволит нам охватить территорию, на которой проживает 80% населения страны. Также мы построили дополнительный участок волоконно-оптической связи, что позволит нам в скором будущем уйти от дорогостоящей аренды каналов передачи данных и даст возможность самим зарабатывать на сдаче в аренду излишков мощностей своих ВОЛС. Можно сказать, что вся наша инвестиционная программа в 2008 году выполнена.
Сеть продаж и обслуживания Beeline на конец текущего года состоит из 177 монобрэндовых экспресс-салонов. Вместе с собственными открытыми офисами количество наших эксклюзивных точек продаж и обслуживания приближается к двумстам. Таким образом, мы построили одну из крупнейших ритейловых сетей в Казахстане. Это позволяет говорить, что Beeline — самый близкий казахстанцам оператор связи, и мы выигрываем в лояльности населения.
— Чего вы не сумели достигнуть?
— К сожалению, в 2008 году в Казахстане так и не был решен вопрос с разрешениями на предоставление услуг третьего поколения. Мы предполагали, что лицензии на 3G и разрешения на частоты будут получены в текущем году, и мы сможем приступить к развертыванию сетей.
— Одним из путей повышения доходов операторов мобильной связи является увеличение доли неголосовых услуг (VAS). Какова сейчас структура доходов ТОО
— Да, в условиях насыщенного рынка роль
Мы планируем популяризацию и увеличение уровня доступности этих слуг. Рост
Если в 2009 году будет решен вопрос с разрешениями на оказание услуг в стандарте 3G, то сегмент
— Рынок мобильной связи в РК подошел к критической точке роста. Мобильной связью охвачено практически все платежеспособное население Казахстана. Одновременно в экономике происходит кризис. Как это сказывается на работе компании?
— Хотя телекоммуникации в целом и сотовая связь, в частности, в меньшей степени испытывают на себе последствия современного экономического кризиса, мы, наравне со всеми другими отраслями, столкнемся, скорее всего, с трудностями в следующем году. Поэтому основным приоритетом в 2009 году для нас станет повышение эффективности бизнеса. Кризис — это всегда новая возможность для развития.
В 2009 году уровень проникновения мобильной связи в РК превысит 100%. С учетом двойных-тройных
Если говорить о необходимости финансирования, то можно сказать, что ТОО
Конечно, мы будем внимательно следить за развитием ситуации, ростом доходов населения и поведением потребителей с тем, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на вызовы рынка. Очень сложно спрогнозировать сценарий развития на весь год, но в ближайшие 3 месяца можно с уверенностью сказать, что рост рынка будет продолжаться. Однако мы ожидаем более низкие темпы прироста, чем это было в 2007 или 2008 годах.
Основная часть населения страны, не являющаяся абонентами операторов мобильной связи, проживает в сельской местности. Понятно, что во время кризиса именно эта часть населения испытывает наибольшие трудности. Я не думаю, что резкое снижение тарифов позволит привлечь существенное количество абонентов. Тарифы будут плавно снижаться, и надеюсь, что ценовых войн за низкодоходный сегмент не будет.
— То есть вы не намерены активно снижать тарифы на услуги связи?
— Мы, так же, как и в 2008 году, будем сегментировано подходить к различным категориям потребителей. Тарифы будут снижаться, но мы постараемся не допустить «ценовых войн», так как мировой опыт показывает, что выигравших в них не бывает.
Комментарии