Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Влияние кризиса на ИТ в Казахстане. Переход количества в качество

    Первичная оценка влияния кризиса на состояние ИТ в Казахстане и предположения направления дальнейшего развития событий.

    22 декабря 2008 09:19, Денис Щепин, Computer Club Magazine
    Рубрики: Бизнес, Рынок

    Наверное, уже никто не будет отрицать тот факт, что Казахстан вот уже год как находится в состоянии кризиса. И хотя выход пока еще даже не просматривается, все же прошло достаточно времени для первичной оценки влияния кризиса на состояние ИТ и предположения направления дальнейшего развития событий.

    Многие помнят, что при малейшем намеке «в компании имярек разразился кризис» первой реакцией со стороны руководителей данной компании было отрицание очевидного. Положительного эффекта отрицание не давало и теперь, по прошествии года, видна истинная цена этим заверениям.

    Давайте повнимательнее присмотримся, как же отразились кризисные явления на ИТ-компаниях. Сначала определим базовые понятия. Хотя ныне средний и крупный бизнес немыслим без ИТ, и являет собой пример полнейшего симбиоза, не требует доказательств факт, что потребность бизнеса первична, а ИТ-системы являются средством для ее удовлетворения. Кто же был основным потребителем ИТ-продукции? Государство, банки, телекоммуникационные провайдеры, крупные сырьевые компании, передовые строительные компании. Как изменялся характер потребления ИТ-товаров и услуг? До августа 2007 года основная задача игроков рынка была проста — переварить растущие потребности своих клиентов, соответственно основная проблема — наличие достаточного количества квалифицированных сотрудников. Конкуренция была довольно мягкой, соответственно низкой была цена ошибки. Если клиент оказывался недоволен качеством услуг компании Х, он, не слишком ропща, повторно покупал, чуть ли не тоже самое, у компании Y. При этом на компании Х подобный поворот событий отражался слабо, у них другие клиенты в очереди стояли. Учитывая роль ИТ в работе любого крупного бизнеса, можно сделать вывод, что отрасль росла примерно в два раза быстрее, чем ее основные клиенты, за исключением, пожалуй, строительства, но это связано со спецификой работы наших строительных компаний. К чему привела эта специфика, мы как раз сейчас наблюдаем. А потом наступил август 2007…

    Первыми соскочили банки и строительные компании, конец года еще был по традиции «горячим», а дальше… дальше началось. Госпрограммы долго не открывались, а когда открылись, оказалось, что денег там существенно меньше, чем ожидалось. Банки как будто объявили мораторий на покупки, о строительных компаниях добавить нечего, остался телекоммуникационный бизнес и капитаны индустрии, но объемы были уже не те…

    Моя точка зрения заключается в том, что случившийся кризис несет в себе огромный положительный заряд как для Казахстана в целом, так и для ИТ-индустрии в частности, и ниже я представлю доказательства.

    Как бы мы сейчас не относились к марксизму-ленинизму, законы диалектики работают независимо от этого отношения. Сейчас мы наблюдаем действие закона о переходе количества в качество. Бурное развитие экономики вело к усиленному росту потребности в квалифицированных ИТ-кадрах, только взяться им было неоткуда. Срок поставки сервера — 2 месяца, срок постройки гермозоны — 6 месяцев, а вот срок, когда из человека (не из каждого!) получается специалист, составляет от 1 года до 3 лет, неувязочка выходит. Называть специалистами выпускников вузов может только отчетность министерства образования. И еще при этом особенности кадровой политики крупных компаний приводили к тому, что этому самому, прошедшему селекцию, специалисту для получения адекватной зарплаты нужно было уволиться из воспитавшей его компании, а новым сотрудникам получить желаемое было не в пример легче. Пожалуй, в сложившейся ситуации, если бы кризис не начался, его стоило бы придумать!

    Вроде общеизвестно, что ИТ-системы, при правильном применении, позволяют существенно рационализировать деятельность своих потребителей. Это выглядит очевидным, но до кризиса примеров внедрений систем для получения действительной пользы, да еще и выполненных «правильным» способом, мне известно было немного. Обычный метод: сначала купить нечто, а потом начать искать этому применение, устраивая штурмовщину по методу маршала Жукова (суть метода в следующем: создается 5–10 кратное превосходство в живой силе и технике, и вся эта мощь тупо бросается в лобовую атаку, об эффективности речь не идет). И высший пилотаж — после приобретения обвинить кого-нибудь другого в том, что не оценили добрых намерений, плохо используют и для излечения душевных травм приобрести очередное нечто.

    При росте в 50–150% подобные художества компании могли себе позволить. Ведь рост прибыли есть, и умные слова о мировом опыте и лучших практиках кажутся такими убедительными…

    Но вот ситуация изменилась. Выяснилось, что самая твердая валюта — квадратный метр недвижимости — пузырь, доллар — пузырь, остров стабильности исчез как мираж. Первой реакцией было замереть, прекратив покупки, и переждать пока все вернется на круги своя.

    Прошел год и стало ясно, что дыхание больше не задержишь, так и умереть недолго, а даже просто поддержание существующего бизнеса требует вложений, и вот проекты понемногу движутся, только отношение к ним другое.

    Сейчас то самое благословенное время, когда покупатель ИТ-услуги может задаться вопросами: а что даст моему бизнесу внедрение той или иной системы? Действительно это лучшее решение? Каким образом совместить максимальный результат с минимальными затратами? Что будет, если отложить внедрение? Достаточно ли компетенции у потенциального поставщика?

    На какие свои качества стоит сделать акцент поставщику ИТ-услуг в сложившихся условиях? Основная масса продуктов сейчас не является уникальной, основные отличия заключаются либо в поддержке неких возможностей (не нужных 99,9%  заказчиков), либо в особенностях конструкции. И даже те решения, что претендуют на уникальность, в реальности можно заменить набором более стандартных вариантов. Таким образом, на первое место выходит репутация. Полное выполнение взятых на себя обязательств, выяснение действительных потребностей клиентов и их закрытие, желательно даже «с запасом». Довольный клиент приведет с собой одного, недовольный уведет десять. Чистая психология. Отрицательные эмоции более сильные и производят соответствующее впечатление на слушателей — в дураках оказаться никому не хочется. Казахстан небольшая страна, количество как ИТ-компаний, так и их потребителей ограничено и ложкой дегтя легко зачеркнуть годы работы — и без всякого кризиса уходили с рынка компании с давней историей.

    Немаловажная задача — правильно провести сокращение расходов. С чего начитает основная масса «оптимизаторов»? — это штат, зарплата, премии и текущие расходы. Особенно велик соблазн сократить предстоящие крупные выплаты, «забыв» о том, что люди их заработали честным трудом в предшествующий период. Смотри пункт 1 — репутация. Пойдя по этому скользкому пути очень легко превратить команду сотрудников во врагов. С этого момента об эффективности их труда можно забыть, а компанию в скором будущем ожидает два варианта развития: спад, переходящий в развал, либо обновление команды. Обновление команды дает быстрый эффект в одном случае — когда меняется неэффективный топ-менеджемент, а замена существенной группы сотрудников в среднесрочной перспективе даст существенное снижение эффективности. Оба варианта в итоге обойдутся дороже, чем точное выполнение своих обязательств. Сокращение штата эффективно в случае, когда проводится анализ и оптимизация бизнес-процессов, когда сокращаются неэффективные сотрудники или очевидно снижение нагрузки на штат. Например, в условиях снижения выдачи кредитов эффективно сокращение кредитных менеджеров, и неэффективно сокращение работников, принимающих депозиты. Сокращать закупку бумаги стоит только в том случае, когда в результате изменения бизнес-процессов сокращается потребность в печати документов. Сокращение покупки туалетной бумаги может причудливым образом отразиться на лояльности сотрудников. Вряд ли это именно тот результат, который задумывался в начале преобразований. Подобных примеров масса и критерии верного пути следующие: сокращение не предусматривает отказа от добровольно взятых на себя обязательств и, выполнив какое-либо действие, вам не приходится через краткий промежуток времени отменять уже его и возвращаться на круги своя. Хорошим тоном для топ-менеджемента можно считать сокращение расходов с себя. Важно чтобы это был не показной трюк, а действительно серьезная и долговременная политика.

    Попробуем нарисовать образ «идеального солдата» в ИТ-индустрии. Это будет компания, на 110% выполняющая свои обязательства, с высокопрофессиональной командой специалистов, предлагающая набор продуктов, которые соответствуют потребностям ее заказчиков.

    Подводя итоги можно сделать выводы, что благодаря кризису у ИТ-индустрии Казахстана появился шанс совершить переход из количества в качество и закалиться в его огне, как булатный клинок, преобразив часть участников в «идеальных солдат». У казахстанского бизнеса появилась возможность получить по-настоящему эффективные ИТ-службы, у квалифицированных специалистов — возможность признания своих заслуг.

    И еще одна важная деталь — за свои результаты ответственность каждый несет персонально. Уповающим на доброго дядю на этот раз ничего не поможет.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии